Крик души терзаемого манией величия рэпера Канье Уэста, музыкальное творчество режиссера «Звездных войн», профсоюзные гимны от коммунистических панков из «Аркадия Коца» и новая работа индуистов от бритпопа Kula Shaker — все подробности в обзоре «Ленты.ру».
Kanye West. «The Life Of Pablo»
Канье Уэст считает, что он король хип-хопа, и вряд ли кто-нибудь станет спорить с этим всерьез — просто потому, что в хип-хопе каждый сам себе король. И оттого Канье Уэсту так тяжело.
Выход новой пластинки The Life Of Pablo (прежде анонсировавшейся как Swish и Waves) сопровождался таким количеством публичных истерик рэпера, что он уже, кажется, начал представлять интерес не столько для музыкальных критиков, сколько для психиатров. Если кто забыл, что такое мания величия, почитайте Twitter артиста, хотя там очень много букв — Канье пишет по двести самовлюбленных твитов в сутки.
Вообще-то недавно он запретил белым критикам писать о черной музыке — потому что те не знают, каково это быть правнуком раба. Но на русских запрет, думаю, не распространяется — у нас было крепостное право.
В противоположность производимому Уэстом шуму в обществе сам альбом не то что тихий, а какой-то выдержанный. Как драматический актер держит паузу, так и Канье пользуется секундами тишины, зависаниями, повторениями. Госпел — афроамериканские духовные гимны — сильно повлияли на музыку The Life Of Pablo. Хотя и не помешали Уэсту зачитать на треке Famous пресловутые сальности про Тейлор Свифт.
Через альбом, как на параде, проходит весь цвет урбанистической музыки (Рианна, Кендрик Ламар, Фрэнк Оушен, The Weeknd, Мэри Джей Блайдж, Chance the Rapper, Кид Кади, Swizz Beatz и другие). При таком списке пластинка могла бы превратиться в балаган на ярмарке тщеславия, но Канье хороший продюсер, и он умело дозирует участие каждого — так, чтобы оно не заслоняло его собственную фигуру.
Это интересная и многомерная работа, но все же Life Of Pablo — не самый лучший альбом в карьере Канье. Кстати, о каком Пабло идет речь? Уэст не распространяется на этот счет, но судя по предпочтениям артиста, это некая комбинация Пикассо и Эскобара.
«Аркадий Коц». «Музыка для рабочего класса»
Русские наследники американца Вуди Гатри и британца Билли Брэгга, музыканты московской группы «Аркадий Коц» записали альбом про рабочий класс. Не очень понятное для российской медийной реальности событие: ведь у нас обычно пишут и говорят про средний класс, креативный класс, офисный планктон, олигархов или бездомных, но о существовании класса рабочих вспоминают редко.
В западной музыке иное положение: будь ты хоть трижды миллионером из The Rolling Stones, но ты обязан сочинить свою Salt Of The Earth в поддержку «простого трудяги». «Аркадий Коц» взвалил на себя миссию переводить то, что сочинили в мире про простого трудягу, на русский язык. Отсюда в их репертуаре Гатри, Леннон, Брэгг, Prayers For Atheists. Ну а главный хит «Коца» — «Стены рухнут», то есть L’estaca Луиса Льяха на русском языке.
Группу основали несколько лет назад коммунистически настроенные поэт Кирилл Медведев и социолог Олег Журавлев. Тогда было трудно представить, что из лоуфай-дуэта, исполнявшего дурным голосом песни на стихи смутьяна Александра Бренера, вырастет такой многолюдный и непростой коллектив.
«Музыка для рабочего класса» — второй альбом команды, и он сильно отличается от дебютной пластинки «Давай займемся политической борьбой» (2014) своей оголтелостью и тяжестью. На нем меньше кавер-версий и больше собственных песен («Быть рабочим не стыдно», «Генерал Лудд»).
Самая простая ассоциация — «Ляпис Трубецкой» времен анархического прозрения Михалка: гитары, трубы, панк, ска, протест. Только «Коц» будет поинтереснее.
Kula Shaker «K 2.0»
В середине 1990-х в Британии Kula Shaker были сопоставимы по популярности с Oasis. Их альбом «K» сильно повлиял на «Мумий тролль» времен пластинки «Морская». У Kula Shaker была особенность, отличавшая их от других групп бритпопа — алкоголю и наркотикам они предпочитали индуизм.
Их новый альбом хорошо вписывается в нынешнюю эпоху «возвращения отцов бритпопа». Воссоединились Blur, Suede, Ride... Но Kula Shaker прошли через распад-возрождение еще раньше, а вот последний альбом у них выходил шесть лет назад. Название новой пластинки намекает на то, что это новая инкарнация великого дебютного диска коллектива. Но на деле все не так прекрасно.
Альбом построен очень просто: сначала идет одна очень хорошая песня Infinite Sun, а потом много-много обыкновенных. То есть они не плохие, но такое ощущение, что лихо начав альбом, группа как-то испугалась собственной мощи и перешла на полушепот. К самому финалу силы вернулись к музыкантам (композиция Mountain Lifter), а тут-то и конец. Две вышеуказанные песни — вершины альбома. Между ними — немного старомодная пластинка, словно Джордж Харрисон ожил и снова взялся за ситар.
Various Artists. «Star Wars Headspace»
Благородное собрание электронных музыкантов под присмотром продюсера Рика Рубина создало альбом, вдохновленный «Звездными войнами». Среди участников проекта Flying Lotus, Röyksopp, Bonobo, Baauer и другие значимые артисты.
Рубин получил доступ к полной фототеке киноэпопеи: можно было использовать любые звуки из фильмов, кроме оригинальной музыки Джона Уильямса.
Кратко о Рубине: царь Мидас. Его участие в записи альбома, как правило, приводит к тому, что альбом получается великолепным. Как именно ему это удается — большая тайна, потому что, по рассказам очевидцев, значительную часть своего рабочего времени Рубин тихо лежит на диване, а то и просто спит. Малодушные артисты нервничают, глядя на спящего титана-бородача, но дело обычно закачивается хеппи-эндом.
Не сказать, что этот альбом получился шедевром, но он явно больше, чем просто очередная попытка кинокомпании подогреть остывающий интерес к седьмому эпизоду.
Рубин появляется на альбоме и как артист — он записал композицию NR-G7. Кроме того, здесь можно найти образец музыкального творчества Джей Джей Абрамса, режиссера последнего эпизода «Звездных войн». Под псевдонимом Shag Kava Абрамс записал Jabba Flow: Rick Rubin Re-Work.