Авианосец типа «Лего»

Как может выглядеть новый корабль ВМС Индии

Индийский авианосец «Викрамадитья» в Северодвинске
Индийский авианосец «Викрамадитья» в Северодвинске
Фото: Павел Кононов / РИА Новости

За контракт на разработку нового авианосца для ВМС Индии соревнуются Россия, Франция, Великобритания и США, получившие предложения от ВМС Индии поучаствовать в тендере. Как сообщают некоторые СМИ, в коротком списке претендентов остались Россия и Франция, при этом Индия склоняется к российскому варианту.

Длинные руки флота

Свои первые авианосцы Индия получила от Великобритании, роль которой в создании национальных ВМС трудно переоценить. С обретением независимости влияние Королевского флота не уменьшилось: помимо традиций и некоторого количества кораблей разных типов, полученных в наследство от британцев, Индия на протяжении многих десятилетий сотрудничала с Великобританией, покупая как готовые корабли, так и разработки, воплощавшиеся на национальных верфях.

Первым индийским авианосцем стал «Викрант» (INS Vikrant), построенный в 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота под именем «Геркулес» (HMS Hercules). Корабль так и не вошел в состав ВМС Великобритании: в 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957-м корабль продали Индии, а в 1961-м после доработки он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20 000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов: палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэтт» (Alouette). Впоследствии он был переоборудован под истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер».

В 1997 году спустя 52 года после постройки «Викрант», прослуживший ВМС Индии 36 лет, списали и поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае.

К этому времени индийский флот уже располагал вторым авианосцем. Корабль, известный под названием «Вираат» (INS Viraat), был приобретен в Великобритании в 1986 году и прибыл в Индию в 1987-м.

Бывший «Гермес» (HMS Hermes) — легкий авианосец типа «Сентор» — был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м. В составе Королевского флота «Гермес» отличился в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. Более крупный, чем «Викрант» (28 700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа, как и на предшественнике, составляет не более 20-25 машин.

Уже в конце 1980-х индийские адмиралы задумались о перспективе замены обоих устаревающих кораблей. Исходные планы предполагали строительство двух 28 000-тонных авианосцев: первый заменил бы к концу 1990-х «Викрант», а второй в середине 2000-х пришел бы на смену «Вираату». Эти планы не были реализованы по экономическим причинам. В 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и рассмотреть альтернативный проект размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», известный как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10 000 и полным — в 13 850 тонн.

Идея замены «Викранта» и «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров не понравилась индийским адмиралам. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17 000 тонн. В 1997 году ВМС Индии практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного рассматривался проект ADS (Air Defense Ship) — 24 000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.

В этот период флот изменил свои взгляды на концепцию будущего корабля. Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам. Водоизмещение проектируемого корабля увеличилось, превысив 30 тысяч тонн и в итоге остановившись на значении 37 500 тонн стандартного и свыше 40 000 — полного водоизмещения.

Вместе с тем было ясно, что реализация собственного проекта с таким трудным политическим климатом займет длительное время: заказ на первый корабль нового проекта 71, получивший имя «Викрант», был оформлен в 2004 году, закладка авианосца на верфи в Кочине состоялась в 2009-м, окончательный спуск на воду — в 2015 году, а ввод в строй, анонсированный на 2018 год, может быть перенесен еще на 1-2 года. В этих условиях руководство ВМС Индии приняло российское предложение о покупке бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с перестройкой его в авианосец схемы STOBAR, под базирование истребителей МиГ-29К и вертолетов. Переговоры, шедшие с конца 1990-х годов, завершились в 2004-м, а в 2013 году корабль был передан заказчику под именем «Викрамадитья». Одновременно Индия получила 45 истребителей МиГ-29К, которые должны составить авиакрыло и «Викрамадитьи», и нового «Викранта».

В конце 2000-х годов, когда Китай работал над авианосцем «Ляонин» (недостроенным для ВМФ СССР тяжелым авианесущим крейсером «Варяг») и планировал создание собственного китайского авианосца, в Индии задумались о строительстве следующего корабля. По сообщениям в прессе, он должен получить имя «Вишал» (INS Vishal).

Первый ядерный?

Официально новый индийский авианосец «Вишал» числится вторым кораблем типа «Викранта». Тем не менее обнародованные индийскими военными требования к проекту означают постройку принципиально нового корабля.

В 2010 году, объявляя о начале проектирования, начальник штаба ВМС Индии Нирмал Кумар Верма пояснил, что флот хочет получить «большой авианосец», с которого смогут действовать как истребители, так и самолеты радиолокационного дозора и тактические самолеты-заправщики.

Для реализации этих требований для «Вишала» допускается использование атомной силовой установки, его водоизмещение вырастет с 40 тысяч до 65 тысяч тонн. 40 летательных аппаратов, которые запланированы для «Викранта», превращаются в 54.

Изменяется и архитектура корабля. Трамплинный (схема STOBAR) «Викрант» превращается в катапультный (CATOBAR), оснащенный электромагнитной катапультой (EMALS). Трамплин может остаться, но рассматривается и гладкопалубный вариант.

В этом смысле «Вишал» соотносится с «Викрантом» примерно как атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» соотносился со своими предшественниками — 1143.5 («Адмиралом Кузнецовым») и 1143.6 («Варягом»).

Подобный корабль заведомо избыточен для нужд традиционного противостояния с ВМС Пакистана. Появление в составе индийского флота крупного атомного авианосца с развитой авиагруппой — прямой вызов Пекину, давнему военно-политическому партнеру Исламабада.

Китай с начала 2000-х годов реализует так называемую «стратегию нитки жемчуга», предполагающую развертывание в Индийском океане цепочки военных баз (в том числе потенциальное использование пакистанского глубоководного порта Гвадар, переданного под китайское управление в 2013 году) и пунктов электронной разведки, которые должны при случае обеспечить китайскому флоту возможность свободного оперирования по широкой дуге от Восточной Африки до Малаккского пролива.

Повышение требований к кораблю, фактически исключающее серийное строительство только своими силами, создает ситуацию тендера для иностранных разработчиков и комплектаторов. Возникает масса вопросов о возможном разделении труда: кто будет делать атомную силовую установку, кто — авиационно-технический комплекс, кто предоставит авиагруппу, за кем закрепят право монтировать вооружение.

Выбор есть, но...

В мире не так много кораблестроительных школ, способных посоревноваться за право стать ведущим исполнителем проекта нового авианосца для Индии.

Первым делом следует отстегнуть от проекта американцев. Все, что реально может сделать в этих условиях Вашингтон, — это попытаться продавить отказ от атомной энергоустановки и под этим соусом продать Дели переоборудованный котлотурбинный авианосец типа «Китти Хок» (Kitty Hawk) — или сам CV-63 «Китти Хок», или CV-67 «Джон Ф. Кеннеди» (John F. Kennedy). Эти корабли, построенные в 1960-е годы, в данный момент выведены из состава флота для разделки на металл или переоборудования в музеи.

Вариант возможный, особенно если Индия решит сэкономить. Другой вопрос, что традиции американского ВПК почти исключают вовлечение в интеграционные консорциумы с конкурентами, особенно советско-российскими. Ситуация, при которой Индия вдруг захочет разместить МиГ-29К на корпусе «американца» (с российским авиационно-техническим комплексом или без), совершенно химерична, зато точно даст самый дешевый из всех возможных способов обзавестись тяжелым авианосцем.

А что же французы? Проект атомного корабля PA2 (так называемый «второй авианосец»), который должен был прийти на французский флот вслед за Charles de Gaulle («первым»), для параметров «Вишала» почти подходит: после очередного сокращения его водоизмещение должно составить 62 000 тонн, а на борту смогут находиться свыше 40 летательных аппаратов.

Однако у компании DCNS есть и коммерческая альтернатива: с некоторых пор они продвигают в Бразилии так называемый DEAC (DCNS Evolved Aircraft Carrier), представляющий собой экспортный неатомный вариант на базе PA2. Корабль имеет стандартное водоизмещение в 55 000 тонн и несет до 40 летательных аппаратов.

Третий и последний участник гонки за «первым ядерным» — российское Невское проектно-конструкторское бюро, чья работа хорошо известна индийцам по «Адмиралу Горшкову» («Викрамадитье»). С Невским ПКБ имеет все шансы выступить итальянская компания Fincantieri. Традиционно хорошие отношения итальянской и российской «оборонки» дополняются тем, что именно эти две фирмы плотно участвовали в проектировании и строительстве авианосца «Викрант».

С высокой степенью вероятности можно допустить, что в соответствии с давними традициями индийских военных никто из перечисленных претендентов не получит контракта «в одно лицо». Скорее всего, будет собран многосторонний консорциум, в котором каждый из участников сыграет строго определенную роль. Как это могло бы выглядеть?

Леголенд в Кочине

Отчасти сузить круг вариантов может требование ВМС Индии об унификации авиакрыла перспективного корабля с уже имеющимися на вооружении ВВС и ВМС Индии самолетами. Этому условию среди палубных истребителей в настоящее время отвечают российские МиГ-29К, уже используемые на авианосце «Викрамадитья» и предполагаемые для достраивающегося «Викранта», и французские Rafale M, унифицированные с сухопутной модификацией этой машины, закупки которой для ВВС Индии должны начаться в ближайшее время.

Кроме того, в пользу России работает действующий совместный российско-индийский проект истребителя пятого поколения FGFA, создаваемого на основе российского ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Ведущаяся на этой же платформе разработка перспективного комплекса уже для корабельной авиации (ПАК КА) позволяет предложить этот вариант и Индии.

Итак, основными претендентами на поставку авиационно-технического комплекса и авиагруппы выглядят Россия и Франция, при этом ряд дополнительных элементов Индия вполне может заказать у тех же США: ранее источники в корпорации Northrop Grumman сообщали корреспонденту «Ленты.ру» о готовности совместить свои «летающие радары» и авиакрыло из МиГов.

Что касается строительства корпуса корабля, с учетом вышеназванных ограничений США, реальными претендентами на сотрудничество являются британцы (строящие два собственных авианосца типа Queen Elizabeth близких размеров), французы и Россия — как сама по себе, так и в сотрудничестве с Италией. Существенным ограничением для британцев является отсутствие энергетической установки требуемой для индийских условий мощности, и быстро эти разработки не появятся. Установки нужной мощности нет и у Франции.

Фактически единственной способной «успеть в срок» ГЭУ нужных параметров остается российская на основе реакторов «Ритм-200», в настоящее время строящихся для перспективных атомных ледоколов типа ЛК-60Я. Двухреакторная установка такого типа позволит получить мощность энергетической установки около 150 тысяч лошадиных сил, при этом возможно повышение мощности и самих реакторов, и установки в целом.

Таким образом «на выходе» остаются четыре наиболее реальных варианта.

1. Французский корпус с российской энергетикой, российским авиационно-техническим комплексом и российской авиагруппой.

2. Французский корпус с российской энергетикой, французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

3. Российский корпус с российской энергетикой, французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

4. Российский корпус с российской энергетикой, смешанным российско-французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

О том, кто окажется поставщиком радиоэлектронного оборудования и вооружения для нового корабля, пока можно только гадать. Список претендентов в этой сфере тоже не слишком широк, но возможности различных комбинаций намного выше.

Обсудить
Россия для грустных
Тест «Ленты.ру» на экстремизм
Россия. Москва. 13 апреля 2016. Член комитета Госдумы РФ по вопросам собственности Андрей Свинцов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Диденко (слева направо на втором плане) и член комитета Госдумы по образованию Егор Анисимов (слева на первом плане) на пленарном заседании Государственной думы РФ. Станислав Красильников/ТАССПретерпевшие
На что жалуются депутаты при зарплате в 400 тысяч рублей
Владимир Путин«Волосы дыбом встают»
Чему ужаснулся Путин на Совете по правам человека
Рамзан Кадыров Рамзан сбережет
Почему финансирование Чечни продолжит расти
«Родишь — будешь халат мне от крови отстирывать»
Молодые матери о хамстве и унижениях в родильных домах
«Верните наше будущее!»
О чем мечтают альтернативные правые — друзья Трампа и враги политкорретности
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа

Не твой, вот и бесишься
Что нужно продать, чтобы купить новый MacBook Pro 2016
«Его вряд ли воспитывала бабка»
Кем на самом деле был основатель Киевской Руси князь Владимир
Киндер-сюрприз
В мумии литовского ребенка нашли смертоносный вирус оспы
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
SAN MARCOS, CA - FEBRUARY 5:  Finished silicone RealDoll sex dolls are seen at the Abyss Creations factory on February 5, 2004 in San Marcos, California. RealDolls are created using Hollywood special effects technology and have orifices made of a special soft grade of silicone for people who want to "enhance their sex lives", according to Abyss Creations literature. Standard female models sell for about $6000, males for $7000, and are sold only over the Internet. "Shemales" and other special orders are also available.       (Photo by Макдоналдс секс-индустрии
Зачем лондонскому кафе эротические роботы
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее