В понедельник, 4 апреля, на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе продолжились масштабные боевые действия, использовалась крупнокалиберная артиллерия, системы залпового огня. По данным ООН, со 2 апреля в зоне конфликта погибли не менее 33 человек, свыше 200 получили ранения. Президент Армении Серж Саргсян пообещал признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (НКР), если военные действия «обретут широкий размах». При этом военное ведомство Азербайджана опубликовало кадры уничтожения карабахского командно-штабного пункта и сообщило о гибели полковника и генерала армии НКР. «Лента.ру» выяснила, как республика живет в условиях обострения противостояния и что о нем думают эксперты.
Танки и признание независимости
По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в населенных пунктах, которые затронул вооруженный конфликт, проживают 14,4 тысячи человек. Руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана Вагиф Дяргахлы заявил, что 4 апреля боевые действия велись в направлении городов Агдере, Тертер и Физули. Дяргахлы также обвинил армянскую сторону в обстреле населенных пунктов вблизи линии разграничения. Днем Минобороны Азербайджана на своем сайте опубликовало кадры уничтожения карабахского штабного пункта. В сообщении утверждается, что в результате погиб полковник и генерал армии НКР.
В Министерстве обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики обвинили азербайджанских военных в обстрелах из минометов и орудий своих передовых позиций. По данным военного ведомства, интенсивный артобстрел начался около 7 утра по местному времени на юго-восточном и северо-восточном направлениях линии соприкосновения. При этом азербайджанская армия использовала 152-миллиметровые орудия, системы «Град» и танки. Пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян заявил, что в ходе утренних боев уничтожены три азербайджанских танка, выведены из строя тяжелые огнеметные системы ТОС-1 армии Азербайджана, а подразделения ПВО сбили один ударный беспилотный летательный аппарат (БПЛА).
Президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран ОБСЕ заявил, что в случае эскалации боевых действий возможна полномасштабная война. «Если военные действия продолжатся и обретут широкий размах, Армения признает независимость Нагорного Карабаха», — пригрозил армянский лидер. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев в ответ подчеркнул, что Баку готов к прекращению огня, однако Вооруженные силы Армении «должны в соответствии с резолюциями СБ ООН покинуть все оккупированные территории Азербайджана».
«Бомбоубежища проверить не успели»
При этом в самом Нагорном Карабахе сейчас гораздо спокойнее, чем можно себе представить. Бои идут в отдалении от крупных населенных пунктов, в столице НКР — Степанакерте — все госучреждения работают в обычном режиме. Журналист Сергей Чаманян рассказал «Ленте.ру», что школы были закрыты только в первый день боев — 2 апреля. Это было связано с тем, что в образовательных учреждениях разместили людей, которые эвакуировались от линии соприкосновения. «В школах они находились недолго, их быстро разобрали родственники. В понедельник школы уже снова работали в обычном режиме», — говорит Чаманян.
Мобильные операторы Армении и Нагорного Карабаха после начала боевых действий отменили роуминг и снизили цены на мобильную связь. Минута разговора в НКР сейчас стоит 5 армянских драм (около 70 копеек). «Интернет есть, вода, газ, электричество — все без перебоев, — говорит карабахский юрист Дмитрий Бецков. — В городе нет никакой дополнительной военной техники. Паники не наблюдается, хотя напряженность чувствуется, людей на улицах меньше обычного. Отменены народные гулянья, никаких торжеств и праздничных мероприятий не проводится. Веселиться, когда наши ребята на границе проливают кровь, никому не хочется. При этом работают все кафе, рестораны — туда многие приходят обсудить последние новости». Под бомбоубежища в Степанакерте приспособлены подвалы жилых домов. «Проверить состояние укрытий еще не успели», — объясняет Сергей Чаманян.
Больницы республики переведены на повышенный уровень готовности для приема раненых. Специальных объявлений о приеме крови для пострадавших власти не делали, но желающих ее сдать достаточно. Ажиотаж наблюдается и в Ереване. По словам Смбата Дагбашяна, директора Центра гематологии имени Йоляна, поток доноров не прекращается, кровь берут у всех желающих.
В республике активизировалось добровольческое движение. В ночь на 4 апреля в Степанакерт прибыл отряд из 200 человек Союза добровольческого движения «Еркрапа», ожидается прибытие представителей националистической партии «Дашнакцутюн». Большая часть ополченцев живут в самой НКР — это ветераны войны 1991-1994 годов. К вечеру 3 апреля около двух тысяч человек уже зарегистрировались в качестве добровольцев. В интернете появились видео (1, 2) сборов ветеранских отрядов на улицах Степанакерта, Мартакерта и других городов НКР. «Когда ты живешь 25 лет в состоянии войны, грань между мирными жителями и военнослужащими стирается. Здесь все всегда готовы к худшему, поэтому нет паники», — объясняет замминистра экономики НКР Сергей Шахвердян. О консолидации с властями Армении и НКР по вопросу Нагорного Карабаха заявили и все основные оппозиционные силы: Армянский национальный конгресс во главе с Левоном Тер-Петросяном, Армянское общенациональное движение, партия «Гражданский договор», Народная партия Армении.
В карабахских соцсетях и блогах распространяется информация о зверствах в районе боевых действий. Так, издание Hetq.am публикует жуткие кадры из деревни Талыш. По сообщению фотографа Хакоба Погосяна, жителей села супругов Валерия и Размеллу Халапян и пенсионерку Марусю Халапян расстреляли, а потом убитым отрезали уши.
4 апреля в селе Зораван Мартунинского района НКР прошли похороны одной из первых жертв конфликта — 2 апреля в результате обстрела погиб 12-летний Вагинак Григорян. В церемонии прощания с мальчиком приняли участие более двух тысяч человек из близлежащих сел Мартунинского района. По сообщению журналистов, во время похорон были слышны взрывы со стороны линии соприкосновения.
Проверка боем
Эксперты отмечают, что нынешнее обострение хоть и стало самым крупным с 1994 года, вряд ли приведет к масштабной войне. Политолог Андрей Епифанцев считает, что Азербайджан своими действиями лишь показывает мировому сообществу, что вопрос Карабаха не решен. «Война может быть начата либо тогда, когда Азербайджан будет полностью уверен в том, что он победит, либо в условиях сильного ухудшения экономической ситуации, в частности из-за падения цен на нефть. Сейчас, однако, президент Ильхам Алиев еще не исчерпал весь свой арсенал методов для сбивания накала социального напряжения внутри страны», — считает эксперт.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин рассказал «Ленте.ру», что обострение карабахского конфликта объективно назревало. Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика при посредничестве России подписали Бишкекский протокол о перемирии в 1994 году, но с тех пор политического решения проблемы так и не было найдено. «В отличие от других подобных конфликтов режим прекращения огня поддерживался непосредственно сторонами конфликта, никаких миротворцев здесь не было», — подчеркивает эксперт. В Минскую группу стран-членов ОБСЕ по разрешению армяно-азербайджанского конфликта входят Россия, США и Франция. До последнего времени эти державы выступали в унисон, теперь между сторонами появились известные противоречия. «Очевидно, что азербайджанская сторона раньше не шла на обострение из-за того, что не было внешней поддержки. Теперь, видимо, появилось ощущение, что можно сыграть в свою игру. Впрочем, я не считаю перечисленные факторы непреодолимыми. Думаю, перемирие в ближайшее время удастся восстановить», — резюмирует Жарихин.