Доктор исторических наук Илья Зайцев прочитал в Библиотеке иностранной литературы лекцию об истории взаимоотношений между Россией и Крымским ханством с 1772 по 1783 год, когда Крым объявил независимость, а спустя 10 лет вошел в состав Российской империи. «Лента.ру» записала основные тезисы лекции.
1 ноября 1772 года в городе Карасубазаре посол России в Крымском ханстве Евдоким Щербинин и хан Сахиб-Гирей подписали мирный договор; 29 января 1773 года в Санкт-Петербурге этот договор был ратифицирован российской стороной. Он начинался провозглашением «союза, дружбы и доверенности между Россией и Крымским ханством» и гарантировал независимость ханства как от Российской, так и от Османской империи. Однако через 10 лет, 8 апреля 1783 года, Крым стал частью Российской империи.
Это событие — первый в истории России опыт присоединения не просто исламской территории, а высокоразвитого исламского государства. Завоевания исламских царств происходили в истории России и ранее (можно привести хрестоматийные примеры Казани и Астрахани), но до присоединения Крыма не было случаев апелляции к мусульманской социально-политической доктрине на государственно-правовом уровне.
«Идеальное» исламское устройство
Данная доктрина не предполагает каких-либо границ между сакральным и мирским, светским и религиозным, что является очень важным отличием от европейского понимания государства. Идеальное исламское государство — это община верующих, которая следует шариату. С точки зрения фикха, (мусульманская доктрина о правилах поведения — прим. «Ленты.ру») государство не является юридическим лицом и участником каких-либо споров, а единственным источником суверенитета становится сам Бог.
Здесь не обойтись без фигуры халифа, которая будет ключевой для понимания сложившейся к XVIII веку ситуации в Крыму. Халиф — не государственное лицо, как часто считают европейские исследователи, халиф — это гарант следования шариату в общине. Когда человек платит налоги или служит в армии, он выполняет не обязательства перед государством, а демонстрирует свое отношение к Богу. Вот с таким «идеальным» исламским устройством столкнулась Российская империя, когда подошла к решению крымского вопроса.
Карасубазарский мир
Между Россией и Крымским ханством было множество договоров, но подписывались они с современной точки зрения не между странами, а между отдельными личностями — например, между крымским ханом и московским царем. Это были межличностные соглашения, которые после смерти одного из контрагентов переставали действовать, и их надо было подписывать снова.
Карасубазарский договор от 1 ноября 1772 года стал первым межгосударственным соглашением, подписанным по всем европейским светским правилам. Со стороны России его заверил Евдоким Щербинин, который до этого управлял Слободской Украиной, а со стороны ханства — вновь избранный хан Сахиб-Гирей. Это был мирный договор о добрососедских отношениях. В нем объявлялось, что «ни Российская империя, ни Оттоманская Порта и прочие посторонние, никто и ни один ни в чем вмешиваться да не имеют, но, по избрании и постановлении хана, доносимо будет высочайшему российскому двору».
Извечная дилемма между выбором хана и его назначением со стороны Порты в данном случае отвергалась. Русская сторона настаивала, что хан ни в коем случае не должен утверждаться Османской империей — об этом лишь явочным порядком должны доносить в Петербург.
Крымчане так до конца не поняли и не осознали, что за документ они подписывали, так как это была чисто европейская категория, недоступная их пониманию и никак не сопрягавшаяся с шариатскими нормами. Россия оперировала европейскими правовыми понятиями и говорила на светском языке, а Крым говорил с точки зрения религиозного закона. Подписывая документ, стороны, очевидно, подразумевали совершенно разные вещи.
Этот договор, кроме уже упомянутой независимости, имел несколько важных следствий: он подтверждал подданство Большой и Малой Кабарды (вассалы Крымского ханства), которая тогда была предметом спора между Османской империей и Россией; кроме того, Крымское ханство обязалось не помогать противникам России своими войсками.
Керчь и Ени-Кале (крепость, заложенная в самом начале XVIII века недалеко от Керчи) должны были остаться за Российской империей, поскольку на Крымском полуострове на момент подписания договора находились русские войска под предводительством Василия Долгорукова, — они были навязаны крымской стороне силой. Это соглашение свело на нет все достижения крымской дипломатии.
В мирный договор входил еще один важный пункт: гарантии прежних владений хана на Кубанской стороне и за Перекопом (часть Херсонской области и земли ближе к Одессе). Там не велось никакой хозяйственной деятельности, но эта земля была важная для Крыма как пастбища ногайцев — подданных крымского хана. Договор также разрешал свободную торговлю для граждан обеих стран; отдельной статьей оговаривалось присутствие русского консула и гарантии его безопасности со стороны ханов.
Россия с 60-х годов XVIII века добивалась присутствия при хане постоянного представителя Российской империи, но крымчане не видели необходимости посылать своего консула в Петербург и не понимали, зачем русский консул нужен в Крыму. Кроме того, крымский хан вполне резонно подозревал, что эта миссия русских может превратиться в очаг разложения государства. В какой-то степени так и вышло.
Опередивший время
Ключевую роль в событиях того времени сыграл хан Шахин-Гирей, брат Сахиб-Гирея, подписавшего договор с русскими. Он занимал должность калги (второе по значимости лицо после хана в иерархии Крымского ханства).
Чтобы решать вопросы, связанные с дальнейшим статусом Крыма, Шахин-Гирей был отправлен в Петербург, где провел больше года. По прибытии он долго отказывался ехать к Никите Панину (русский дипломат, главный советник по вопросам внешней политики при Екатерине II — прим. «Ленты.ру») и требовал, чтобы тот пришел к нему первым, а затем отказывался снимать шапку на аудиенции. Поначалу Екатерина относилась к будущему хану неплохо и даже упоминала его в своей переписке с Вольтером, называя «крымским дофином» (такой титул носили наследники французского престола — прим. «Ленты.ру»), «славным малым», с которым «дело, видимо, получится».
Став ханом, Шахин-Гирей начал проводить реформы, которые сыграли с ним злую шутку и настроили против него большую часть населения Крыма. Но если смотреть на преобразования Шахин-Гирея сквозь призму европейского общества, перед нами встает образ не совсем пропащего человека — создателя программы, явно опередившей свое время.
Он унифицировал податную систему, попытался утвердить классы крымского дворянства, выстроенные по русскому образцу (что было заведомо невозможно), проводил реформы в армии, ориентируясь на русский опыт, начал по-новому чеканить монету.
До Шахин-Гирея армия Крыма представляла собой феодальное ополчение во главе с беем (высшее воинское звание — прим. «Ленты.ру»), к которому присоединялись кочевники ногайцы. Османы любили бросать крымское войско в своих походах (как на Запад, так и в Персию) в самое пекло. Шахин ввел регулярную армию и рекрутскую повинность, немного отличающуюся от российской: он брал одного человека с пяти дворов.
Для создания регулярной армии он использовал русских советников, которые, естественно, работали за деньги, и среди них было много проходимцев. Когда хан решил переодеть всю армию в русскую форму, войско взбунтовалось.
Шахин-Гирей попытался поменять и налоговую систему. До реформы она была простой: одну подушную подать брали с немусульман, другую — с джамаатов, свободных мусульманских общинников, то есть некрепостных крестьян, которые обрабатывали землю общего пользования. И немусульмане, и джамаат платили фиксированную подать своему бею, в административном подчинении которого они находились. Шахин же по европейскому образцу ввел одинаковую для всех подушную подать, а также упорядочил сборы за свадьбы, изготовление вина и прочее. Это была попытка реформировать традиционный крымский уклад под европейские нормы.
Новый хан провел и административную реформу: во вновь обретенных южных землях ханства он сделал около 40 каймаканств (административно-судебная единица, которая в свою очередь делилась на кадылыки — округа, возглавляемые судьями). Шахин-Гирей впервые ввел систему откупов, которая тоже всем не понравилась. Сферы деятельности, приносившие определенный доход, например таможня, питейные заведения или любые производства, отдавались человеку, способному внести деньги в казну вперед. Конечно, сумма откупа выходила меньше своевременной выплаты, но преимуществом этой схемы было быстрое пополнение казны.
Реформы коснулись и самого хана. Он не боялся брить бороду, трапезничал сидя на стуле, пользовался приборами и, что было совершенно фантастическим, выезжал в карете. Его деятельность, противная исламскому закону, вызывала сильное недовольство населения.
«Спасение» христиан
Удобный момент для свержения Шахин-Гирея возник, когда русское правительство вывезло из Крыма почти всех христиан (русских, армян и греков). Задумывалось это как благо, но обернулось трагедией. В России долгое время считали, что христиане не должны жить под исламской властью, поэтому российские дипломаты сначала попытались вписать пункт о выселении христиан из Крыма в карасубазарский договор, но хан воспротивился, и этот пункт остался только в черновиках соглашения. Тогда было принято решение о выселении христиан из Крыма своими силами на вновь приобретенные Россией земли в районе Мариуполя. Организовывал эту операцию и командовал ею граф Александр Суворов, агитировали за выезд из Крыма представители греческого духовенства.
Мобилизация христиан была проведена успешно, но когда люди приехали на новое место, выяснилось, что денег на строительство жилья не хватает, а земли, которые им выделили, непригодны для садоводства и выращивания винограда — людей выселили в голую степь. В результате неурожая и плохих погодных условий зимой 1778-1779 годов люди погибали от голода и морозов. Точное число погибших неизвестно, правдоподобная цифра — около 50 тысяч человек. Эта операция подорвала численность крымских христиан, которые поддались на пропаганду.
К 1781-1782 годам на полуострове разразился кризис: реформы хана вызвали недовольство почти всех жителей Крыма, они отказывались подчиняться его приказам и уходили в горы. Первоначально восставшие даже обратились к русскому правительству с просьбой сместить хана, но Российская империя не хотела поддерживать никого, кроме представителей официальных властей. Все это время сложные вопросы взаимодействия между Крымом, Россией и Османской империей решал граф Никита Панин, руководивший внешней политикой Российской империи, но в 1781-м он ушел в отставку, а сменивший его Александр Безбородко имел совсем другое представление о судьбе Крыма.
В 1782 году стало ясно, что с волнениями хан не справляется, и Безбородко решил, что надо действовать жестко: на полуостров были введены русские войска. Тогда же в Петербурге появились первые письменные упоминания о том, что хорошо бы включить Крым в состав Российской империи, дабы не возиться с подставными ханами, которые к тому же не могут управлять ситуацией на полуострове. К весне 1783 года был подготовлен манифест о включении Крыма в состав России. Более чем трехсотлетняя история крымского ханства на этом завершилась. Кто виноват в этом — Шахин-Гирей или международная политика? Ответить на этот вопрос однозначно очень сложно.
Смерть на Родосе
Судьба реформатора Шахин-Гирея сложилась трагично. После опубликования апрельского манифеста Екатерины в 1783 году стало понятно, что в Крым он никогда не вернется. Русские долго думали, что же с ним делать. После присоединения Крыма он четыре года жил в России — в Воронеже, Калуге и Киеве, а потом сам попросил о выезде.
Сначала он отправился в болгарский город Карнабад, оттуда османы сослали его на остров Родос, где многие ханы провели свои последние дни. Шахин-Гирей жил некоторое время на острове, а потом ему припомнили притеснение мусульман в Крыму и попытку переметнуться на сторону России, и в 1787 году казнили. Согласно легенде, в 20-х годах XIX века на Родосе рыли котлован, чтобы построить казармы для янычар, и наткнулись на старую выгребную яму, в которой нашли голову бывшего хана.