Во вторник, 19 апреля, премьер-министр Дмитрий Медведев отчитался перед Госдумой о работе правительства в 2015 году. Он пообещал не включать печатный станок, не повышать налоги до 2018 года и пожалел Европу, переживающую миграционный кризис. Отчетом традиционно остались довольны только единороссы. Зюганов посетовал на отсутствие единства внутри правительства, Миронов указал на растущую бедность, а Жириновский отругал министров и пожаловался на «собачью мафию».
Это уже восьмой отчет премьера — обязанность главы правительства ежегодно отчитываться перед Госдумой прописана в Конституции. На Охотный Ряд Медведев прибыл вместе с вице-премьерами, министрами и руководителями ведомств.
Обсуждение обещало быть жарким: все шишки парламентская оппозиция сыпет на правительство, ответственное за экономическую политику в стране. В кризис поводов для критики более чем достаточно, к тому же скоро парламентские выборы. Поэтому премьер-министр тщательно готовился к отчету. Депутаты явились на его выступление практически в полном составе.
«Мы не просто устояли»
Обращаясь к парламентариям, Медведев перечислил факторы, влиявшие на работу правительства в 2015 году: нефть подешевела вдвое, внешнее санкционное давление сохраняется, глобальные рынки по-прежнему нестабильны и плохо предсказуемы, структурные проблемы российской экономики только обострились.
«Но мы не просто устояли, мы можем развиваться и двигаться вперед», — обнадежил он.
По его словам, правительство понимает необходимость глубоких структурных реформ, однако выступает против любых форсированных преобразований. «Реформы за счет людей мы проводить не будем. Да, сейчас экономике денег не хватает, но мы не будем допечатывать средства для недостающих доходов бюджета. Это просто бумага, она только подстегнет инфляцию и обесценит доходы людей, обесценит зарплаты и пенсии», — отметил премьер, добавив, что от соблазна ввести жесткое регулирование экономики также стоит воздержаться.
Премьер-министр и лидер правящей партии призвал политиков не разбрасываться невыполнимыми обещаниями во время выборов.
Затем Медведев сосредоточился на том, что у правительства получается: на поддержку сельского хозяйства миллиарды выделяются, магистральный газопровод «Сила Сибири» строится, дороги ремонтируются, морские гавани модернизируются, добыча нефти рекордная, уровень госдолга низкий, резкого роста цен на билеты не допустили.
Традиционно премьер-министр уделил внимание необходимости создания благоприятного делового климата и формирования в стране «по-настоящему свободного предпринимательства», пообещав, что налоги правительство до 2018 года увеличивать не планирует. И анонсировал свою встречу с предпринимателями, открывшими новые производства.
Вторую половину выступления Медведев посвятил тому, что правительство делает для «категорий населения, которым непросто»: многодетных, пенсионеров, инвалидов. Здесь тоже есть успехи: естественный прирост населения — 30 тысяч человек в год. Премьер подчеркнул, что удалось добиться «самой высокой за тысячелетнюю историю России продолжительности жизни — 71 год».
«Мы делаем все, чтобы сегодняшние трудности не заслоняли перспективу», — подытожил Медведев, процитировав слова Столыпина о том, что у России есть историческое право быть сильной.
«Европу жалко»
От каждой фракции полагалось по три вопроса, но коммунист Николай Харитонов, которому первому дали слово, успел задать вопросов пять, в том числе об экологических продуктах и поддержке оленеводства. Медведев ответил, что государство продолжит поддержку сельского хозяйства и к радости коммуниста не исключил принятия в обозримом будущем нового закона о качестве пищевых продуктов. «Не забыли мы и об оленеводстве. И о табунном коневодстве тоже», — добавил он.
ЛДПР подняла вопрос о необходимости регулирования миграции, приведя миграционный кризис в Европе в качестве примера. «Что предпримет правительство, чтобы подобный сценарий не повторился у нас?» — спросил депутат Ярослав Нилов.
«На самом деле, жалко Европу, — признался Медведев. — Был на мюнхенском форуме и с кем из европейских политиков ни разговаривал, они глаза в пол опускают и говорят: "Мы провалились". На самом деле это было безответственное поведение европейских политиков и руководства Европейского союза. Мы угрозу неконтролируемой миграции прекрасно понимаем и должны сейчас еще жестче отнестись к миграционному законодательству».
Михаил Емельянов (СР) выразил недовольство тем, что правительство отвергает те меры, которые предлагают справороссы в своем «альтернативном» бюджете. В частности, о переходе на прогрессивную шкалу налогообложения. Медведев напомнил, что прогрессивная шкала действовала в 90-х: «И сколько налогов тогда платилось?»
Николай Коломейцев из КПРФ раскритиковал банки за высокие ставки по кредитам, госкорпорации — за высокие дивиденды и призвал Медведева «убрать» последователей бывшего министра финансов Алексея Кудрина.
«Может, огласите список, кого именно надо убрать?» — поинтересовался премьер-министр.
Далее разговор с депутатами пошел о дефиците детсадов, школах, работающих в две-три смены и с туалетом на улице, о том, что использование бюджетных средств «пока еще далеко от идеального», и о программе «Земский доктор», которая, по оценке главы правительства, доказала свою эффективность, и теперь власти задумываются о том, как заинтересовать работой на селе не только врачей, но и медсестер.
Без демаршей и кастрюль
Отчет Медведева, как и ожидалось, понравился только единороссам, о чем отрапортовал заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, награжденный к своему 70-летию орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, прошелся по вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру экономики Алексею Улюкаеву (сидевшим в зале), заявив, что все министры экономики «гробили нашу экономику». Также его возмутила неподконтрольность Центробанка Госдуме: «Набиуллина там командует!» По его мнению, реформа РАО ЕЭС, реформа угольной отрасли «ни к чему хорошему не привели», на полках магазинов по-прежнему продукты с нитратами, а законодателям мешает алкогольная и «собачья мафия» (фракция ЛДПР вносила в Думу законопроект, позволяющий полиции отстреливать бродячих собак). Но его время истекло, и микрофон отключили.
— А что так быстро время прошло, так нельзя, я еще и половины не сказал! — обратился он к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
— Владимир Вольфович, вы так много успели сказать, что голова кружится, — парировал Нарышкин.
Критиковал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Ни правительство, ни единороссы, начал он, не одобрили законопроект компартии о детях войны, хотя «одной яхты Абрамовича хватило бы, чтобы поддержать бедных ветеранов».
«Дмитрий Анатольевич, самая большая беда вашего правительства в том, что у вас нет единого правительства. У вас есть три фракции: государственников-патриотов, торгово-спекулятивная и молчаливо-послушная», — заметил лидер коммунистов.
Последним выступил председатель «Справедливой России» Сергей Миронов. «Правительство подталкивает людей в кредитную кабалу. Залезать в карман населения — последнее дело, — заявил он, призвав премьер-министра «признать ошибки и приступить к их исправлению. — А если вы — неответственное правительство, то освободите место тем, кто знает, что делать».
Однако от выпадов в отношении лично премьер-министра и от ультиматумов ему лидеры думской оппозиции воздержались, хотя две из них, КПРФ и СР, публично требуют отставки правительства. Так, справороссы затеяли сбор подписей в рамках акции «Медведев, делай или уходи!», требуя приостановить взимание платежей на капитальный ремонт и отменить транспортный налог. Депутаты-коммунисты периодически проводят у Белого дома митинги, на которых гремят пустыми кастрюлями.