После майских выходных депутаты Госдумы разъезжаются на региональную неделю для работы с избирателями. Регулярные командировки — часть кочевого образа жизни почти любого политика. По словам самих народных избранников, тяжелее всего в таком жестком графике приходится женщинам, которые вынуждены сочетать напряженную работу и заботу о семье. Как на самом деле живется дамам в российском парламенте, выяснила «Лента.ру»
Если женщина решила пойти в депутаты Госдумы, то полноценно выполнять свои семейные обязанности у нее едва ли получится, признается Тамара Плетнева, депутат от КПРФ и председатель Всероссийского женского союза «Надежда России».
«У меня два внука, и я практически не видела, как они растут, поскольку работа не оставляла свободного времени, — рассказывает она. — Много мифов о том, что депутаты живут на широкую ногу, но прислуги, охранников у меня нет. Сама мою, стираю, убираю, хожу в магазин за продуктами. За двадцать с лишним лет, что я в Думе, не могу припомнить, чтобы что-то консервировала на зиму или подолгу стояла у плиты».
И все же женщины в российском парламенте есть, причем с каждым годом они играют все более заметную роль.
Как слабый пол появился в палатах
В Госдуме женщины работают с первого же созыва. В состав нижней палаты, избранной в 1993 году после роспуска Верховного Совета, было избрано 60 представительниц слабого пола, то есть одна приходилась на семь с половиной мужчин.
Треть народных избранниц прошли по списку политического движения «Женщины России». «Это был прецедент мировой — женская фракция в федеральном парламенте. Мы получили 8 процентов на выборах и провели в Думу 21 депутата-женщину», ― вспоминает Екатерина Лахова, один из организаторов движения и председатель одноименной фракции. Лахова уверена, что депутаты из женской фракции напугали коллег своим профессионализмом и активностью. Развернулась борьба за электорат, и в 1995 году движение в Думу уже не прошло.
Во второй созыв, который заседал с 1996 по 1999 год, женщин избралось ощутимо меньше — всего 49 человек. Но тяжелее всего пришлось депутатам третьего и четвертого созывов — там было только 36 и 44 женщины-парламентария. Дефицит прекрасного пола можно было компенсировать лишь общением с помощницами, журналистками и сотрудницами аппарата.
Такое положение избирателям, да и самим думцам быстро надоело, и в пятом созыве (2008-2011) оказалось уже 74 дамы. В нынешнем созыве, который в июле уйдет на свои последние каникулы, поначалу было 62 женщины. Однако шесть из них покинули нижнюю палату, не дожидаясь окончания срока полномочий.
Журналисты Светлана Лолаева и Глеб Черкасов в своей книге «Повседневная жизнь депутатов Госдумы», вышедшей в 2013 году, приводят мнение депутата Алексея Митрофанова по гендерному вопросу. Он настаивает, что от присутствия в зале красивых женщин «появляется дополнительный кураж». «В Думе мало женщин. Это ее главный недостаток. Их всего десять процентов, надо бы побольше», — цитируют его авторы книги.
Царят в социалке, но не только
Хотя о гендерном равенстве говорить пока сложно, женщин в парламенте приходится воспринимать всерьез — хотя бы из уважения к занимаемым должностям. Совет Федерации, в котором из 170 сенаторов 28 — представительницы прекрасного пола, возглавляет Валентина Матвиенко — первая в истории России женщина на этом посту.
В политике по призванию
Немногие женщины смогли переизбраться во все шесть созывов Госдумы. Это Екатерина Лахова, получившая широкую известность благодаря позиции по вопросам семьи, материнства и детства. В сентябре 2014 года она перешла в Совет Федерации. Это «мать Бюджетного кодекса» петербурженка Оксана Дмитриева, автор альтернативных проектов федерального бюджета «Справедливой России». Это педагог Тамара Плетнева, вступившая в КПРФ в 1993 году. В числе думских старожилов ― Светлана Савицкая, первая в мире женщина, вышедшая в открытый космос, и Светлана Горячева, которая трудилась еще в Верховном Совете РСФСР, а в сентябре 2014 перешла в СФ.
В нижней палате тоже встречаются высокопоставленные дамы. Светлана Горячева была вице-спикером во второй Госдуме, Любовь Слиска занимала такую же должность целых 12 лет. Олимпийская чемпионка Светлана Журова — вице-спикер в пятой Думе. В шестом созыве женщины возглавляют четыре комитета из 30, но нынешнее руководство нижней палаты — полностью мужское.
Многие женщины-парламентарии посвящают себя работе над законами в социальной сфере — это традиционно их территория. Депутаты Ольга Баталина и Галина Карелова (в прошлом вице-премьер по социальной политике) — основные спикеры «Единой России» по этому направлению. Екатерина Лахова, в 90-х годах советник президента по вопросам семьи, материнства и детства, была одним из главных сторонников внедрения в России ювенальной юстиции. Комитет Госдумы по делам семьи, женщин и детей под руководством Елены Мизулиной в 2013 году разработал проект концепции государственной семейной политики, где предлагалось активно пропагандировать многодетность.
Но социалкой дело не ограничивается. Эсера Галину Хованскую больше волнует реформирование Жилищного кодекса и взносы на капремонт, Оксану Дмитриеву — бюджетное законодательство. Среди наиболее известных инициатив Ирины Яровой — запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, законы об НКО-иностранных агентах и об уголовной ответственности за «реабилитацию нацизма».
В какой партии искать прекрасное
В современной Думе больше всего женщин во фракции правящей партии. В «Справедливой России» их всего семь, у остальных с женским представительством заметно хуже. В КПРФ четыре женщины, в ЛДПР осталась только одна после того, как высший совет партии изгнал из своих рядов Ирину Чиркову.
Коммунисты и либерал-демократы утверждают, что с партийной политикой малое число женщин в их фракциях никак не связано. По словам депутата от КПРФ Вадима Соловьева, коммунистами движет желание оградить слабый пол от тягот, связанных с политической борьбой.
«Мужикам, и тем непросто в оппозиции, а женщине вдвойне, — заявил Соловьев «Ленте.ру». — У нас были случаи, когда прекрасному полу доставалось здорово. В отношении главы Нарьян-Мара и главы одного из районов Орловской области возбуждались уголовные дела, обыски у них проводились и так далее». По его словам, сейчас ситуация в какой-то мере стабилизировалась, поэтому можно подтягивать и женщин. КПРФ решила, что в своем предвыборном списке отведет им 30 процентов.
Мужской график, мужские приемы
Работа депутата — это постоянные командировки, ненормированный график, множество бумаг, писем и обращений. «Две недели ты находишься в Москве, две недели — в командировках по регионам, и так каждый месяц», — рассказывает Ярослав Нилов. Подобный график выдерживают не все. В 2011 году по списку ЛДПР прошли несколько женщин. Но им непросто было покинуть дом ради государственных дел, и некоторые вернулись в свои регионы.
В том же 2011 году замруководителя фракции «Единая Россия» Любовь Слиска объявила, что не будет снова баллотироваться в Госдуму, объяснив это желанием больше времени уделять семье. «По сути, я сама себе не принадлежу и не могу себе позволить какие-то свободы — в делах, поездках. Жизнь проходит очень быстро, и хочется хоть немножко побыть со своими, кого вот уже 12 лет я вижу только украдкой и набегами», — признавалась она журналистам.
Собеседницы «Ленты.ру» говорят, что с мужчинами им не всегда легко работать. По словам Екатерины Лаховой, «когда начинаешь внутри комитета отстаивать свою позицию, то иногда чувствуешь несколько снисходительное отношение». «Поэтому приходится прибегать к жестким приемам, характерным для мужчин», — добавляет она.
Как рассказали «Ленте.ру» несколько сенаторов, в Совете Федерации чувствуется твердая женская рука Валентины Матвиенко. «Раньше мы шутили, что Совфед — это дом отдыха для политиков. А теперь — попробуй прогуляй заседание!» — говорят они. И все-таки добавляют к суровому портрету женский штрих: с приходом нового спикера в СФ сделали ремонт, теперь «все красиво и сияет».
Главные плюсы — дисциплина и тактика
По мнению Вадима Соловьева, женщины-депутаты более добросовестны и дисциплинированны, чем мужчины. «Дотошность, трудолюбие, ответственность и аккуратность, чуткость и внимательность — эти качества присущи дамам, и мужикам следовало бы брать с них пример. Такой депутат не станет выбрасывать письма пенсионеров в мусорную корзину», — отмечает он.
Педагоги, спортсменки и врачи
В первую Думу избрались экстравагантная демократка Ирина Хакамада и бесстрашная коммунистка Татьяна Астраханкина. Во II созыве работали защитницы нравственности Елена Мизулина и Светлана Горячева, а также правозащитница Галина Старовойтова. В IV созыве пришла Галина Хованская.
В первых четырех Думах «звезды» были большой редкостью: предпочтение отдавалось докторам медицинских наук, педагогам и историкам. А в V созыве произошло настоящее нашествие «звезд», прежде всего из мира большого спорта: Алина Кабаева, Ирина Белова, Светлана Хоркина, Светлана Журова, Ирина Роднина и многие другие.
В VI созыв высадился целый десант блондинок: саратовский политик Ольга Баталина, тележурналист Ольга Тимофеева, оперная певица Мария Максакова-Игенбергс и актриса Мария Кожевникова.
Опрошенные «Лентой.ру» парламентарии в большинстве своем соглашаются, что женщины в политике должны быть обязательно. «И обществу в целом, и парламенту нужен чуткий женский взгляд, эмоциональное равновесие. Иначе — застой, конфликты. Женщины замечают то, что мужчинам недоступно, привносят гармонию, особый настрой, заботу и теплоту», — говорит Ярослав Нилов.
Однако, по мнению справоросса Александра Тарнавского, «женщина не должна как лошадь бегать с утра до ночи и спать по три часа»: «Избиратели за нас голосуют не для того, чтобы мы ходили на приемы и фуршеты. Приходится ругаться с чиновниками, выслушивать претензии от людей, отвечать на звонки, иногда кажется, что легче кирпичи класть».
Тарнавский признается, что старается не задавать острых вопросов женщинам-депутатам во время публичных обсуждений. «Жалею их и отношусь по-человечески. В них я в первую очередь вижу слабый пол, а не депутатов», — объясняет парламентарий. Несмотря на все разговоры о гендерном равенстве, он не рекомендовал бы женщинам идти в политику. Их миссия, по словам Тарнавского, — «быть в семье, рожать детей, ходить по магазинам и тому подобное».
Но женская половина парламента стремится к компромиссам. «Мужчины — стратеги, они за лесом деревьев не видят. А женщины — тактики. Им за деревьями леса не видно, но видно каждое дерево, — рассуждает председатель комитета по делам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова. — Поэтому мужчин и женщин во власти должно быть поровну. Когда много стратегов, выполнять некому».