Настоящая трагедия разыгралась 13 мая в селе Федоровка Ростовской области, расположенном недалеко от границы с Украиной. Местный житель Александр Ковалев, вооруженный обрезом винтовки Мосина, ворвался в здание сельсовета и начал стрелять. Жертвами нападения стали работник администрации и участковый полиции. Стрелок задержан. Выяснилось, что он давно обещал взяться за оружие, но его слова не воспринимали всерьез.
Охота на власть
Согласно официальной версии, утром мужчина с обрезом в руках беспрепятственно зашел в здание сельсовета и поднялся на второй этаж, где находится кабинет главного специалиста администрации Валерия Захарченко.
Как пишет газета «Вечерняя Москва», посетитель поинтересовался у сотрудников учреждения, где специалист по вопросам ЖКХ. Вскоре из кабинета вышел Захарченко, отвечающий за коммунальные услуги. Между ним и вооруженным посетителем произошла короткая перепалка, после чего прозвучал выстрел. Шум услышал участковый уполномоченный Александр Обиденко, который на первом этаже вел прием населения.
«Опорный пункт полиции располагается в том же здании, что и администрация, поэтому Обиденко первым оказался на месте происшествия», — сообщил «Ленте.ру» источник в региональном управлении МВД.
Пенсионер выстрелил в майора полиции в упор. Обиденко погиб на месте.
Есть и другая версия ЧП. Согласно данным местного издания Rostov.ru, первым пулю от стрелка мог получить полицейский, который прибежал из соседнего помещения, услышав громкие крики в администрации. А уже после выстрела из своего кабинета вышел Захарченко, которого пенсионер смертельно ранил в живот.
Пресечь безумие удалось главе администрации Владимиру Гринченко. В прошлом кадровый офицер милиции, он сумел отнять обрез у стрелка, когда тот перезаряжал оружие.
Затем на место событий подоспела тревожная группа российских пограничников (администрация находится в непосредственной близости от российско-украинской границы — прим. «Ленты.ру»).
«Пограничников подняли по тревоге: на пульт дежурного поступил сигнал о том, что в сельской администрации слышны выстрелы. На место происшествия выдвинулась тревожная группа, которая задержала злоумышленника», — сообщили агентству ТАСС в пресс-службе регионального пограничного управления ФСБ России.
Захарченко срочно доставили в ближайшую больницу, но несмотря на усилия врачей, спасти его не удалось.
После смерти жены
Глава администрации Владимир Гринченко, принимавший участие в задержании подозреваемого, от комментариев отказался. Не спешат с выводами о мотивах преступления и в Следственном комитете, ограничиваясь сухой характеристикой личности предполагаемого преступника: «Нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками, вел замкнутый образ жизни».
А вот сельчан поступок пенсионера не слишком удивил: выяснилось, что Ковалев неоднократно обещал расправиться с представителями местной власти, обещал перестрелять «виновников» своих бытовых проблем. Поводом для расправы, по мнению соседей, стало недовольство тем, что коммунальщики не вывезли вовремя мусор, который Ковалев вынес из дому.
По данным издания bloknot-rostov.ru, Ковалев вместе с женой Зинаидой переехал в Ростовскую область в конце 90-х, обзавелся домом на улице Горького в Федоровском сельском поселении. И до поры до времени чета жила тихо-спокойно.
Но в феврале этого года случилось несчастье — после продолжительной болезни Зинаида Ковалева скончалась. С тех пор мужчину словно подменили. Он стал жутким склочником: придирался к сельчанам; постоянно обращался с жалобами в администрацию; кляузничал на соседей из-за того, что они разжигали костер; скандалил, когда перегорали лампы освещения...
По сообщению регионального издания Rostov.ru, жители Федоровки считают, что в смерти жены Ковалев винил окружающих, а в первую очередь — представителей власти и врачей. Он был убежден, что причиной смерти Зинаиды стало равнодушие чиновников. Например, она просила, чтобы около ее дома скосили дикорастущую коноплю, но этого так и не сделали.
Незадолго до кровавой драмы Ковалев установил на местном кладбище, рядом с могилой жены, надгробный памятник и для себя.
Откуда у пенсионеров обрезы
Интересная деталь расследования — орудие убийства, изъятое у стрелка. Как сообщили в СКР, предположительно это обрез винтовки Мосина, то есть классический кулацкий обрез, вошедший в историю под названием «смерть председателю». Тот факт, что из старого оружия подозреваемому удалось произвести несколько выстрелов, говорит о хорошем состоянии трехлинейки.
По мнению эксперта по оружию Владислава Гринкевича, сомнительно, что эту «игрушку» можно было найти в лесу в отличном состоянии. Найденные образцы практически не пригодны для нормальной стрельбы. Стволы, подобные изъятому, требуют бережного хранения.
Стоит отметить, что Федоровка в начале Великой Отечественной войны была оккупирована войсками вермахта и стала базой сосредоточения гитлеровцев на таганрогском направлении. Село было освобождено с боями лишь в конце августа 43-го. О масштабах сражений говорит, например, тот факт, что в 2014 году при проведении земляных работ на территории частного домовладения здесь обнаружили авиационную фугасную бомбу (ФАБ-50) .
Громкое преступление в Федоровке свидетельствует о том, что у жителей Ростовской области может до сих пор храниться оружие времен Великой Отечественной.
Трагедия местного значения
Для Федоровки случившееся в пятницу — общее горе. Особенно тепло жители отзываются об участковом Александре Обиденко, который проработал в селе больше десяти лет.
«Он наш был, местный, жил здесь же, — рассказал «Ленте.ру» односельчанин погибшего. — Супруга его в школе учительницей работала. Отзывчивый мужик был, простой. Мы его называли просто Петрович».
Как сообщили в ГУ МВД по Ростовской области, представители ведомства выехали в Федоровку, чтобы оказать психологическую поддержку вдове полицейского, обещают и материальную помощь его семье.
По сведениям газеты «Московский комсомолец», до службы в органах Обиденко был учителем истории в школе. 15 мая он готовился праздновать свое 50-летие.
Валерию Захарченко было 62 года, он решал жилищно-коммунальные проблемы сельчан в условиях ограниченного финансирования. Ему чаще других приходилось общаться с неадекватным местным жителем, в конце концов взявшим в руки оружие.