В Москве и Токио вновь заговорили о возможности заключения российско-японского мирного договора. Поводом для этого стал визит в начале мая японского премьера Синдзо Абэ в Сочи. Сам факт приезда главы правительства Японии имел большой политический резонанс. Проигнорировав недовольство входящих в G7 стран, Токио продемонстрировал, что не поддерживает антироссийские санкции и готов к активному сотрудничеству с Москвой.
Острова плюс
Визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сочи, состоявшийся в начале мая, показал, что Токио стремится к сотрудничеству с Москвой. После переговоров с российским лидером японский премьер рассказал журналистам о плане активизации экономического взаимодействия с Россией, состоящем из восьми пунктов, и «новом подходе» к заключению мирного договора между странами.
Как сообщил «Ленте.ру» источник, близкий к японским правительственным кругам, из восьми обозначенных Абэ областей (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, технологии, здравоохранение, городская инфраструктура, культура, малый и средний бизнес), Токио по-настоящему интересна только энергетика, а значит, все остальное — это часть пакета, в обмен на который Япония рассчитывает что-то получить.
Несложно догадаться, что имеются в виду Курильские острова. Одним из вероятных вариантов урегулирования территориального спора называют формулу Московской декларации 1956 года: «договор плюс два острова». Остров Шикотан и Хабомаи (фактически это не остров, а группа островков) отходят Японии, а Кунашир и Итуруп превращаются в совместную особую экономическую зону. Платой за российские уступки при подобном исходе как раз может стать массивный пакет по экономическому сотрудничеству.
В пользу того, что стороны решили всерьез взяться за налаживание отношений, говорит и расписание встреч лидеров России и Японии. Абэ должен прилететь в сентябре во Владивосток на Восточный экономический форум, в Стране восходящего солнца с ответным визитом (пусть пока и не согласованным) ожидают
Владимира Путина.
Впрочем, учитывая предыдущий опыт российско-японских отношений, не исключено, что новые попытки заключения мирного договора в очередной раз закончатся провалом.
Токио ждать не намерен
Однако даже в этом случае сближение Москвы и Токио, скорее всего, продолжится. Дело в том, что Япония, как и другие соседи Китая, серьезно обеспокоена растущими амбициями Пекина. Наличие неурегулированного спора из-за островов Сенкаку опасения японцев усиливает. Вдобавок власти Японии не уверены, что в случае настоящего обострения в регионе США, несмотря на все свои союзнические обязательства, бросятся им на помощь. На этом фоне «медовый месяц» России и КНР (по словам Путина, отношения между странами хороши как никогда в истории) воспринимается японцами как дополнительный фактор риска. Так что сейчас Токио крайне заинтересован в том, чтобы Москва увидела перспективного партнера не только в Пекине.
«США отнеслись негативно к визиту Абэ в Россию. Они неоднократно предупреждали японцев, что это нарушит западную солидарность. Но их не послушали. То, что японский премьер приехал в Сочи, фактически означает, что Токио вышел из санкционного режима в отношении России и в настоящее время руководствуется только своими политическими интересами», — рассказал бывший посол России в Японии Александр Панов.
Как пояснил «Ленте.ру» источник, близкий к японскому правительству, Токио старается заверить Москву, что Япония готова стимулировать поток инвестиций и кредитов в Россию для того, чтобы составить конкуренцию КНР. На фоне этих обещаний состоялся визит полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьера Юрия Трутнева в Токио, Гонконг и Сингапур.
Бизнес не торопится
В начале своего вояжа российский чиновник встретился с японскими бизнесменами и представителями властей. По словам генерального директора Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексея Чекункова, Россия на Дальнем Востоке предлагает японским инвесторам 29 проектов общим объемом 16 миллиардов долларов.
Так, Трутнев обсудил с руководством Sojitz участие компании в строительстве нового терминала в аэропорту Хабаровска. Проект предполагает возведение современного пассажирского терминала площадью 54 тысячи квадратных метров с пропускной способностью до 4,5 миллиона пассажиров в год. Новый комплекс планируют сдать в эксплуатацию в 2019 году.
Однако, по словам полпреда, уже на первых порах японские инвесторы столкнулись с трудностями. «Возникла странная ситуация: наше антимонопольное ведомство предлагает вначале построить аэропорт в Хабаровске, а лишь потом установить тарифы на обслуживание, — рассказал Трутнев журналистам. — Но просчитать экономику проекта невозможно, если ты не понимаешь, сколько будешь получать. Это не отвечает здравому смыслу. Так у нас не реализуется ни один проект».
По словам полпреда, стороны обсудили возможности участия японских компаний в добыче угля на территории России, состоялась встреча с руководством японского банка международного сотрудничества JBIC. «Банк будет поддерживать проекты, реализуемые на нашей территории», — добавил Трутнев. Помимо этого, стало известно, что корпорация JGC Corporation намерена в дальнейшем расширять инвестиции в сельскохозяйственные проекты на Дальнем Востоке, а компания «Мицуи» проявила интерес к приобретению пакета акций «Русгидро».
Россия, как отметил чиновник, тоже заинтересована в участии японских компаний в развитии Курильских островов. «Правительство приняло программу развития Курил, которая оценивается в 69 миллиардов рублей и предусматривает строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры, — пояснил Трутнев. — Продолжается работа по созданию там территории опережающего развития. Мы будем рады, если японские компании присоединятся к этим проектам».
Несмотря на поток предложений со стороны России, представители японского бизнеса ведут себя крайне осторожно и не спешат вкладывать живые деньги. С одной стороны, они разделяют желание своего премьера сотрудничать с Москвой, однако оплачивать сближение с Россией из своего кармана не намерены. Основными рисками предприниматели называют санкции и непредсказуемую политику российских властей. «Помимо этого, нас останавливают многочисленные бюрократические проволочки со стороны России, — рассказал «Ленте.ру» один из представителей японского бизнеса. — Чтобы согласовать строительство всего одного завода, нам потребовалась уйма разных бумаг. Если все документы сложить в стопку, высота ее составит пять метров».
На Восток
Помимо сотрудничества с Токио, Москва активно стремится наладить экономическое взаимодействие с Гонконгом и Сингапуром. В 2014 году российские власти питали в отношении этих финансовых центров большие надежды: в условиях санкций и фактического закрытия западных рынков капитала для отечественных компаний бизнесмены и чиновники рассчитывали на достойную альтернативу, которой станут Сингапур и Гонконг. Однако пока этого не произошло.
Как рассказал «Ленте.ру» один из представителей гонконгских властей, во-первых, США «настоятельно рекомендуют» не работать с российскими компаниями, чтобы тем самым ограничить их доступ к внешним источникам капитала. К тому же в Гонконге считают, что инвестировать в Россию слишком рискованно.
Между тем российские власти не теряют надежд привлечь Гонконг и Сингапур к реализации дальневосточных проектов. Так, на встрече с председателем Гонконгской фондовой биржи Чоу Чунг-конгом Юрий Трутнев обсудил перспективы участия одной из крупнейших в мире биржевых площадок в создании инвестиционной системы «Восход». Планируется, что новый проект направит международный капитал на Дальний Восток.
«Гонконг необходим среднему бизнесу в работе с Китаем. Там легко проводить структурирование сделки, можно получить доступ к рынку капитала, обходить проблемы, которые возникают у нас из-за санкций. Там можно гораздо большего добиться, чем в Китае, — сообщил руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга в СНГ и государствах Балтии Леонид Орлов. — Однако Россия не может перенять у Гонконга никакие экономические практики, потому что это абсолютно разные экономики, у нас разная история и геополитические составляющие. Мы не сможем воспользоваться опытом свободного порта Гонконга. В 1990-е годы была свободная экономическая зона "Находка", но этот проект не сработал. Позже была создана свободная экономическая зона "Калининград", однако с 1 июня она теряет преференции и становится обычным российским регионом».