В начале недели представители Google рассказали о самых популярных в мире запросах, связанных с Россией. В тройке лидеров не оказалось ни природных объектов вроде озера Байкал, ни архитектурных памятников. «Лента.ру» спросила отечественных политиков, есть ли у страны шанс обрести новый символ и каким он может быть.
Стереотипы о России, крепко засевшие в головах иностранцев еще с советских времен, не миновали и пользователей крупнейшего в мире поисковика. Но в некоторых странах появились свои особенности восприятия.
К примеру, японцы, испанцы и французы чаще всего ищут информацию о русских женщинах. Кроме того, во Франции применительно к России ищут матрешек и почему-то хомяков, в Японии спрашивают о русской рулетке и черепашках. Англичане настроены серьезнее. «Великобритания — единственная страна, где нужны не "русские женщины", а "русские невесты"», — рассказал аналитик отдела по работе с ключевыми клиентами Google Арам Асатрян.
Мужчины из России иностранцев (и, видимо, иностранок тоже) интересуют мало — такие запросы не превышают 6 процентов от общего числа.
Жители Саудовской Аравии оказались искушенными в деликатесах и усердно искали в интернете информацию о черной икре, хотя те же японцы были готовы довольствоваться майонезом. К слову, популярный соус вообще-то подарили миру французы, но их гастрономия, видимо, слишком далека от Токио не только географически, но и культурно.
Однако и женщины, и шапки-ушанки, о которых в связи с Россией часто спрашивают почти отовсюду, уступили первенство... котикам. Самым популярным запросом в списке оказалась порода кошек русская голубая. Она действительно ведет свою историю из нашего отечества: в конце XIX века английские заводчики вывезли из Архангельска нескольких котят оригинального окраса.
Теперь порода распространилась по всей планете. Заводчики уверяют, что кошки обладают мягким характером, довольно деликатны и не мстительны, но тискать себя особенно не позволяют.
И все-таки на одних котиках даже символическое культурное величие не построишь. Да и шапки-ушанки с балалайками и медведями, которых давно считают главными национальными атрибутами, вряд ли удовлетворят патриотов. Что же тогда может стать новым российским символом?
Балет и война
Михаил Емельянов, первый замглавы фракции «Справедливая Россия»:
«В интернете что-то делать бесполезно. Интернет — это помойка. Продвигать нужно такие символы, как русская литература, русский балет — интеллектуальные, духовные богатства. Русская история — победа в Великой Отечественной войне над нацизмом — ее на первое место надо ставить. Это можно продвигать, но усилия будут тщетны, потому что та публика, которая находится в интернете, в массе своей этим не будет интересоваться. Порнуха, жратва, какие-то бытовые вещи — это то, что интересует мировую интернет-публику. Это не восприятие России».
Рысь в Кремле
Сергей Обухов, член президиума ЦК КПРФ:
«Наверное, прежде всего, это Москва, Кремль, Красная площадь. А вот если бы меня попросили назвать зверя с которым ассоциируется Россия — то это рысь. Посмотрите древние владимирские гербы — там всюду изображена рысь. Даже не орел и не медведь. На соборах тоже. Вся геральдика связана с этой замечательной боевой кошкой. Рысичи — русичи».
Язык и солдаты
Алексей Диденко, первый замруковдителя фракции ЛДПР:
«Все очень просто: это русская литература, русский язык и русская армия. Вот такой должен быть контекст. Человек вводит "русский" — и эти варианты выпадают. Сейчас я сам зайду в "Яндекс", что он выдаст, интересно... Выдал "русский стандарт". Водку он выдает! Но я бы не говорил, что водка нашу страну символизирует. Все-таки Россия — это ее литература, ее люди, история, музыка, поэзия...»
Шаляпин, Гагарин и немного водки
Михаил Старшинов, первый зампред комитета по делам национальностей («Единая Россия»):
«Я думаю, на международном уровне России надо бы раскручивать два бренда: это Шаляпин и Гагарин. А если говорить о том, что лично у меня ассоциируется с Россией, — это Победа. Это на подсознательном уровне. А еще вот можно вспомнить — кажется, водочники продвигали, идея очень хорошая. Разворот журнала, на одной половине балалайка — вертикально — расширяется книзу. А с другой — красивая девушка в национальном расписном костюме, с юбкой, тоже расширяющейся книзу. Две похожие геометрические формы.
Не подумайте, что я водку рекламирую. Хотя водка — это хорошо. Если бы у меня спросили, что бы я продвигал, то одного образа, безусловно, нет. Но я бы осовременил традиционные вещи, которые ассоциируются с Россией, — от музыкальных инструментов до национальной одежды. Занялся бы их продвижением в современном, модном, "крутом" содержательном стиле. Традиционные российские ценности нужно просто осовременить, сделать более привлекательными для широких слоев населения. Тогда никто бы котят не смотрел».
Обломов с закусками
Станислав Белковский, публицист:
«Я продвигал бы, с одной стороны, русскую литературу как бренд, а с другой стороны — 12 населенных пунктов — точнее, топонимов, географических названий: от Санкт-Петербурга до Байкала.
Что до русской литературы, то наша страна очень обильна крупными писателями. Но если брать первую пятерку — нет, даже семерку, чтобы никого не забыть, — кого бы я продвигал: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов. И из XX века — Маяковский и Платонов. А если говорить о наиболее русском персонаже русской литературы — это Обломов, Илья Ильич Обломов.
Но сам факт, что мир интересуется русскими голубыми кошками, русскими женщинами и черной икрой, уже весьма позитивен. Потому что в этих запросах нет ничего, связанного с войной, угрозами мировой войны, кровавым режимом и так далее. Значит, мир в целом толерантен к России, видит в ней некоторые активы, вполне мирные и действительно России присущие.
Ведь русская голубая кошка, русские женщины и черная икра — это действительно то, чем страна может гордиться. К этому можно прибавить мед, с незапамятных еще времен, и, конечно, все, что связано с русской водкой. Я вообще убежден, что пить надо водку исключительно российского производства. И она очень хорошо стыкуется с черной икрой».