Социальные сети кардинально изменили возможности и методы влияния на потенциального потребителя. Этим воспользовались и вездесущие сетевые компании, которые начали активно продвигать свои «уникальные» продукты при помощи агентов-продавцов. Интернет запестрел объявлениями о новых перспективах, вступлении в команду и сладкой жизни миллионера. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как «сетевики» привлекают новых адептов с помощью соцсетей и насколько правдивы их обещания красивой жизни.
Делай как я
Сетевой маркетинг появился в России в начале 90-х годов после принятия «Закона о кооперации». Основанная на создании сети агентов-продавцов американская концепция крайне приглянулась отечественным бизнесменам. В итоге улицы Новосибирска (а именно там все и началось) заполонили вежливые люди с клетчатыми сумками — первые дистрибьюторы компании Herbalife, чья продукция мгновенно распространилась по всей стране.
На рынке быстро освоились другие «сетевые» гиганты вроде «Витамакс», «Сибирского здоровья», «Арго» и Faberlic. К 1999 году в России сетевым бизнесом занималось более трех миллионов человек, и множество людей ежедневно выходили на улицы, чтобы приставать к прохожим с просьбой попробовать их новый продукт.
Но с повсеместным распространением интернета и соцсетей необходимость напрямую общаться с потенциальным клиентом отпала. В отличие от западных коллег, российские «сетевики» в массе своей не используют Facebook, Twitter или Tumblr. Весь бизнес они ведут во «ВКонтакте» или Instagram, где агенты-продавцы продвигают свои продукты и вербуют новобранцев.
Аккаунты «сетевиков» можно отличить по обилию броских фотографий, на которых запечатлены фрагменты «шикарной жизни»: полуголые женщины в обнимку с мускулистыми бородатыми мужчинами, пачки денег и заморские деликатесы. «Хочешь как я? — вопрошает человек с фото. — Вступай в мою структуру!»
Снимки в обязательном порядке сопровождаются призывом попробовать «уникальный» продукт, бросить скучную офисную работу для «лохов» и начать «зашибать» миллионы. Важнейший атрибут — море хештегов в стиле #типичныйденьсетевика, которыми владельцы аккаунтов щедро снабжают каждый пост.
«Сетевики» особенно подчеркивают свой высокий статус в компании и, в очередной раз призывая всех заработать миллионы всего за «два часа в день без трат и вложений», обязательно указывают контакты для связи.
«Мы не секта»
Чтобы убедиться в достоверности подобных заявлений в Instagram, корреспондент «Ленты.ру» пообщался с представителем сетевого маркетинга Савелием (имя изменено), работавшим сразу в нескольких подобных компаниях.
«Когда я начал этим заниматься, то достаточно смутно представлял себе, что это такое. Но прочитав состав продукта родственникам, я мгновенно обрел клиентов! Моим друзьям вдруг тоже стало интересно, ну я продал и им. Мы называем это ненавязчивой продажей — так делают многие. Выстраиваем сеть потребителей, утверждаем, что наш уникальный продукт должен быть у каждого. Главное, чтобы человек захотел купить», — убедительно вещал Савелий.
«Сетевик» совсем не скрывает, как именно он завлекает людей в свой бизнес. «Я просто рассказываю о преимуществах сетевого маркетинга и выставляю свои снимки. Стараюсь фоткать все подряд. Людям кажется, что я веду красивый и интересный Instagram, вот они и подписываются. Затем я резко выставляю пост по бизнесу, в котором говорю, что я вот этим занимаюсь, если хотите, присоединяйтесь. Никого не заставляю. Они мне сами пишут, потому что я человек интересный. Просто хотят познакомиться, ну и поработать заодно. Люди сами в ответе за свои действия. Сейчас кризис, всем деньги нужны. Я предлагаю человеку заработать без вложений, но с расходами. Живое общение, никакой манипуляции. Рассказываю про новый проект, они просят скинуть сайт, я скидываю, они интересуются. Вот так. И родным тоже, я им только состав показал, они говорят: "О, мне надо"».
Попасть в такую структуру действительно может каждый, но обойтись без финансовых затрат не удастся. «На моем прошлом месте работы, чтобы попасть в команду, новичку требовалось купить продукции на девять тысяч рублей и затем распихать ее по своим друзьям и знакомым. Получится или нет — не важно, компания все равно в плюсе. Они обманом и манипуляцией выманивали у людей деньги. Там, где я работаю сейчас, такого нет, у нас все прозрачно. Есть два варианта вступления в структуру: стандартный пакет за пять тысяч рублей или бизнес за 50 тысяч. Никакого обмана. Чтобы попасть в команду, нужно обязательно купить продукт — надо знать, с чем работаешь».
На недоверие и негатив со стороны пользователей сети Савелий реагирует спокойно. «Это люди без информации, у них нет понимания, что такое сетевой маркетинг. Говорят, что это очередная пирамида, но пирамиды в Египте, а у нас бизнес делается. И мы, кстати, не секта. У нас есть план и продукт, который мы выдвигаем на рынок, и он нам нравится. Когда человеку предлагают заработать миллион, он не верит тебе, и думает, что ты хочешь его обмануть. Видимо, у таких людей потребности ограничиваются 50 тысячами в месяц. Говоришь ему про "мерседесы" и про миллионы, он не верит. А это реальность. Называют нас аферистами. У нас бизнес без вложений, но есть расходы. И вообще, если продукт нравится — это не расходы. Всегда найдутся скептики. Однако если человеку дать миллион рублей и попросить разгрузить вагон с углем, он пулей метнется. Знаете, кто-то выставляет фотку биодобавки и говорит — покупайте только у меня. А кто-то строит бизнес».
На вопрос о своем положении в структуре и заработке начинающий миллионер отметил, что у него в команде 96 человек, а он наставник и спонсор своей структуры. «За первый месяц я получил 42 тысячи рублей, для сетевой компании это хорошо, некоторые выходят на такой чек за три-четыре месяца, не скажу, что это много, но чек растет. На прошлом месте работы денег было побольше. Но там появился новый продукт. Мне он не понравился. Покупать пищевую добавку за 2,5 тысячи для меня дорого. Мне было стыдно его предлагать».
После этих слов как-то не совсем ясно, откуда же у «сетевиков» берется пресловутый миллион рублей за месяц. В поисках ответов корреспондент «Ленты.ру» лично отправился на собеседование в одну из ведущих компаний в сфере сетевого маркетинга.
В тылу врага
По телефону корреспондент сообщил, что наткнулся в Instagram на объявление о наборе в команду и поинтересовался, на какую зарплату он может рассчитывать. На что получил лаконичный ответ: «это все очень долго объяснять и рассказывать, лучше сразу приехать в офис, где все аспекты можно будет оговорить при личной встрече».
На месте корреспондент столкнулся с кучей людей, которые активно что-то обсуждали, рассевшись небольшими группами за круглыми столами.
Начитавшись постов в Instagram, корреспондент приготовился к жесткому отбору, но встретивший его человек был очень вежлив и общителен. Попросив подождать несколько минут, менеджер с ходу отметил, что продаваемый продукт, «кстати, без ГМО».
Спустя полчаса к столу подошли несколько девятиклассников и расселись около вещающего о преимуществах продукта гуру. Они слушали очень внимательно, изредка делая пометки в тетрадках.
«Чем мы тут занимаемся? — заговорщицки объявил основную тему доклада менеджер. — Мы зарабатываем миллионы. Вон видите того парня с золотой цепью — наш топовый продавец, команда 250 человек, Mercedes класса "А", подарок от компании, доход четыре миллиона в месяц!» И в подтверждение своих слов вынул из кармана и выложил на стол iPhone 6S, чем cразил школьников наповал.
Затем он принялся старательно разрисовывать лист бумаги формата А-4, приговаривая: «ага, тут у нас проценты, тут доход, здесь ваша команда, и вот за первый месяц около 200 тысяч и выходит».
На резонное замечание одного из представителей 141-й школы о том, что это все выглядит не очень правдоподобно, менеджер проревел: «Ты что, не хочешь зарабатывать? Поймите, у вас всего три варианта. Первый — работать на заводе за 20 тысяч рублей. Второй — открыть свою палатку с шаурмой и получать по 50 тысяч, пока ларек не снесут. Или третий вариант —зарабатывать у нас, как вон тот накачанный в кепке. Всего-то надо заплатить девять тысяч за крутые пищевые добавки, которые вы с легкостью продадите друзьям».
Пламенную речь менеджер завершил необычным призывом. Всем, кто хочет нормально зарабатывать, он настоятельно порекомендовал привести к нему в офис хотя бы по паре-тройке друзей, чтобы процесс обогащения проходил веселей.
В итоге, несмотря на все обещания «сетевика», корреспондент был вынужден отказаться от соблазнительной возможности стать успешным «всего за девять тысяч рублей». Но прежде чем покинуть офис, ему пришлось дать обещание хорошенько все обдумать и перезвонить в самое ближайшее время, ведь мест мало, а желающих много.
Бросив последний взгляд на обезумевших школьников, которых обуяла жажда легкой наживы, он вернулся к своей ограниченной жизни и заработной плате в 20 или в 50 тысяч рублей, если, конечно, «удастся открыть палатку с шаурмой».
«В чем правда, брат?»
Несмотря на все вышесказанное, нельзя отрицать, что на сетевом бизнесе зарабатывают. Топовые менеджеры таких организаций получают крупные суммы, действительно исчисляемые миллионами рублей.
Но горькая правда в том, что такие менеджеры — единственные люди, извлекающие выгоду из сетевых продаж. Именно их видят в сети на фотографиях, именно они зазывают ничего не подозревающих подростков к себе в структуры и зарабатывают на их стартовых вложениях.
Есть, конечно, и опытные продавцы, которые в состоянии заработать 100 или даже 200 тысяч рублей на продаже пищевых добавок друзьям и родственникам. Но таких очень немного, а обещанными миллионами там даже не пахнет.