Переломный момент в развитии татуировки в России — 1995 год, первая тату-конвенция. Тату постепенно приобретает художественный статус, забывая о своем криминальном прошлом. В начале 2000-х татуировка выходит на улицы, и рисунки на теле становятся частью массовой культуры. «Лента.ру» предлагает читателям второй материал о тонкостях современной тату-индустрии.
Следующее занятие с моим наставником Стасом было посвящено практике на искусственной коже. Это довольно толстый плоский кусок резины телесного цвета. Положив его на кушетку, мы подготовили место: настроили свет, обернули все рабочие поверхности пленкой и собрали машинки. К тому моменту я еще не обзавелась собственными «тачками», так что мастер одолжил мне свои: контурную и покрасочную.
Искусственная кожа
Мы начали с самого простого: нескольких параллельных линий. «Включаешь машинку, набираешь краску, потом подносишь к коже. Втыкаешь в нее иглу и как только почувствуешь вибрацию, ведешь линию. При этом второй рукой максимально натягиваешь кожу», — сказал Стас. Как только почувствуешь вибрацию... Это сложно объяснить. Будто в машине медленно отпускаешь сцепление. Сколько бы инструктор ни говорил, когда приходит этот момент, поймешь только после того, как сделаешь сам. Поехали.
«Обязательно все время держать одну и ту же глубину, а игла должна быть строго перпендикулярна, — подчеркнул мастер, вглядываясь в мои каракули. — Видишь, там, где ты недостаточно сильно нажала линия получается бледной?» К этому надо приноровиться. Уже с третьей-четвертой попытки у меня получалось сносно. «Теперь закрас, меняй машинку», — скомандовал наставник. С закрашиванием, как мне показалось, все проще — для ровного тона нужно двигать иглой небольшими кругами, которые заходят друг на друга. Так, рисуя кружки, буквы и закрашивая их, я провела следующий час.
Стас подчеркнул, что к искусственной коже опасно привыкать. «На 10 обычных работ у тебя может быть одна-две на искусственной коже», — объяснил он. Резина сильно отличается от настоящей кожи и годится только для отработки техники.
Рисунок и трансфер
Закончив с практикой, мы вернулись к теории. Чтобы перенести рисунок на кожу, нужна специальная трансферная бумага. Ее подкладывают под эскиз, обводят контуры, а рисунок отпечатывается на обратной стороне. Потом готовый трансфер прикладывают к месту будущей татуировки — и на коже остается след, как от ручки. Чтобы контуры не стирались, кожу перед нанесением трансфера обрабатывают специальным гелем.
По такому же принципу действуют переводные тату, которые, по сути, татуировками не являются. Картинки переводят на кожу, и они держатся несколько дней. Тату, нанесенная при помощи игл с краской, остается с человеком на всю жизнь.
Важно аккуратно переводить рисунок, чтобы контуры отпечатались четко. Практика показала, что для этого достаточно нескольких листов трансферной бумаги, свободных выходных и собственных ног. Отмывается, трансфер, кстати, плохо, я на собственном опыте убедилась.
Значение и стиль
Сейчас татуировки наносят для красоты, никакого сакрального значения рисунки в себе не несут. Волк на руке означает волка, а бесконечность на запястье — бесконечность. Делая татуировку ради искусства, каждый сам волен вложить в нее любой смысл по своему желанию, никаких общих правил нет.
Как такового тренда на рисунки тоже не существует, тут все зависит от вкусов модели и искусности мастера. Кому-то достаточно небольшой птички или жизнеутверждающей надписи на любом иностранном языке, а кто-то хочет набить «Апокалипсис» Дюрера во всю спину. Дело вкуса.
Что касается рисунка, то в татуировке множество стилей: от лаконичного минимализма до полноценных картин. Один из самых сложных по технике исполнения — реализм, передающий изображение с фотографической точностью.
Большой популярностью пользуется стиль «олд-скул». Он возник еще в XIX веке, такие татуировки делали в основном моряки, изображая на своих телах якоря, корабли, маяки, ласточек и розы.
Один из самых известных стилей — «ориентал», вдохновленный восточной культурой: гейши, драконы, японские демоны, пионы и хризантемы... и конечно, японские карпы кои.
Сравнительно молодой стиль «биомеханика» навеян произведениями швейцарского художника Ханса Гигера, создавшего жутких ксеноморфов из киносаги про «Чужих». Особой популярности этот стиль тату, олицетворение кибернетизации человечества, достиг в последние десятилетия с широким распространением компьютерных технологий.
Живой человек
«В следующий раз будем практиковаться на живом человеке, — заключил Стас. — Обязательно на том, кого ты знаешь, близком». «А он после этого не перестанет быть мне близким?», — спросила я. «Нет, все будет хорошо, с партаком (неудачной татуировкой — прим. «Ленты.ру») он отсюда точно не уйдет», — заверил меня мастер.
И я занялась разработкой эскиза. Перерисовывала раз двадцать, пока не добилась нужного: на переднем плане плывущий по волнам драккар, окруженный облаками, а на заднем — светящийся маяк. Что из всего этого получилось — на следующей неделе.