Новости партнеров

«Мы не рискнули соваться в Россию»

Смертельные опасности и секретные гаджеты на самолете Solar Impulse II

Solar Impulse 2, the solar powered plane, piloted by Swiss pioneer Andre Borschberg is seen during the flyover of the pyramids of Giza on July 13, 2016 prior to the landing in Cairo, Egypt in this photo released on July 13, 2016. Jean Revillard/SI2/Handout via Reuters/File Photo ATTENTION EDITORS - THIS IMAGE WAS PROVIDED BY A THIRD PARTY. FOR EDITORIAL USE ONLY.
Фото: Jean Revillard / SI2 / Reuters

В конце июля завершился кругосветный полет самолета на солнечных батареях Solar Impulse II. Корреспондент «Ленты.ру» встретился с одним из пилотов, а также вдохновителем проекта Бертраном Пикаром, и тот рассказал о своем захватывающем приключении, дружбе с Илоном Маском и любви к Леонарду Коэну.

«Лента.ру»: С какими опасностями вам пришлось столкнуться во время полета Solar Impulse II?

Бертран Пикар: Главная опасность — это не полет на самолете, который питают солнечные батареи. Опасность — это когда в мире ежечасно сжигают миллион тонн нефти. Это подталкивает нас к настоящему апокалипсису, а еще лишает будущие поколения надежды на нормальную жизнь.

Полет на Solar Impulse — это прекрасно даже в плохую погоду. Виды с кокпита просто изумительные. Я и мой напарник Андре Боршберг не переставали ими восхищаться даже ближе к концу путешествия.

Что слушаете в полете?

Леонарда Коэна. Это мой любимый исполнитель. И вообще, жутко романтично лететь в неизвестность, слушая Леонарда Коэна. В России его не знают?

Конечно, знают! И слушают...

Ну вот, я его обожаю. Еще я пересекал Атлантику под Рода Стюарта: у него есть офигенный альбом Atlantic Crossing. И тогда он был прямо в тему, особенно песня Sailing, когда Род Стюарт поет: «I am flying, I am flying, like a bird 'cross the sky. I am flying, passing high clouds, to be with you, to be free».

А еще я слушал песню Криса Кристофферсона «Help me make it through the night». Она как раз про наш Solar Impulse: днем мы заряжаем батареи, а ночью летаем. И если не успеем пролететь определенный отрезок за ночь, то не сможем полностью зарядиться днем. Это была настоящая гонка со временем!

Что собираетесь делать дальше? Построить новый самолет — Solar Impulse III?

(Смеется) Знаете, я провел 15 замечательных лет, занимаясь популяризацией и внедрением в жизнь источников чистой и возобновляемой энергии посредством самолетов Solar Impulse. И это именно то, чем я хочу продолжить заниматься.

Конечно, сразу к постройке нового самолета приступать не буду — к этому нужно основательно подготовиться. Я давно мечтаю о создании международного комитета по использованию чистых технологий. По-моему, этот момент наконец настал: пора собрать изолированные друг от друга элементы — стартапы, корпорации и движения — для того, чтобы сделать этот мир лучше. Знаете, в мире есть фармацевтическое лобби, нефтяное лобби и даже табачное лобби. А тех, кто продвигал бы внедрение чистых технологий, нет.

Кто вдохновлял вас в детстве?

Вернер фон Браун был хорошим другом моего дедушки, и я даже рыбачил вместе с ним. Именно он познакомил меня почти со всеми американскими астронавтами. Еще ребенком я мог сказать, кто стоит за программами Gemini, Mercury и Apollo. Все эти люди меня вдохновляли. Особенно потрясает то, что они были пионерами в своих областях, делая то, что до них никто еще не делал. Именно они подтолкнули меня к тому, чтобы стать первопроходцем и исследователем.

Сейчас же я восторгаюсь всеми теми людьми, которые пытаются сделать этот мир лучше.

Не кажется ли вам, что стоит поработать с Илоном Маском? Все-таки разными путями вы идете к одной цели.

Илон — мой хороший товарищ, мы часто общаемся. И, вообще-то, он один из покровителей проекта Solar Impulse. Илон Маск — человек с производства, причем это производство абсолютно инновационное.

Я восхищаюсь им, потому что все, за что он берется, получается у него гораздо лучше, чем у специалистов в соответствующих областях. Илон пришел из интернета, но делает машины, которые превосходят те, что выпускают автопроизводители. А его ракеты превосходят те, что создают профессионалы космической отрасли.

Конечно, мы занимаемся немного разными вещами. Он создает то, что можно пускать в серийное производство. А я апробирую проекты, которые показывают, какие технологии нам стоило бы применить в жизни. Но к серийному производству тот же Solar Impulse явно не готов — это же летающая лаборатория!

А кто сделал ваш проект возможным?

Наши партнеры из больших компаний, помогающие не только советом, но и технологиями. Проект Solar Impulse поддерживают очень многие, например, Covestro. Впоследствии все они выводят эти технологии уже на рынок.

И все-таки, считаете ли вы, что благодаря проектам Solar Impulse I и Solar Impulse II удалось что-то изменить в этом мире?

Абсолютно! Уверен, нам удалось показать, что посредством чистых технологий вполне можно решать разные задачи. Даже самые невероятные! А до этого люди не представляли, что такие технологии существуют, а также, что их можно успешно использовать.

Чистые технологии — это не просто нечто возобновляемое, например электричество. Это еще и то, что позволяет нам использовать энергию более эффективно, сократить ее потребление и не растрачивать понапрасну природные ресурсы. Для их внедрения нужно не так много, однако ни производители, ни конечные потребители этого либо не понимают, либо не хотят понимать. А мы подаем наглядный пример и показываем, что речь не только о чистых, но и об эффективных технологиях. Использовать их выгодно с экономической точки зрения.

Это же круче Парижских климатических соглашений!

О да, мы меняем правила игры на ходу. Solar Impulse — это попытка легитимировать чистые технологии, которые нельзя тратить понапрасну. В прошлом году мне удалось пообщаться с президентом России Владимиром Путиным, и он поддержал наш курс. И мне очень нравится, что сильные мира сего оказывают нам поддержку на этом нелегком пути, помогая менять правила игры там, где это было невозможно.

Какая у вас главная мечта?

До недавних пор я мечтал совершить кругосветное путешествие на самолете с солнечными батареями. Теперь я хочу комитет по внедрению чистых технологий — и сделать мир лучше.

К слову, над Россией вы так и не пролетели…

Мы побоялись соваться в Россию! (смеется) На самом деле наше путешествие изначально ориентировалось на южные страны: там достаточно солнца для подзарядки батарей самолета и не такие сильные ветры.

Я с радостью приехал бы в Россию и продемонстрировал возможности Solar Impulse. К сожалению, этим до сих пор никто не заинтересовался. А дело это технически сложное и к тому же дорогостоящее.

Наука и техника00:0112 января
Плакат Франтишека Паролека «Белое!»: чехословацкие легионеры «отбеливают» взятую под контроль Транссибирскую магистраль. 1918 год

«Оказались втянуты в российскую смуту»

Армия бывших пленных застряла в России и захватила полстраны. Она не боялась ни Ленина, ни Сталина