Монстры и магия, смартфоны и боевые роботы, ретро-автомобили, приключения наследного принца и дух американских 70-х — все это ждет любителей приставочных ролевых игр в Final Fantasy XV. Она поступит в продажу в ноябре 2016 года, но компании «Софтклаб» и Square Enix предоставили «Ленте.ру» возможность ознакомиться с демонстрационной версией FF XV и поделиться впечатлениями с читателями.
Денег нет
На чем наследный принц Нокт королевства Люцис поедет свататься к своей невесте Лунафрее из королевства Тенебр? Конечно, на автомобиле 70-х годов. С собой он возьмет команду лучших друзей: умника Игниса, весельчака Промпто и сурового мускулистого телохранителя со смешным именем Гладиолус.
Путешествие не выглядит сложным. Что может случиться в погожий солнечный день на дороге, где на каждом километре — бензоколонка, а в провинциальных поселках — кафе, где можно вкусно и недорого перекусить? Оказывается, много чего. Во-первых, машина может сломаться, во-вторых, у наследного принца по непонятным причинам не окажется карманных денег на ее починку.
Августейшей особе придется вместе с друзьями толкать тяжелый автомобиль до ближайшей мастерской. Там их встретит красивая блондинка в кепке, с большими и красивыми… глазами. Она готова заняться починкой машины, но не бесплатно. Поскольку денег у принца нет, ему придется выполнить задание, которое дает отец красотки-механика: уничтожить монстров, мешающих местным фермерам. Что поделаешь — после короткого перекуса в местной столовой друзья достают свои мечи и пистолеты и идут очищать поля от вредителей.
Пятнадцатая
Так начинается игра Final Fantasy XV — один из самых ожидаемых «долгостроев» этого года. Ее разработку начала в 2006 году японская компания Squre Enix для приставок прошлого поколения: Xbox 360 и Playstation 3. Со временем концепция поменялась, и в 2012 году разработчики переключились на системы следующего поколения, которые должны были увидеть свет в конце 2013 года.
Скриншот: игра Final Fantasy XV
Первая Final Fantasy вышла в 1987 году для консоли Nintendo Entertainment System, и поскольку оказалась чрезвычайно успешной, у нее появилось множество сиквелов и ответвлений. Большая часть игр серии не связана напрямую, но у них есть общие элементы: действие обычно разворачивается в фэнтезийном мире с элементами научной фантастики, где обязательно обитают ездовые птицы Чокобо — помесь страуса с цыпленком. В основе сюжета чаще всего лежит конфликт между государствами — условно «плохим» и «хорошим», в который так или иначе вовлечен протагонист. И, конечно же, любовь.
На этом сходство заканчивается. События разных игр Final Fantasy происходят в разных мирах, причем один может быть карикатурно-волшебным, а другой — технократическим с элементами магии. Но чаще всего эти элементы сочетаются — волшебство, вызов могущественных духов, огромные мечи и футуристические мегаполисы с боевыми роботами.
Скромное обаяние ретро
Сеттинг новой Final Fantasy выглядит экстравагантно даже по сравнению с предыдущими играми серии. Все вышеперечисленное в нем есть, однако окружающая действительность поначалу выглядит обескураживающе обыденно: игроку покажется, будто он попал в США 70-х годов, только со смартфонами и некоторыми другими современными потребительскими технологиями. Шоссе, по которым неспешно передвигаются автомобили того времени, архитектура и одежда второстепенных персонажей — все это не создает впечатления иного мира.
Тем более неожиданной оказывается встреча с тем, что кажется здесь инородным: фантастическими животными, бродящими по лугам и лесам, ночными монстрами, нападающими на путников, магией и роботами, монархическими государствами.
Геймплей Final Fantasy обычно стоит на трех китах: длинные сюжетные заставки, долгие походы по карте игрового мира и пошаговая боевая система — это стандарт для японских ролевых игр. Двух из этих китов Square убила, но скучать по ним будут только самые консервативные поклонники серии.
Убитые киты
Нет больше разделения на карту, локации и боевые сцены — все действие разворачивается в открытом мире. Поскольку герои много путешествуют на автомобиле, начинает казаться, что это очень странная новая часть Grand Theft Auto, — впрочем, вскоре это ощущение исчезает.
Основная парадигма GTA заключается в том, что в серии этих игр можно делать все, что заблагорассудится: гонять с бешеной скоростью, сбивать другие машины и пешеходов, врезаться в здания, убегать от полиции и творить прочий беспредел. В FF XV никакой свободы на дороге нет. Свернуть с проезжей части невозможно, столкнуться лоб в лоб с другой машиной — тоже. Остается только неспешно рулить и глазеть по сторонам. К тому же самому вести автомобиль не обязательно — Игнис с удовольствием сделает это за игрока (только не ночью — ночью нужно спать, и очень опасно).
Впрочем, несмотря на невозможность устроить хаос на дороге и в городе, игровое пространство не кажется мертвым. Сторонние персонажи переговариваются о насущных проблемах, гигантские открытые пространства и огромные темные леса не позволяют усомниться в масштабе открытого мира, а бытовые сцены из жизни главных героев утверждают во мнении, что они — не просто статисты, выполняющие свои роли в сюжетных роликах.
Скриншот: игра Final Fantasy XV
В игре не обязательно строго следовать сюжетной линии. Игроку будут попадаться побочные квесты, за счет которых можно получить деньги или определенные предметы. Дополнительную реалистичность процессу придает то, что по ходу дела команде принца придется останавливаться на ночлег, готовить еду, чтобы получить бонусы в бою и ловить рыбу. А Промпто очень любит фотографировать, поэтому иногда друзья будут останавливаться, чтобы запечатлеться на фоне различных достопримечательностей.
Второй убитый кит — это пошаговая боевая система. Да, теперь все поединки проходят в режиме реального времени. Придется прыгать, очень быстро нажимать на кнопки геймпада, парировать атаки, применять специальные умения и учиться использовать рельеф местности для успешных атак. Впрочем, выхватить меч на оживленной улице не удастся — этот режим включается только тогда, когда враг рядом.
Ложки дегтя
Может показаться, что Final Fantasy XV идеальна, но это, конечно, не так. Основная болезнь современных (да и старых) ролевых игр заключается в том, что сами по себе квесты, которые придется выполнять по ходу дела, построены по двум стандартным моделям: «пойди принеси» и «пойди убей».
Как уже говорилось выше, игра даже начинается с подобного задания: чтобы починить автомобиль, героям придется уничтожить определенное количество надоедливых монстров, мешающих местным жителям. Такое впечатление, что создатели FF XV иногда не понимают, чем заполнить пробелы между сюжетными заставками и важными боями, и не знают, зачем принцу сотоварищи отправляться в очередной населенный пункт, где произойдет очередное знаковое событие.
Примеров тому много. Девушка-механик, починив автомобиль, просит отвезти посылку знакомому владельцу мотеля в другом поселке. Журналист, оказавшийся на причале, с которого компания друзей должна отправиться дальше, начинает шантажировать принца тем, что заметка о нем появится во всех местных газетах, если тот не принесет ему драгоценные камни, россыпи которых находятся в нескольких километрах от города. Владелец фермы чокобо не дает покататься на цыплятостраусах потому, что рядом ходит зверь «одноглазец» (вообще, странный перевод слова deadeye, тем более что у чудовища два глаза), поэтому надо обязательно замочить монстра. Конечно, жизнь сама по себе бессмысленна, но можно было придумать задания и мотивы для перемещения героев в пространстве игрового мира более-менее естественными и не такими странными.
Скриншот: игра Final Fantasy XV
Другая ложка дегтя — графика. Хотя работа дизайнеров игры заслуживает всяческих похвал, понятно, что современные приставки не позволяют увидеть ее во всей красе. Мутноватые текстуры, клочки травы на голой земле, недетализированные модели второстепенных персонажей — Final Fantasy XV полна таких компромиссов.
Наконец, цели многих заданий очень сложно найти. Маркеры, показывающие, куда нужно двигаться дальше, зачастую демонстрируют только расположение цели квеста. Игрок может полчаса тыкаться в отвесный обрыв, безуспешно пытаясь на него залезть, а потом окажется, что пологий склон находится метрах в ста.
Портит ли это общее впечатление от Final Fantasy XV? Несомненно. Однако это не то, что может отвратить от ее прохождения. Главное, что удалось создать разработчикам игры, — это мир и персонажей, в которых хочется верить. Их истории не кажутся надуманными, сюжет развивается плавно — от неспешной поездки принца к своей невесте к событиям, потрясающим основы мира. И так ли важно, что ради этого придется сделать небольшой крюк, чтобы доставить посылку непонятно с чем владельцу мотеля, с которым принц вряд ли увидится снова?