В минувшую среду, 17 августа, член президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями и глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев фактически поддержал практику женского обрезания: сказал, что данная процедура может остановить распространение разврата, если делать ее всем женщинам — «чтобы сексуальность уменьшилась». Позже муфтий заявил, что его не так поняли, но осадок, как говорится, остался. О том, какое место занимает обрезание в жизни мусульман и в исламе, «Лента.ру» поговорила с заместителем председателя Совета муфтиев России Рушаном Аббясовым.
«Лента.ру»: Как вам, хазрат, такая традиция?
Рушан-хазрат: Эта традиция — не исламская. Исторически этот обряд был распространен еще в доисламский период, преимущественно в Африке. Впоследствии эти народности приняли ислам и продолжили эту практику уже как традицию своего народа. Но в исламе таких обязательств нет, и навязывать их никто никому не вправе.
Как и мужское обрезание?
Как и мужское. Эта традиция не то чтобы заимствована, но продолжена еще от Моисея и пророка Иисуса, которого мы почитаем как посланника Всевышнего. Эта традиция была принята, и пророк Мухаммед сказал, что это является его наставлением — и все равно мужское обрезание не является обязательным, а только желательным. А про женское нет вообще никаких упоминаний.
Почему же исламские религиозные деятели не борются с этим как с проявлениями язычества и нетрадиционных культов?
Эта проблема не стояла так остро до тех пор, пока тему женского обрезания не подняли в СМИ. Сейчас мы узнаем, что она есть, ее обсуждают в Дагестане. Поскольку эта проблема поднята, общество будет реагировать, и ученые-богословы должны дать свое заключение с точки зрения Корана и наставлений пророка Мухаммеда.
Почему это происходит в Дагестане? И только ли в Дагестане? Возможно, мы многого не знаем?
В других регионах мы, честно говоря, не сталкивались с такой проблемой. Да и в Дагестане столкнулись с ней впервые. Знаем, что есть эти обряды в таких странах, как Судан, Кения, Сомали, но вот и в Дагестане тоже оказалось. У каких-то народов сохранились эти доисламские традиции, но не повсеместно. И эти противоречия сохраняются потому, что ислам говорит: если какие-то традиции не противоречат духу Корана, то они принимаются. Это уже задача богословов — разобраться во всех доводах.
Видимо, сторонники женского обрезания считают, что духу Корана это не противоречит. Вот и муфтий Бердиев говорит, что традиция не противоречит догмам ислама и нужна для того, чтобы «успокоить женскую прыть» — для усмирения страстей, так сказать.
Давайте не будем углубляться в такие тонкие вопросы. Мы с вами оба мужского пола и не можем знать, есть там страсти, нет страстей, есть какой-то пыл или нет его. Считаю, некомпетентно с моей стороны это комментировать, тем более что Бердиев уже заявил, что его слова были неверно истолкованы. Наверное, правильнее будет оставить это обсуждение нашим женским организациям, в том числе и мусульманским, которые смогут выступить со своим мнением, а к богословам обратиться за толкованием этого с позиций Корана.
Некоторые так его и толкуют: если Коран наставляет женщин на целомудрие, верность и прочие благодетели в личной жизни, то обрезание тому способствует, лишая женщину сексуального удовольствия.
Крайне сомнительные доводы. Буквально сегодня коллеги показали мне одно исследование, в котором говорится, что более 80 процентов девушек легкого поведения в Египте обрезаны. О каком целомудрии и усмирении страстей тут можно говорить!
Ну, для них это работа, а работа не всегда бывает приятной. Речь, видимо, о том, что, потеряв возможность получать сексуальное удовольствие, женщина не будет искать его на стороне.
Но в исламе нет ограничений на получение удовольствий, и здесь эта традиция снова вступает в противоречие с исламом.
Но удовольствие женщина должна получать с мужем, а у нее может возникнуть соблазн получить его еще с кем-то.
Это уже вопрос веры. Бывает, что человек хочет чего-то большего, но есть понятие смирения. А смирение достигается не путем физических ограничений, а через усмирение своего эго. Через пост, через молитву мы приходим к смирению как к духовной составляющей нашей жизни. Иначе далеко можно зайти. И язык может говорить всякое — что же теперь, язык отрезать, как некоторые рекомендуют Бердиеву?
Возможно, желание лишить женщину наслаждений идет от недоверия к ней — дескать, она существо греховное, падкое на соблазны. С Адамом-то вон как нехорошо получилось...
И это опять же противоречит духу ислама. Пророк призывал доверять и верить друг другу, иначе и жениться не стоит. А это тоже исламу противоречит.
Замкнутый круг какой-то...
Чтобы не попасть в этот круг, надо следовать тому, что предписано. Все остальное от лукавого. Думаю, там, где эта проблема есть, ее надо обсудить на уровне общественности и религиозных деятелей и найти решение.
Что-то мне подсказывает, что местная общественность и религиозные деятели особой проблемы здесь не видят.
Ну, может быть и такое...