Попытка отбелить Как новые требования налоговой скажутся на интернет-торговле

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

В скором времени бизнес обяжут перейти на онлайн-кассы. Это требование затронет всех участников розничного рынка — от предпринимателей до крупных торговых сетей, больше всего изменений ожидается в сфере интернет-торговли. «Лента.ру» решила разобраться в плюсах и минусах этого новшества для любителей шопинга в сети.

Президент подписал изменения к закону о контрольно-кассовой технике (закон 54-ФЗ), согласно которым все виды бизнеса должны перейти на кассовые аппараты, передающие данные чеков в налоговую службу в режиме онлайн. Для этого необходимо модернизировать имеющиеся или приобрести новые кассы и подключить их к операторам фискальных данных (ОФД), которые в реальном времени переправляют отчетность в налоговую службу.

Уже с сентября ФНС начнет лицензировать ОФД, и бизнес начнет работать по новым правилам — пока в добровольном порядке. Через полгода, с февраля 2017-го, заключение договора с ОФД и онлайн-передача чеков станет обязательной при регистрации новой кассы. Бизнес сможет продолжать работать на кассах старого образца еще полгода — до 1 июля 2017-го, когда заключение договора с ОФД и передача информации о расчетах в онлайн-режиме станут обязательными для всех владельцев кассовых аппаратов любых торгово-сервисных компаний.

По замыслу разработчиков закона, это сделает рынок более прозрачным и улучшит платежную дисциплину предприятий. Но эффект от изменений ощутят на себе и клиенты — потребители этих самых товаров и услуг. Дело в том, что теперь продавцы при приеме средств к оплате должны будут в момент покупки предоставлять чек в любом удобном для покупателя виде — бумажном, электронном на e-mail или посредством СМС.

Технологии онлайн

Больше всего новшество затронет интернет-торговлю, поскольку традиционные точки и раньше выдавали чеки в момент оплаты товара. При покупках через интернет ситуация была иной. Несмотря на законодательное требование выписывать чек при расчете с покупателем, большинство компаний этим пренебрегали. «Некоторые интернет-магазины печатают чеки заранее в офисе, а курьер привозит заказ вместе с чеком, однако такой подход нарушает требование закона в части временного разрыва между оплатой и созданием чека», — говорит руководитель по решениям для ретейла в России и странах СНГ компании NCR Андрей Пинкевич.

Фото: West Coast Surfer / Globallookpress.com

Другие магазины и вовсе обходились без чека, предоставляя покупателю при доставке накладную или просто отпечатанный на бумаге перечень товаров с итоговой стоимостью. Теперь, при переводе всех расчетов в онлайн, магазинам придется выбивать чек именно во время получения оплаты — то есть либо сразу после внесения средств по предоплате, либо в момент расчета с курьером при доставке. Это значит, что теперь все курьеры должны иметь с собой не только POS-терминалы для приема карт, но и мобильные кассовые аппараты, оснащенные модулем с GSM-передатчиком, который обеспечит передачу данных в соответствии с требованием закона (это и есть онлайн-кассы). Могут использоваться комбинированные устройства: POS-терминалы для карт, совмещенные с кассой, которая выдает чек.

Некоторые эксперты не уверены, что новые требования серьезно ужесточат дисциплину участников рынка. «Может получиться так, что законопослушные компании взвалят на свои плечи дополнительную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов, — рассуждает Алексей Прыгин, замгендиректора курьерской службы для интернет-магазинов «МаксиПост». — А те, кто работал в «серую» и не выполнял налоговых требований должным образом, так и не будут этого делать и продолжат работать по нерыночным правилам. Какая им разница, на каких аппаратах не выбивать чек — на обычных или мобильных?»

Впрочем, признает эксперт, перевод на электронную взаимосвязь с налоговыми органами сделает контроль за кассовыми операциями проще и прозрачнее, и проводить платеж мимо кассы будет сложнее. Кроме того, покупатели могут заставить продавцов быть более ответственными, если возьмут за правило требовать чек в момент покупки. Ведь они сами в этом заинтересованы.

Кассовые аппараты будут предоставлять чек нового образца, в котором указаны не только наименование товара и его стоимость, но и артикул, а также QR-код, по которому можно проверить «легитимность» чека в мобильном приложении ФНС.

На руку покупателю и сама возможность получения электронного кассового чека — это облегчит возврат или обмен товара. «Сейчас некоторые продавцы при возврате товара просят кассовый чек, хотя это противоречит законодательству о защите прав потребителей», — говорит Николай Жмуренко, директор компании OFD.ru, планирующей стать оператором фискальных данных. Если этот чек бумажный, его легко потерять, и тогда придется искать другие доказательства оплаты или объяснять продавцу, что он обязан оформить возврат без бумажного документа. Чеки требуются и при гарантийном ремонте товара, а за время пользования предметом бумага даже если и сохранится, то может стать нечитаемой. Перевод чеков в электронную форму устраняет эти риски, говорит эксперт.

Наконец, у пользователей появится дополнительная возможность управления личными финансами. Раньше для контроля за расходами приходилось собирать бумажные чеки или использовать информацию из интернет-банка, где отражаются лишь безналичные операции. Теперь можно веками хранить электронные выписки обо всех платежах, а контролировать расходы будет легче, если интегрировать эту информацию с имеющимися сейчас на рынке электронными системами управления личным капиталом.

Белые пятна закона

Конечно, изменения дадут нагрузку на бизнес: потребуется замена контрольно-кассовых аппаратов или модернизация имеющихся. По словам опрошенных «Лентой.ру» экспертов, эти расходы зависят от количества курьеров. В крупных интернет-магазинах, например, их может быть до 100, и на каждого нужен аппарат. Сколько он точно будет стоить — пока неизвестно, предположительно 15-20 тысяч. В случае с современной кассовой техникой потребуется не замена, а модернизация, и затраты будут заметно ниже.

Если магазины привлекают к доставке сторонние курьерские службы (это же касается сотрудничества с центрами выдачи товаров, дропшипперами и почтоматами), то необходимость оснащения новой техникой ляжет на их плечи. «Общие расходы на замену складываются из стоимости самих аппаратов, расходов на мобильную связь и на поддержание их работоспособности», — поясняет Алексей Прыгин.

Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»

Эксперты прогнозируют, что это не приведет к удорожанию доставки из-за высокой конкуренции на рынке курьерских услуг. «Конечно, эти службы понесут определенные затраты для соблюдения новых требований, но это не огромные средства. Большинство подобных организаций уже автоматизированы, речь идет скорее о модернизации существующих мощностей», — рассуждает руководитель проекта ModulPOS Максим Митусов.

Однако для небольших магазинов вводимое новшество может сыграть драматическую роль. «Потребуются существенные инвестиции в самое ближайшее время — до июля 2017 года, — считает эксперт компании «СКБ Контур» Анна Соловьева. — Не исключено, что часть расходов продавцы переложат на покупателей, что приведет к росту цен». Но это снизит конкурентоспособность наших интернет-магазинов по сравнению с иностранными сайтами, которые не подчиняются российскому законодательству, говорит она.

Есть и еще один не совсем приятный и понятный для интернет-магазинов момент. До сих пор неясно, как будут действовать онлайн-платежи в случае внесения покупателем предоплаты. Сейчас в таких случаях деньги клиента резервируются банком, оставляя магазину время на проверку наличия товара. «Если заказанного товара нет на складе, или в наличии другая модель по той же цене (к примеру, другого цвета), мы просто сообщаем об этом клиенту и либо высылаем ему товар на замену, либо отменяем транзакцию, возвращая зарезервированные деньги на его счет», — говорит Алексей Федоров, управляющий партнер интернет-магазина «220 Вольт» и президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Что будет теперь — неизвестно: если клиент предоплачивает товар, магазин должен в момент оплаты товара сообщить о платеже в налоговую и выслать клиенту электронный чек. «При этом мы еще не получили деньги (они у банка) и не проверили наличие товара. Если его не окажется на складе, нам придется каким-то образом аннулировать заказ, оформлять возврат, ведь чек уже пробит», — объясняет эксперт. Аналогично придется оформлять возврат, если клиент вместо условного белого товара уже после оплаты захочет поменять его на желтый: ведь в налоговую отправляются не только данные о сумме по чеку, но и сведения о товаре.

Как будет проходить процедура этого документооборота и обмена информацией с банками и налоговой, участникам рынка пока непонятно, но уже очевидно, что это вызовет массу неудобств. И эти же неудобства будут испытывать потребители. По словам Федорова, многие некрупные интернет-магазины вообще откажутся принимать предоплату, потому что отмена чеков — слишком сложная процедура. «На текущей стадии развития рынка, когда большинство игроков и так живут на грани прибыли, отказ от предоплаты для многих может стать фатальным», — говорит глава АКИТ.

В связи с этим ассоциация уже обратилась в ФНС с просьбой предусмотреть отсрочку между фактом оплаты и отправкой чека в случае внесения предоплаты. «Мы надеемся, что получим разъяснения, а закон будет немного доработан», — говорит Федоров. Успокаивает всех пока лишь то, что время для подготовки к новым правилам есть и у налоговых органов, и у представителей электронной коммерции.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше