В прокат одновременно выходят два фильма, всерьез озабоченных безопасностью в интернете и за его пределами — ода Оливера Стоуна самому известному стукачу планеты «Сноуден» и кибертриллер об опасных онлайн-играх подростков «Нерв». На этом фоне «Бриджит Джонс 3» кажется артефактом из прошлого.
«Нерв» (Nerve)
Режиссеры — Генри Джуст и Эриэл Шульман
Старшеклассница Винус (Эмма Робертс) не может осмелиться даже сказать маме, что хочет сама выбрать колледж. О том, чтобы заговорить с симпатичным футболистом, речи тем более не идет. Но когда бедовая лучшая подруга сначала пришлет ссылку на новое, секретное приложение «Нерв», а затем возьмет на слабо, между опцией «зритель» и «игрок» в заставке «Нерва» робкая школьница вдруг выберет второе. «Целуй незнакомца 5 секунд. Награда 100 долларов», — загорится на экране смартфона. Девушка начнет приглядываться к окружающим — еще не зная, что единственный нормальный парень (Дэйв Франко) в помещении тоже играет в «Нерв». Через полчаса пара уже будет пытаться выжать на мотоцикле 60 километров в час — с завязанными глазами.
В интернете всегда кто-то врет, бойко и тревожно сообщал предыдущий фильм режиссеров Джуста и Шульмана — псевдодокументальный хит «Как я дружил в социальной сети», породивший даже реалити-шоу по своим мотивам на MTV. В «Нерве» Джуст с Шульманом уже не прикрываются респектабельными масками документалистов и с головой погружаются в легкие удовольствия жанра «триллер»: перегонки со временем, растущие ставки и саспенс, эпизоды-аттракционы вроде ходьбы по строительному крану. Обострился и месседж — «Нерв» более-менее целиком построен на распространенном страхе, что подростки заняты в интернете чем-то не тем. Но, как бы ни был злободневен этот посыл, на деле «Нерв», конечно, действует на хорошо знакомой территории кино об играх на выживание, от, в меньшей степени, «Бегущего человека» до, что бросается в глаза постоянно, «Игры» Дэвида Финчера. Добавить к их канону что-то, кроме сиюминутного антуража гаджетов и дарквеба, Джусту с Шульманом толком нечего. Поэтому «Нерв» как-то даже вынужденно следует по колее, ведущей к морализирующему финалу, — и спускает всю энергичность предыдущего действа на тормозах. Когда фильм, где лучше всего удаются борзые акты молодежного непослушания в сети, вдруг заканчивается призывом больше времени проводить оффлайн, трудно не испытать недоумения — а также заподозрить авторов в некотором лицемерии.
«Бриджит Джонс 3» (Bridget Jones's Baby)
Режиссер — Шерон Магуайр
Бриджит Джонс (Рене Зеллвегер) уже 43, она неуловимо и неузнаваемо постарела — но так и сидит в своей одинокой лондонской квартирке в бабулиных трениках, с зареванным лицом, ночным запасом мороженого и бутылкой шардоне в руках. Хэппи-энда, который обещал финал «Бриджит Джонс: Граней разумного», очевидно не случилось — Марк Дарси (Колин Ферт) сбежал, его вечный конкурент (Хью Грант) и вовсе помер. Так что Бриджит в компании молодой товарки с работы едет в разгул на оупен-эйр — где сначала по привычке падает в лужу дерьма, а затем, не менее традиционно, в постель обаятельного незнакомца (Патрик Демпси). Через пару дней на крестинах чьего-то ребенка неизбежно оттает и Дарси — так что когда дойдет до теста на беременность, героическую недотепу Бриджит ждут еще и сомнения насчет личности отца.
Золотые годы Бриджит Джонс, этой протофеминистки от ромкома, боровшейся за право женщины на бутылку белого и олдскульные труселя, пришлись на начало 2000-х. Неудивительно, что сейчас, в эпоху знакомств в Tinder, бесстыжей женской комедии а-ля «Девичник в Вегасе» и крестовых походов против боди-шейминга, старушка Бриджит и ее вариации на тему современной Джейн Остин выглядят артефактом из давно ушедшей эпохи. Похоже, Магуайр и ее звезды эту анахроничность тоже ощущают — и потому здесь так часто по-стариковски шутят над хипстерами и стартапами, так режет глаз седина Колина Ферта, так настойчиво Рене Зеллвегер делает вид, что не изменилась, и отрабатывает ужимки пятнадцатилетней давности. Неудивительно, что основные достоинства «Бриджит Джонс 3» не комедийные и не романтические, а строго ностальгические — уютная вера в старомодный шаблон (одна Бриджит, двое мужчин, множество неловких ситуаций и бытовых злоключений) и оказывающееся здесь более важным, чем сценарий, обаяние звезд. И вроде бы можно было отправить такую постаревшую и поскучневшую Бриджит на пенсию — да вот только ее фанаты за прошедшие годы тоже не то, чтобы помолодели. Поэтому пока декрет.
«Сноуден» (Snowden)
Режиссер — Оливер Стоун
В июне 2013 года, в центре Гонконга застенчивый очкарик (Джозеф Гордон-Левитт), нервно крутя кубик Рубика, пришел на тайную встречу с режиссером-активистом Лорой Пойтрас (Мелисса Лео) и журналистом Гленом Гринвальдом (Закари Куинто). Очкарика звали Эдвард Сноуден, он несколько лет провел в кибердепартаментах ЦРУ и АНБ, и его откровения уже через месяц взорвут мир — а самого стукача отправят в вынужденную ссылку в Москву. Что заставило его пойти на нарушение законов о гостайне и шпионаже? Что еще важнее — есть ли хоть кто-то, не знакомый со сноуденовской историей?
Что касается ответа на второй вопрос, то Оливер Стоун не питает иллюзий. История Сноудена была исчерпывающе освещена в документальном фильме самой Пойтрас «Citizenfour. Правда Сноудена» — его самые сильные фрагменты Стоун здесь с необъяснимым старанием разыгрывает с помощью актеров, но на ту же полноту и сенсационность рассчитывать уже, конечно, не может. Этот очевидный недостаток Стоун стремится компенсировать невиданной в кино на тему спецслужб, баз данных и кибербезопасности доходчивостью (а также расчетом на то, что нон-фикшн смотрят не все) — и показательно доходит в этом стремлении до смешного. Вытесняет профессиональную деятельность Сноудена на второй план навязчивая линия отношений с подружкой-либералкой (Шэйлин Вудли) — есть даже ничем, кроме желания показать попу Вудли, не обоснованная постельная сцена! Символизирует подлость службистов жиденький парик и взгляд исподлобья артиста Риса Иванса. Наглядно бежит, как в наивном хакерском кино 1990-х, по нарисованным на компьютере проводам, секретная информация; ожесточенно бьет по клавиатурам массовка. Чуть что, за кадром вдруг громыхает давно не модный брейкбит — намекая, что сейчас все это выродится если не в подобие фильмов о Борне, то уж точно в какой-нибудь «Кибер». Напрасно — максимум, на что хватает смелости Стоуна в обращении с правдоподобием, это раз в час впустить на экран чертом из табакерки Николаса Кейджа. Сам Сноуден на этом карикатурном фоне тоже стремительно упрощается, предстает медленно (даже слишком) прозревающим ботаником-патриотом без страха и упрека — то еще откровение. Но зато кино Стоуна действительно доходчиво, доступно, диетично — почти по-детсадовски: если вы мечтали посмотреть «Гарри Поттера и секреты ЦРУ», вот он, этот сомнительный шанс.