На краю долговой ямы Торговые сети начали разоряться

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Сразу несколько скандалов потрясли рынок ретейла в этом году — в судах разных инстанций рассматриваются претензии кредиторов к торговым сетям. Эксперты считают, что многим еще предстоит столкнуться с трудностями при погашении обязательств, поэтому исход игроков с рынка продолжится.

В сентябре правоохранительные органы объявили в розыск акционера крупнейшего в стране обувного ретейлера «ЦентрОбувь» Сергея Ломакина. По версии следствия, бизнесмен похитил крупную сумму у Газпромбанка, долг перед которым составляет 8,6 миллиарда рублей. Но претензий к сети не счесть. В 2015 году ретейлер получил 478 исков на общую сумму 5,9 миллиарда рублей, в этом году в суд было подано еще 135 заявлений на 438,3 миллиона рублей. Среди кредиторов — арендодатель торговых площадей «Сандорини», Московский кредитный банк, Сбербанк и ВТБ. Общий долг предприятия приближается к 40 миллиардам рублей. В конце октября московский арбитраж рассмотрит дело о признании АО «Торговый дом "ЦентрОбувь"» банкротом.

Терпит бедствие и другая обувная империя — в августе Высокий суд Лондона принял решение об аресте основателя российского бренда Carlo Pazolini Ильи Резника в рамках его разбирательств с Альфа-банком. Кредитная организация пытается взыскать с бизнесмена мультивалютный долг в размере 11 миллионов долларов и 8,4 миллиона евро. Весной Альфа-банк обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о банкротстве ЗАО «Фирма "Анта"», владеющей правами на торговую марку Carlo Pazolini. В мае в дело о банкротстве вступил Сбербанк, а летом иск на 1,49 миллиарда рублей подал Юникредит-банк.

Сейчас обе сети стремительно сворачиваются — закрывают магазины по всей стране. Компании были лидерами своего сектора рынка: «ЦентрОбувь» — в эконом-сегменте, Carlo Pazolini — в среднем. По мнению директора департамента ассортимента Fashion Consulting Group Галины Кравченко, сокращение сетей связано именно с нарушением баланса кредиторской задолженности (в валюте и рублях), что при росте курса ударило по возможности компаний отвечать по своим финансовым обязательствам и содержать розничную сеть в прежнем масштабе.

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

Проблема долгов обострилась не только в связи с девальвацией, но и с общим падением покупательского спроса. За последние два года объемы продаж обуви в России упали примерно наполовину, и сильнее всего просел средний ценовой сегмент. По данным экспертов из PwC, 15 процентов россиян приучились покупать обувь и одежду лишь по мере острой необходимости, а больше половины россиян тратят деньги только на самое необходимое.

Страдают все

Из-за снижения потребления непродовольственных товаров падение объемов продаж наблюдается в магазинах самой разной специализации, и им все сложнее обслуживать свои долги. В мае этого года был признан банкротом ювелирный дом «Яшма», задолжавший Сбербанку около 6 миллиардов рублей, банку «ФК Открытие» — 236 миллионов рублей, банку «Интеза» — 209 миллионов рублей.

В июле 2016 года вступила в дело о собственном банкротстве головная компания сети магазинов товаров для дома «Уютерра» (липецкая «ПланетаСтрой»). Тому предшествовали иски к ретейлеру от поставщиков и кредиторов, долг перед которыми превышает 4 миллиарда рублей.

По мнению экспертов инвесткомпании General Invest, на ситуации сказываются многие факторы — в частности, удорожание кредитов, повышение стоимости импорта и режим санкций, закрывший многие привычные источники поставок. Ретейлеры по-разному приспосабливались к изменившейся ситуации: искали новых поставщиков, меняли ассортимент, боролись за долю на рынке, в том числе предоставляя более выгодные условия покупателям. Эти усилия способствовали стабилизации положения в секторе, но имели свою цену: рентабельность розничной торговли ухудшилась по сравнению с 2013 годом примерно на 40 процентов.

Разные виды ретейла пострадали в результате произошедших событий в разной степени, указывают в ответе на запрос «Ленты.ру» аналитики General Invest. Понятно, что хуже всех с рентабельностью у тех, кто много торгует импортом: продавцов автомобилей и автомобильных запчастей, часов, мебели, одежды. Именно в этих частях розничного сектора произошли и будут происходить наиболее заметные структурные изменения, считают эксперты.

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Продовольственная стабильность

Судебные тяжбы из-за долгов ведут и некоторые представители продуктового ретейла. Так, сеть «Седьмой континент» буквально завалили исками поставщики сети. Общая сумма претензий достигла 400 миллионов рублей. По данным «Коммерсанта», проблемы с расчетами у сети стали заметны с начала года. В итоге с января к «Седьмому континенту» подали 87 исков. Один только поставщик продукции Procter&Gamble и Nestle требует почти 60 миллионов рублей. Владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов оценивает все долги сети в 3,5 миллиарда рублей. Судебные тяжбы проходят на фоне падения выручки ретейлера и сокращения сети. За первые четыре месяца текущего года количество магазинов «Континента» сократилось со 155 до 136.

Как сообщил «Ъ» первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, проблемы сейчас испытывает не только торговая сеть «Седьмой континент» — весь рынок ретейла в упадке. «Издержки, которые несет в том числе и сетевая торговля, продолжают увеличиваться. Связано это с установлением новых обязательных требований, необходимостью уплаты новых сборов — утилизационного, торгового», — говорит эксперт. По его словам, также сети испытывают проблемы в связи с падением покупательского спроса и переформатированием рынка, прежде всего в сторону более дешевого сегмента. «"Седьмой континент" — сеть, которая позиционировала себя выше эконом-класса, там уменьшилось количество клиентов, которые ушли в более дискаунтные форматы», — констатировал Корочкин.

Но по словам начальника управления операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, в целом в продуктовом ретейле игроки себя чувствуют стабильно даже несмотря на то, что эта отрасль была одной из самых закредитованных. Среди их заимствований преобладали рублевые кредиты, а быстрая генерация денежного потока позволяла компаниям обслужить долги. Так, EBITDA (прибыль до вычета процентов и налогов) «Магнита» с 2008 по 2015 год выросла в 10 раз, а выручка — примерно в 7,5.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

«Конечно, негативные тенденции достигли и сектора розничной торговли, темпы роста сетей упали ниже 20 процентов в год, а маржа не растет быстрее 10 процентов», — рассуждает Ващенко. Однако в связи с этим у сетей снизились и потребности агрессивно занимать, поскольку обеспечить прежний рост (в 30 процентов) в кризис все равно не получится. «Несмотря на падение темпов роста, банкротств ждать не стоит, поскольку многие сети снизили долговую нагрузку или успели перенести сроки погашения обязательств на 2018-2021 годы», — считает эксперт.

Тем не менее ситуация может измениться. С нового года вступят в силу поправки в закон «О торговле», которые предполагают снижение совокупного объема бонусов, выплачиваемых поставщиками ретейлерам до 5 процентов (сейчас только премия за объем закупки может составлять 10 процентов), а также уменьшение срока расчета между контрагентами — с 10-45 дней до 8-40.

Аналитики инвестбанка Goldman Sachs считают, что сокращение сроков оплаты товаров, предусмотренное в поправках, приведет к увеличению долгов торговых сетей, а снижение размеров бонусов от поставщиков — к падению рентабельности. Так, по их мнению, долг публичных компаний вырастет от 2 миллиардов до 12 миллиардов рублей. Причем наибольшее влияние законопроект окажет на ретейлеров «Дикси» и «О’кей» в силу внутренних операционных проблем, а также меньшего влияния на поставщиков, говорится в исследовании инвестбанка. По их мнению, долг «О'кей» может достичь 2 миллиардов рублей (5 процентов долга на конец 2016 года), у «Дикси» — 3,4 миллиарда рублей (9 процентов).

Впрочем, сами ретейлеры уповают на то, что поправки не будут приняты в их нынешнем виде. Предстоит несколько чтений в Госдуме и утверждение Советом Федерации.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше