14 октября в Ереване состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая объединяет Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. Лидеры стран утвердили более двух десятков документов. И можно было бы назвать саммит рутинным, если бы не один эпизод — заседая в Ереване, лидеры пришли к договоренностям, о которых предпочли пока не распространяться. Эти решения, по словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, помогут сделать так, чтобы организацию «не боялись, но уважали». О том, какие темы все-таки были вынесены на всеобщее обсуждение — в материале «Ленты.ру».
Прошлогодний саммит ОДКБ обернулся глубоким разочарованием для Армении. Обсуждались проблемы России, влияние Запада, террористическая угроза, нарастающая в государствах Центральной Азии. Но не обсуждалась проблема Карабаха. Армянские СМИ с упреком отмечали, что ни один из лидеров Организации не дал какой-либо оценки происходящему на карабахско-азербайджанской границе и президент Армении Серж Саргсян не проявил для этого должную настойчивость. Спустя полгода, в Карабахе снова началась война. Но и в октябре 2016 эту сложную тему задвинули в темный угол.
Москва предпринимала активные усилия для решения проблемы, решил напомнить перед саммитом помощник российского президента Юрий Ушаков. Однако безрадостно признал, что все они были напрасны — «в начале были какие-то светлые моменты, затем развитие как-то зашло в тупик». «Не сказал бы, что испытываем большой оптимизм по поводу урегулирования этого конфликта и спора в ближайшее время», — делился Ушаков.
Несмотря на отсутствие, на первый взгляд, какой-либо интриги, переговоры лидеров в узком составе затянулись. Вместо отведенных 70 минут за закрытыми дверьми они провели добрых три часа. Так живо лидеры обсуждали перемены, которые, кажется, грядут в организации. Александра Лукашенко — а Белоруссии переходит председательство в организации — не устроили масштабы работы. Батька намерен всерьез развернуться.
«Подготовленные материалы по приоритетам нашего председательства несколько не тянут на тот уровень обсуждения, который был в узком кругу», — не одобрил Лукашенко домашнюю работу организаторов. Он раскрыл некоторые детали долгой беседы. По его словам, собеседники жаловались на то, что ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО. Эти жалобы Лукашенко раздражали: «Надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию. Чтобы нашу организацию не боялись, но уважали», — заявил он.
К каким именно решениям пришли за три часа обсуждений, раскрывать не стали. Лукашенко лишь загадочно намекнул, что думает «предложить что-то хорошее».
К слову, не все лидеры присутствовали на саммите. Один из создателей структуры, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отменил рабочие поездки в Азербайджан и Армению в связи с простудным заболеванием. 11 октября пресс-служба Акорды (резиденции президента Казахстана) сообщила, что Назарбаев находится на лечении. Глава Киргизии Алмазбек Атамбаев, напротив, от недавней болезни оправился. Перед приездом в Армению он успел посетить с официальным визитом Грузию.
Среди пакета документов, подписанных в этот день в Ереване, основным была Стратегия коллективной безопасности до 2025 года, призванная ответить на вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются государства-члены ОДКБ. Некоторые из этих угроз связаны, по мнению участников, с действиями Североатлантического блока. Беспокоит наращивание военных группировок НАТО и создание военной инфраструктуры альянса в сопредельных с зоной ответственностью ОДКБ территориях. ПРО США и НАТО рассматривается как угроза, ей намерены противодействовать.
Не менее волнует и рост террористической угрозы в Центральной Азии, а также возможные потоки беженцев. В итоге члены ОДКБ приняли единый перечень, куда ожидаемо вошли «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство». Попытки составления такого документа предпринимались неоднократно, но мнения не совпадали. «Как известно, позиции в отношении определения самого термина "терроризм" расходятся, поскольку для одних государств — это борцы за независимость, для других — экстремисты, а для третьих государств — террористы», — пояснил причину постоянный представитель России при ОДКБ Виктор Васильев.
Как отмечал секретарь организации Николай Бордюжа, необходимо заниматься информационно-пропагандистской работой. В Таджикистане, по его словам, накоплен большой материал допросов тех, кто вернулся из зон вооруженного конфликта. Рассказы очевидцев — тех, кто после пропаганды на сайтах террористических организаций поехал и участвовал в боевых действиях — о том, что реально происходит в отрядах боевиков напрочь отобьют желание вступить в террористические организации.
Из текста стратегии также следует, что организацию не перестает волновать и ситуация на афгано-таджикской границе, протяженность которой тысячи километров. В ОДКБ ее считают общей зоной ответственности и разрабатывают программа укрепления. Речь фактически идет о восстановлении той границы, которая была во времена Советского Союза, что потребует немалых финансовых вложений.
Кроме того, в Ереване было принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, что предусматривает комплекс мер, в том числе политического характера, включая содействие урегулированию пограничных конфликтов. В качестве примера такого конфликта в организации приводят спор между Киргизией и Таджикистаном. Нагорно-Карабахская история, несмотря на старания армянской стороны, не является пограничной для государств ОДКБ. На саммите ограничились стандартным заявлением по Нагорно-Карабахской республике о соблюдении мира, которого документами никак не удается достичь.