Криминальная карта России Нужен ли гражданам открытый доступ к статистике правоохранительных органов

Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости

Под эгидой Генеральной прокуратуры России и комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» в Москве проведен первый хакатон по проблеме открытого доступа общественности к данным криминальной статистики. Закон об открытии этой информации еще не принят, но 12 команд молодых разработчиков за два дня (22 и 23 октября) создали дюжину концептов пользовательских сервисов для ее использования — осталось лишь загрузить актуальные цифры. Некоторые проекты возьмут на вооружение в надзорном ведомстве. «Лента.ру» попробовала разобраться в новых возможностях, которые может дать обществу доступ к сведениям о преступности.

Вне зоны доступа

Генпрокуратура уже не первый год занимается развитием электронных инструментов доступа к статистике, находящейся в распоряжении ведомства. В 2012 году был создан портал crimestat.ru — первый в своем роде ресурс, рассчитанный на широкую аудиторию.

Проблема в том, что детализированные данные о преступности в России публиковать нельзя по закону, а общие сведения по большому счету мало кому интересны. Для юристов, ученых и журналистов это — «общая температура по больнице», поэтому они ищут неофициальные источники и даже пытаются вести собственную статистику.

Встает вопрос о реальности общественного контроля за деятельностью правоохранителей: возможен ли он вообще, если информация о преступности лежит в сейфах силовиков и дозированно поступает в открытый доступ от них же?

Хакатон — англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон — форум разработчиков, в ходе которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо задачи. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто марафоны программирования.

Противники открытости твердят, что криминальная статистика — это скучная информация, необходимая для оптимального распределения полицейских патрулей по территориям и принятия других управленческих решений, а широкой общественности она попросту не нужна.

Хакатон, прошедший в Москве, показал несостоятельность этого мнения. Граждане не проявляют интереса к криминальной статистике только потому, что у них нет удобных инструментов для ее получения. Проблему ограниченного спроса может решить качественно новое предложение.

«Такое мероприятие проведено в истории прокуратуры впервые. Мы никогда не участвовали в подобных открытых дискуссиях. Пришли неизвестные молодые люди и креативно выдали интересный продукт», — подвел итоги хакатона руководитель управления правовой статистики Генпрокуратуры Олег Инсаров.

Фото: Максим Поляков / «Коммерсантъ»

«За вами приехали»

Молодым разработчикам предложили ответить на вопрос, какие приложения и сервисы, связанные с использованием криминальной статистики, будут востребованы экспертным сообществом и обычными гражданами.

«В качестве одного из заданий конкурсантам предложили разработать интерактивный сервис на основе первичных данных, полученных в ходе опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики по Мамадышскому и Камско-Устьинскому муниципальным районам Республики Татарстан за период с января по август 2016 года», — пояснил Инсаров.

В форуме участвовали 12 команд, две из них приехали из Петербурга и Татарстана. «Все отработали от начала до конца два дня, сделали множество интересных проектов», — рассказал «Ленте.ру» один из организаторов и членов жюри хакатона, член Комитета гражданских инициатив Иван Бегтин.

Организаторы, конечно, принимали в расчет, что участвовавшие в хакатоне студенты не особенно разбираются в уголовной статистике и криминологии. Это был поиск свежего взгляда и новых решений — ребята, к примеру, попробовали соединить информацию о преступлениях с данными из иных областей.

«Один проект, несмотря на скудость имеющихся в распоряжении данных, понравился мне особенно, — признался Бегтин. — Ребята визуализировали на карте Москвы информацию о преступности и пытались найти корреляцию с наличием там социально-культурных, торговых и прочих общественных заведений».

Первое место занял проект, связанный с анализом оборота наркотиков. «Он понравился всем членам жюри, так как выбивался из общего ряда. Для него использовались как данные генпрокуратуры, так и самостоятельно собранная информация», — говорит Бегтин. Второе место занял проект, основанный на статистике ДТП.

Олегу Инсарову больше всего понравился проект под оригинальным названием «За вами приехали», занявший третье место. Его авторы задались целью проанализировать работу сотрудников МВД.

«Берут, например, данные по очевидным составам преступлений (убийства, грабежи, разбои) и по латентным — коррупционным статьям. Сравнивают их и получают уникальный индикатор по субъектам РФ, — объясняет представитель Генпрокуратуры. — А потом этот индикатор можно применять для оценки работы отдельных регионов. Значительное отклонение — повод задуматься».

По словам Инсарова, наиболее значимые результаты мозгового штурма будут использоваться для новых пользовательских сервисов на сайте crimestat.ru, облегчающих гражданам понимание правоохранительной статистики.

«В частности, предполагается реализация интерактивного сервиса в виде карты, на которой будут указаны координаты каждого преступления с точностью до адреса (улицы, дома) или объекта», — объяснил он.

Фото: Денис Вышинский / ТАСС

«Потребители созрели»

Специальный приз хакатона получила игра «Симулятор судьи». Задача ее в том, чтобы в рамках закона и справедливости назначить то или иное наказание за некое преступление. Сделанный участником игры выбор сравнивается с реальной судебной практикой по схожим делам. «Хорошая игрушка для юридических вузов. Сделана качественно и в короткие сроки», — похвалил Иван Бегтин.

Он считает, что после открытия доступа к детализированным данным статистики появится возможность реализовать большие проекты, связанные с предсказанием преступлений и определением текущего уровня безопасности в том или ином районе.

Таким образом криминальная статистика сможет влиять, к примеру, на стоимость недвижимости.

«Есть большой интерес к данным о преступности, и потребители уже давно созрели для того, чтобы они были открытыми. Естественно, с ограничениями, связанными с защитой персональных данных», — рассказала «Ленте.ру» член жюри Мария Шклярук, магистр права Гамбургского университета и эксперт Института проблем правоприменения.

Россия, по ее словам, из-за своего специфического законодательства отстала в этом отношении на десять лет от Казахстана: «Там доступны приложения, сервисы, которые позволяют получать сообщения, если рядом совершено преступление. Эти сообщения отражаются на картах — видно, когда, где и что происходит, и граждане могут этим пользоваться».

На хакатоне многие проекты были основаны на тестовых, выдуманных данных. При получении актуальной информации они заработают в полную силу — тогда, по мнению организаторов, у нас будет не хуже, чем у соседей. «Наши программисты готовы к тому, чтобы эти данные переварить, — уверена Шклярук, — но государство пока этого не позволяет».

Прокуратура России, по мнению эксперта, стремится к тому, чтобы открыть больше информации, — соответствующий законопроект уже передан на рассмотрение в Госдуму и может быть принят уже этой осенью, если не встретит сопротивления.

«Министр внутренних дел Владимир Колокольцев несколько раз говорил публично, что они в принципе готовы открыть данные, но позиция министерства в целом иная», — сетует Шклярук.

Здесь стоит отметить, что сотрудники МВД собирают всю первичную информацию о преступности в стране — ведь именно полицейские первыми приезжают на место происшествия, принимают заявления от граждан, задерживают подозреваемых и так далее.

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

«Статистика сильно искажена под воздействием стимулов, которые есть в правоохранительной сфере, — полагает Мария Шклярук. — Открытие данных позволило бы гражданам сопоставлять официальные данные с реальной обстановкой».

Под «стимулами» эксперты обычно понимают такие негативные явления, как «палочная» система, сокрытие нераскрытых преступлений или их неверная квалификация.

Другими словами, раскрытие статистики и создание на ее основе интерактивных пользовательских сервисов может серьезно повлиять на работу полицейского ведомства.

«С помощью таких программ и приложений можно привлечь граждан к сбору и анализу данных о преступлениях. Это поможет органам внутренних дел в их работе, создаст дополнительный канал для связи с обществом», — убежден Иван Бегтин.

И все это уже не фантазии правозащитников. Концепт Государственной автоматизированной системы правовой статистики, создаваемой прокуратурой в сотрудничестве с экспертами «Открытого правительства» и представителями других ведомств, уже прошел обкатку в пилотных регионах.

«Генеральная прокуратура ставит перед собой цель не только создать массив объективных, обновляемых в режиме реального времени данных по криминальной статистике, но и сделать его предельно открытым для граждан, структурированным и удобным в использовании, а также максимально защищенным», — заверил «Ленту.ру» официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше