В Киргизии очередной политический кризис. 26 октября президент республики Алмазбек Атамбаев своим указом отправил кабинет министров в отставку. Основанием для этого послужило официальное объявление о распаде парламентской коалиции, сформированной на основе соглашения между четырьмя депутатскими фракциями. «Лента.ру» поговорила с экспертами о ближайших политических перспективах Киргизии.
Не договорились
Такому повороту событий предшествовало несколько серий политического триллера. Все началось с того, что в конце июля лидер фракции правящей Социал-демократической партии Иса Омуркулов выдвинул инициативу о внесении изменений в конституцию на референдуме, предусматривающих расширение полномочий парламента. Однако еще в 2010 году на поправки в основной закон был наложен мораторий. Представители президента разъяснили, что менять нельзя только некоторые разделы конституции, а в целом внесение поправок вполне законно. Оппозиция и часть правящей коалиции выразила мнение, что глава республики и его команда меняют основной закон ради сохранения власти. Развеялась даже видимость единства среди тех, кто пришел к управлению страной на волне революции 2010 года.
Лидер входящей в правящую коалицию фракции партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев, считающийся отцом основного закона, выступил против референдума. Его поддержали другие депутаты, один из парламентариев даже обратился в Венецианскую комиссию, что вызвало негодование президента. 31 августа во время официальных торжеств по случаю 25-летия Атамбаев, выступая с речью на площади Ала-тоо в Бишкеке, он обрушился с критикой на Текебаева и своего предшественника — временного президента Розу Отунбаеву. В выражениях глава государства не стеснялся. «По-человечески понятен страх Отунбаевой, что под видом внесения изменений в конституцию Атамбаев собирается продлить себе полномочия», — заявил он. Последовали обвинения в мародерстве и незаконном обогащении. Отунбаева демонстративно покинула торжество.
В октябре всплыли совсем уже анекдотические подробности — выяснилось, что в республике утерян подлинник конституции. В Жогорку Кенеше предложили представителю президента словно в издевку создать специальную комиссию по поиску текста основного закона страны. В том же месяце Верховный суд вынес постановление о недопустимости изменений конституции. Терпение команды Атамбаева лопнуло — правящая партия объявила о том, что выходит из коалиции.
Увлекательные политические эксперименты
Специалист по Центральной Азии, востоковед Александр Князев напомнил, что политический кризис — нормальное состояние для жизни республики. «Президент Атамбаев не первый раз предпринимает попытку взять ситуацию под контроль. Скорее всего, в его штабе рассчитывают реализовать такой сценарий: формируется коалиция из тех партий, которые еще остались, чтобы провести референдум. Затем правящая партия инициирует роспуск парламента. Есть предположение, что проект конституции будет дополнен изменениями, касающимися выборов, — будет повышен процентный порог прохождения в парламент. Это позволит попадать в Жогорку Кенеш партиям той группы элит, которая подконтрольна Атамбаеву». Однако, по словам эксперта, планы нынешней власти способны переписать не только оппозиционеры, но и союзники. «Сейчас в коалицию может войти партия "Республика", ее лидер Омурбек Бабанов в этом случае автоматически становится премьер-министром в новом правительстве. Но по своему политическому весу он превосходит президента, и не в его интересах превращаться в технического премьера на несколько месяцев, на период "пересменки". Бабанов располагает серьезными инструментами, чтобы внести корректировки в план команды Атамбаева», — подчеркивает Князев.
Самое существенное, по мнению собеседника, — то, что очередной кризис снова ослабит и без того подорванные предыдущими переворотами и конфликтами несущие конструкции киргизской государственности. Бишкек исчерпал лимит на политические эксперименты. «Поднятая властью волна о том, что надо срочно менять конституцию, была чистой самодеятельностью. Оппозицию этой инициативе пока не поддержали западные центры, работающие в регионе. Не исключено, что они просто дают ситуации развиваться, чтобы потом ослабить и без того не очень уверенное в своих силах правительство. А в перспективе могут быть инициированы конфликты на межэтнической почве, во всяком случае основные ресурсы западных НПО идут в этнические неправительственные организации», — говорит Князев. «Государственность Киргизии была под вопросом все 25 лет независимости. Четверть века — тот срок, за который можно сказать, состоялся проект или нет. Но тут знак вопроса проступает все отчетливее и отчетливее, и в любой момент может быть получен отрицательный ответ», — резюмирует эксперт.
«Цирк уехал, клоуны остались»
Директор аналитического центра «Религия, право, политика» Кадыр Маликов полагает, что корни нынешнего кризиса — в неразрешенных конфликтах в команде победителей 2010 года. «Отношения между Атамбаевым и членами бывшего временного давно ухудшались. В подоплеке — не только разногласия по поводу дальнейшего государственного строительства, но и личные причины. Стороны перешли от попыток решить вопрос кулуарно, не вынося сор из избы, к взаимным обвинениям и открытой информационной войне», — отмечает он.
«Я бы говорил не о кризисе государственности, а о кризисе политической системы. Смена правительства, распад коалиции — это нормальное явление, но в тех странах, где это не затрагивает фундаментальных институтов государства и общества. А в Киргизии очередная схватка за власть вводит в зону турбулентности всю вертикаль власти. И у власти нередко остаются те же люди, как в анекдоте: цирк уехал, клоуны остались», — объясняет Маликов.
От Кореи до Киргизии
Политическая система Киргизии — «жертва негативного отбора», поэтому республику в скором времени ждет чехарда со сменой правительств, после чего возможен коллапс ее государственности, заявил «Ленте.ру» директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов, комментируя отставку правительства страны. «Граждане республики неуклонно деградируют — экономически, политически и социально. Еще недавно, во времена Бакиева, в руководстве Киргизии были представлены главные региональные кланы — Север и Юг, и этим как-то обеспечивался хрупкий баланс в стране. Сегодня политические лидеры измельчали до уровня нерадивых школьников, потерявших классный журнал. В данном случае — текст основного закона страны», — считает он.
Вместе с тем Солозобов напомнил, что происходящие в Киргизии процессы вписываются в разработанную российским философом Вадимом Цымбурским теорию великого лимитрофа. Великий лимитроф — это пояс примыкающих к России стран. Это окружение, по мысли Цымбурского, «вычленяет Россию и придает ей черты своеобразного острова внутри континента». «К великому лимитрофу относится полоса пространств "от Финляндии до Кореи", идущая через Восточную Европу, Кавказ, Закавказье, постсоветскую Центральную Азию и далее до Тибета. Хорошо известны демографические проблемы стран Балтии, безвозвратно утративших активную часть нации в Евросоюзе. Их судьба — своего рода машина времени для других приграничных стран бывшего СССР. Глобальные рынки труда действуют жестко: центры экономического притяжения, высасывают вменяемых людей из периферии. Например, ЕС оголяет Прибалтику и страны Восточной Европы, а Россия как магнитом притягивает кадры из Армении и Киргизии», — поясняет эксперт. «В итоге в приграничной полосе между Европейским и Евразийским союзами возникает цепочка государств-призраков. Идет самораскручивающийся процесс: чем больше жителей глобальной Периферии уезжает в цивилизационный Центр, тем хуже оставшимся. Возникает вопрос, что потом делать с "черной дырой" на границе ЕС и Евразийским экономическим союзом? Вот над этим надо думать прямо сейчас!» — призывает Солозобов.
Публицисты с горечью называют Киргизию островом невезения. Несколько лет назад в регионе бытовало гораздо более лестное выражение «остров демократии» или более откровенное — «лаборатория демократии». Правда, как отметил эксперт, бесконечная череда увлекательных политических экспериментов может привести к закрытию лаборатории. Киргизия входит в ЕАЭС и является союзником России. Именно поэтому очередной опыт в деле строительства государственности вполне может поставить Москву перед необходимостью менять политику в регионе.