Госдума седьмого созыва приняла поправки в регламент, которые обязывают депутатов лично рассматривать запросы граждан и отвечать на них. Подпись народного избранника вовсе не гарантирует решение проблемы — обращение может пройти долгий и извилистый путь от одной инстанции к другой. Почему запросы граждан остаются без ответа, куда их лучше направлять и чем ответить на игнор — рассказывает «Лента.ру».
Если повезет, у президента можно выпросить коня. Два года назад девочка из Хакасии набралась смелости и обратилась к Владимиру Путину с просьбой помочь ей исполнить мечту — получить в подарок лошадь для профессиональных занятий конкуром. «Я хотела написать письмо Деду Морозу, но потом подумала, что Деду Морозу не хватит денег купить мне лошадку», — рассказывала девочка. Родители, не знавшие о предприимчивости дочери, весьма удивились, получив письмо из приемной президента, а через год — и целого коня.
Но истории с другими обращениями граждан не всегда заканчиваются подарками, даже если на них обратили внимание в Москве. Девочка из Бурятии, например, ждет обещанного президентом коня уже два года. Вопрос кочует между инстанциями: от кремлевской администрации перешел в администрацию республики, затем — к властям Улан-Удэ, оттуда — к районным чиновникам. Когда многодетная семья переехала в Краснодарский край, дело совсем запуталось: то ли скакуна выделили, но на него у просителей не хватило денег, то ли его не смогли перевезти на другой конец страны, то ли во всем виновата местная конюшня... На кого возложить ответственность — непонятно, но лошади у девочки так и нет.
Подобные истории случаются и в других ведомствах. Даже если обращение лично рассмотрел депутат Госдумы, оно может быть направлено региональным властям, на работу которых как раз и пожаловался гражданин.
Куда податься
Подать обращение можно практически в любой орган власти. Верхушка айсберга — приемная главы государства. Гражданин может рассказать о своих проблемах и предложениях очно — в приемной, отделения которой работают и в регионах, а также на бумаге и в электронной форме. В октябре, например, управление президента приняло более 68 тысяч обращений, из которых около 70 процентов — корреспонденция, отправленная через интернет.
Самый популярный у россиян способ обратиться к президенту — прямая линия, в ходе которой, если повезет, о своей проблеме можно поведать всей стране. В прошлом году президенту в ходе общения с населением поступило 3,2 миллиона обращений — звонки, СМС, ММС, письма. Как рассказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, эти запросы не требуют обязательных ответов, однако их обобщили и направили в ведомства, «чтобы они имели возможность чуть-чуть оторваться от статистики и посмотреть, как на местах обстоят дела».
Обратиться можно и в правительство. За сентябрь туда поступило более 8,3 тысячи запросов, большая часть которых касалась проблем ЖКХ. Подавляющее большинство из них перенаправили в другие органы, однако наиболее важные (всего 43) передали в секретариат премьер-министра и его замов.
Открыт для обращений граждан и российский парламент. В Совет Федерации отправляют письма самого разного толка: от отзывов на законодательные инициативы (например, об усилении наказания за жестокое обращение с животными) до откликов на допинговый скандал.
Депутатам Госдумы тоже приходится работать с крайне разнообразными запросами, причем теперь они обязаны рассматривать их лично, а не перекладывать на подчиненных. Обращение также можно направить в комитет или фракцию. Как и Совфед, Госдума имеет право в исключительных случаях направлять общий парламентский вопрос премьер-министру, генпрокурору, главе Центробанка. Народные избранники принимают обращения не только через саму палату, но и в приемных партий, в том числе региональных.
Из мухи слона
Не обязательно направлять обращение сразу президенту или в федеральные органы власти. В законе прописано, что запрос должен попасть в структуру или конкретному чиновнику, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов. Поэтому если с жалобой на протекающие в селе N трубы человек обратится в Госдуму, его запрос все равно будет передан в соответствующий субъект. От региональных властей — районным, от них — городским и так далее — вплоть до села.
Другое дело, если гражданин обращается с жалобой на неисполнение госорганами обязательств или игнорирование его заявлений. Здесь есть нюанс: если ситуация требует вмешательства правоохранительных органов, запрос будет направлен им. Так, в Смоленске решение многолетней проблемы с теплоснабжающей компанией дошло до Генпрокуратуры после запроса депутата Госдумы.
Есть и другие тонкости. По закону получатель обращения не имеет права разглашать личные данные автора без его согласия, особенно если речь идет о нарушении его свобод или критике должностного лица. Кроме того, в законодательстве прописан запрет на преследование подавшего жалобу гражданина.
Федерального уровня требуют предложения, касающиеся изменения законодательства. В Магаданской области обращения, поступавшие в местную приемную «Единой России», легли в основу законопроекта о льготах инвалидам. Заодно была выявлена и общая проблема: инвалиды детства из-за отсутствия трудового стажа не имеют льгот по оплате проезда к месту отдыха.
Впрочем, есть типы запросов, которые невозможно «отфутболить» ни к одному из ведомств, — просьбы о материальной помощи. Большой процент обращений исходит от людей, которым, например, нужны средства на лечение или погашение кредита. И тут разве что повезет попасть на депутата-благотворителя или спонсора.
На других надейся, а сам не плошай
По закону органы власти не могут выбросить в мусорную корзину даже записки городского сумасшедшего. Запрос должен быть зарегистрирован за три дня, за семь — перенаправлен в другое ведомство. Для его отклонения возможны две причины: неправильное оформление и необходимость судебного разбирательства.
За легкомысленное отношение к письмам граждан чиновников иногда наказывают. В конце октября главу администрации крымского города Щелкино обязали выплатить штраф (пусть и небольшой — пять тысяч рублей) за нарушения порядка рассмотрения обращений: запрос общественной организации о законности размещения объектов в водоохранной зоне Азовского моря пролежал на столе чиновницы почти полгода.
Однако подобные случаи редки, поэтому автору обращения лучше самому постараться довести дело до логического завершения. «Профессиональные жалобщики» советуют в первую очередь определить госструктуру, отвечающую за волнующий вас вопрос, а лучше конкретного чиновника — так удастся избежать «перекидывания» писем по подведомственности.
Шансы заявителя на успех во многом зависят от того, как сформулировано обращение. Отсылки к конкретным законам, указание на нарушения с отсылкой, например, к КоАП, дополнительные материалы — все это позволяет получателю быстрее разобраться в вашей проблеме. Немаловажна и форма запроса. Пространные тексты в общих словах воспринимаются хуже, а некоторые ведомства и вовсе устанавливают жесткий лимит: правительство принимает обращения длиной не более двух тысяч знаков.
Ответ на запрос, информация о его отклонении или передаче в другую инстанцию должны прийти вне зависимости от способа его подачи. В случае нарушения сроков, установленных законом, заявитель вправе подать в суд.
После того как депутатов Госдумы призвали к более ответственной работе с обращениями, эффективностью работы с избирателями обеспокоились и в регионах: новосибирский губернатор поручил главам муниципальных образований и Министерству регионального развития проанализировать взаимодействие чиновников с населением. Возможно, избирателям благодаря этому станет проще достучаться до власть имущих, починить протекающие трубы или просто получить коня.