Профессия маркетолога редко входит в списки самых желанных, но при этом маркетологи сегодня совершенно незаменимы. Можно создавать сколько угодно новых продуктов, но пока о них не расскажут аудитории — причем расскажут правильно, и именно нужной аудитории — успеха не будет. Другое дело, что на заре маркетинга в России в профессию пошли многие, и сегодня конкуренция внутри отрасли достаточно высока. Выигрывают здесь, как и в любой другой сфере, те, кто постоянно растет и совершенствует навыки. Вопрос в том, какой способ организации обучения будет наиболее удобным, выгодным и эффективным.
В последние годы самым актуальным конкурентным преимуществом для маркетолога стали навыки в digital-маркетинге. В первую очередь это обусловлено быстрым ростом рынка digital в России: по данным ведущей мировой медиасети Carat http://www.cossa.ru/news/140061/, он уже стал самым популярным типом медиа после телевидения. В 2016 году доля digital достигнет 34,7 процента от общих рекламных расходов, а в 2017 году — вырастет до 36,5 процента, прогнозируют эксперты.
Непонимание эффективности digital-каналов и недостаток ресурсов приводит к частому проведению тендеров среди агентств и площадок, где тендер является инструментом сбора информации о новых технологиях и решениях, отмечают профессионалы. В этой ситуации любому специалисту, настроенному на карьеру, нужно задуматься о дополнительном образовании с уклоном в digital.
Обучение digital-маркетингу состоит из комплекса дисциплин, необходимых маркетологу для работы во всех каналах интернет-среды. Если раньше для планирования и закупки достаточно было хорошо разбираться в одной дисциплине, например медийной или контекстной рекламе, и использовать их как дополнительный охват к телевидению, то сейчас огромный спектр инструментов позволяет перейти от тактического планирования к стратегическому, планировать «экосистему» в digital или даже планировать из онлайна в офлайн.
Проблема выбора
Современные условия позволяют поднимать собственный профессиональный уровень самыми разными способами: существуют онлайн-обучение, офлайн-курсы, семинары, вебинары, конференции и другие форматы. Минус разве что в том, что разобраться в обилии всевозможных курсов, как в онлайн-, так и в офлайн-формате, довольно сложно.
Многие компании предоставляют возможность повышать квалификацию практически без отрыва от производства, организуя корпоративное обучение. Это к тому же бывает выгоднее для самой компании: вместо того чтобы привлекать сторонних подрядчиков в digital, можно вырастить собственные кадры. Но здесь важно понять, что для работодателя работает лучше — «принудительное» повышение квалификации и связанная с ним специальная мотивация сотрудников к обучению или же обучение, предлагаемое как программа лояльности для лучших сотрудников.
А всем, кто подходит к необходимости получения новых навыков самостоятельно, стоит спросить себя, что выбрать — индивидуальные курсы или групповые, изучение теории или же разбор кейсов на профильных семинарах и конференциях.
Современный подход к развитию персонала строится на принципах коучинга, постепенного и планомерного побуждения к изменениям, адаптации к личным особенностям человека, полагают представители школы онлайн-образования «Диджитал ускоритель». «Сотрудники подчас пытаются переложить ответственность за обучение на компанию, но ни одна компания не сможет построить карьеру за сотрудника или обеспечить тот самый индивидуальный подход. Опираясь на практику корпоративного обучения, а также благодаря консультациям со специалистами в области HR, мы построили программу в школе "DУ" на принципах коучинга и менторства в digital-маркетинге, предоставив возможность слушателю составить индивидуальный план обучения, комбинировать групповую работу и личное обучение», — отметили представители школы.
Обучение требует системной, регулярной работы от самого человека, последовательного сочетания теории и практики решения бизнес-кейсов, тестов, задач и работу над «личным брифом». Индустриальные конференции, как правило, посвящены демонстрации новых технологий, построению сети контактов, обмену мнениями и продаже новых подходов к планированию и технологических решений. Если относиться к конференции как к обучению, то знания окажутся мозаичными, лишенными прочного основания. Для саморазвития на каждом уровне полезны оба формата, вопрос объективности полученной информации и скорости необходимых изменений, полагают эксперты.
Важность баланса
«С одной стороны, очевидно, что компания должна предоставлять своим сотрудникам возможность повышать квалификацию, организовывая специальные мероприятия, однако они должны проходить так, чтобы у сотрудников возникала дополнительная мотивация к улучшению навыков уже в личное время», — подчеркнул в беседе с «Лентой.ру» Денис Зверик, директор по маркетингу Локо-Банка. По его словам, лучше всего работает сочетание всех способов получения знаний: обязательны групповые занятия, где есть возможность отрабатывать свои коммуникативные навыки с другими маркетологами, работать в команде с новыми людьми, но также довольно эффективны и вебинары, поскольку позволяют учиться, без отрыва от трудового процесса. И здесь самое главное — соблюсти баланс, отмечает специалист.
С ним согласен и Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России». «Конечно, это должен быть микс из обучения, на которое предусмотрены средства компании, и личностного роста», — считает он. Но личностный рост неизбежно сопряжен с практикой, потому что проводить маркетинговые акции в теории очень сложно, они должны быть очень четко организованы и иметь конкретный результат, подчеркивает Сигал.
«Конечно, практические конференции и семинары — это важная часть жизни, потому что так можно узнать о прогрессивных технологиях, методиках и зарубежном опыте, завести полезные контакты. И любая корпорация должна заботиться о том, чтобы такие возможности были. В этой ситуации корпоративный университет — это хорошее решение вопроса», — полагает эксперт.