Запросы и пожелания у покупателей жилья бывают самые разнообразные, подчас очень необычные. Да что там — иной раз хоть справку из психоневрологического диспансера у заказчика запрашивай. Риелторы делятся с «Домом» самыми забавными случаями из своей практики.
По словам председателя совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирины Доброхотовой, необычные ситуации происходят при продаже квартир в каждом из сегментов: свои закидоны есть у людей с самым разным уровнем достатка. Так, однажды в офис продаж крупного застройщика жилья массового сегмента пришел обыкновенный с виду человек — хотел купить квартиру. Было одно «но» — мужчина прибыл с настоящей козой, которую предлагал оставить в качестве залога за бронирование приобретаемых метров. От козы продавцы, конечно, отказались, но квартиру все же забронировали — на сутки, безо всякого залога. Любитель животных, правда, так и не вернулся.
Продавцы загородных домов тоже периодически сталкиваются с сельскохозяйственными животными — приходится искать участки с соответствующими сооружениями для кур, коров, свиней и других представителей домашней фауны.
С недавнего времени москвичи стали заводить и совсем необыкновенных животных, присутствие которых, впрочем, риелторам, только помогает. «Мы продавали загородный дом, у хозяев которого была декоративная лошадь — размером с небольшую собаку. Когда на просмотр жилья пришла наша клиентка, эта миловидная лошадка выбежала ей навстречу, радостно прыгая и ласкаясь. Покупательница буквально влюбилась в нее, а заодно и в дом, с первого взгляда», — рассказывает руководитель отдела продаж департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Галина Уварова.
Менее приятным случаем с участием животных делится директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость» Михаил Куликов: «К нам обратился человек, продававший квартиру на первом этаже в старой пятиэтажке. Соседи продавца рассказали нашему агенту о том, что в доме завелись мыши. Однако владелец на вопрос риелтора о мышах ответил, что решительно ничего об этом не знает, а сам, никого не предупредив, рассыпал по квартире отраву. В результате, когда агент пришел на просмотр, как положено — заранее, на полу оказалась огромная, величиной с батон хлеба, крыса! Наш сотрудник взял на кухне пассатижи, подцепил ими крысу и отправился ее выбрасывать в мусорный контейнер на улице. Открывает дверь, держа крысу на вытянутой руке, — а на пороге квартиры стоят покупатель, его жена и дочка. Можете представить, какая замечательная получилась немая сцена».
Случается, что риелторы превращаются в «свадебных агентов». «Однажды благодаря нам пара заключила законный брак: у нас действовала акция — 10-процентная скидка на квартиры для молодоженов. Клиенты, узнав о столь заманчивом предложении, вернулись в офис, чтобы сделать покупку — уже со штампом в паспорте», — рассказывает директор департамента продаж «Гранель» Рустам Арсланов.
Иногда при выборе квартиры клиенты руководствуются не только разумными доводами или ориентируются на привлекательные скидки, но и полагаются на собственную интуицию, говорит Михаил Куликов. «Недавно потенциальный покупатель пришел осматривать квартиру, и все ему понравилось — и район, и ремонт, и цена, но от покупки все равно что-то как будто отговаривало. Потом выяснилось, что в доме большой общий балкон на несколько квартир, а у соседей живут три кошки, которые постоянно гуляют по этому балкону. У нашего же клиента был большой ротвейлер».
О других нестандартных способах покупки квартиры рассказывает руководитель департамента новостроек компании «НДВ-Недвижимость» Татьяна Подкидышева. Приобретение недвижимости — крайне ответственное дело, и некоторые, для того чтобы убедиться в правильности своего решения, используют разнообразные приметы, суеверия и гороскопы. «Одна из наших клиенток очень долго тянула с заключением сделки, даже несмотря на приближающееся плановое повышение цен. Оказалась, все важные дела в своей жизни она совершала только после полнолуния», — вспоминает эксперт.
Другая клиентка «НДВ-Недвижимость» постоянно смотрела под стол, когда договаривалась с агентом о дате и времени следующей встречи. Выяснилось, что на коленях у нее лежал специальный гороскоп, в соответствии с которым она и выбирала наиболее подходящий момент. «А еще одна покупательница вообще без всяких стеснений объясняла свой тайм-аут по сделке тем, что Овен находится в ретроградном периоде», — говорит Подкидышева.
Забавную тенденцию в поведении покупателей столичной недвижимости заметили в компании Est-a-Tet. В последнее время коренные москвичи, получившие квартиру в наследство, начали увлекаться «замкадным дауншифтингом». Такие клиенты хотят приобрести жилье в районе МКАДа, с хорошей транспортной доступностью и другими атрибутами комфортной городской жизни примерно за 2-2,5 миллиона рублей, а имеющуюся квартиру в центре Москвы сдавать в аренду. «Конечно, найти объекты с такими характеристиками и с таким бюджетом практически невозможно, что таких покупателей зачастую крайне удивляет», — говорит руководитель отдела продаж Est-a-Tet Роман Куликов.
Комичные случаи время от времени происходят и в работе риелторов элитного сегмента. Причем, по словам ведущего брокера Contact Real Estate Едены Тарасовой, с дорогой недвижимостью курьезы случаются едва ли не чаще, чем во всех остальных сегментах. «Однажды к нам обратился мужчина в рваной куртке из кожзаменителя, который хотел купить пентхаус площадью 900 метров с ценой "квадрата" в 45 тысяч долларов. Продавцы провели с ним несколько переговоров, в ходе которых клиент рассказывал про богатства и активы, офисы и дома, самолеты и прочие прелести жизни олигарха. А после очередной встречи попросил подвезти его до метро "Таганская", где проживал. Правда, пентхаус он так и не купил», — рассказывает эксперт.
Не всегда скромный внешний вид клиента свидетельствует о том, что у него нет денег. Многолетняя дружба агентства по продаже элитной недвижимости Kalinka Group с одним из своих постоянных клиентов началось с похожей ситуации. «Наш клиент бегал по утрам, и в одно такое летнее утро решил зайти в наш офис и спросить, есть ли в базе компании квартира в конкретном доме на Остоженке. Представьте удивление сотрудников: человек в спортивных шортах заглянул в риелторскую компанию между пробежкой и делами, чтобы ему предложили квартиру за несколько миллионов долларов. Но запрос оказался настоящим, так и началось наше сотрудничество», — вспоминает председатель совета директоров компании Екатерина Румянцева.
Есть в практике компании и противоположный пример. «Клиент с большим бюджетом на протяжении двух месяцев искал квартиру, которая с каждым новым просмотром превращалась в его мечтах в какой-то фантастический объект. То в его запросе фигурировал фонтан в квартире, то кровать в форме спорткара. Человек просил его чем-то удивить, объясняя, что все предложенные варианты скучны и банальны. В итоге мы нашли этого странного клиента в соцсети и выяснили, что он читает лекции по искусству позитивного мышления, а в качестве собственного успеха в этом деле представляет селфи в дорогих эксклюзивных квартирах (на просмотрах, как мы поняли) с посылом: "не бойтесь своих желаний". При этом на каждый просмотр он еще и приезжал на разных дорогих автомобилях».
Роман Куликов вспоминает другой случай покупки нескольких квартир сразу. «Один наш клиент интересовался покупкой целого корпуса в жилом комплексе. Цель такой необычной покупки клиент объяснял следующим образом: он — представитель дизайн-студии, которая хочет выкупить целый корпус, сделать во всех квартирах различные варианты дизайнерского ремонта и затем продавать их. Это был единственный такой запрос за всю историю нашей практики», — говорит он.
Иногда риелторам приходится становиться хранителями довольно странных семейных тайн. Как рассказывает Ирина Доброхотова, как-то раз в проекте бизнес-класса было продано сразу две квартиры членам одной семьи. «В этом нет ничего удивительного, подобные продажи далеко не редкость. Но это был исключительный случай: сначала муж с женой приобрели одну квартиру в совместную собственность, а на другой день жена вернулась к нам в офис и купила в том же доме еще одну квартиру — лично для себя, втайне от мужа. Как она рассчитывает скрыть эту покупку, непонятно, но расспрашивать ее о целях приобретения, риелторы, естественно, не стали».