Новости партнеров

Сменить ориентацию

Какими будут программы господдержки авторынка в грядущем году

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Российский автомобильный рынок начал всплытие: в ноябре впервые за два года он показал рост. Пусть небольшой — плюс 0,6 процента к прошлому году, что в пересчете на машины равняется 727 единицам, но на фоне ежемесячного падения, выражавшегося в двухзначных цифрах, даже скромный успех вызывает осторожный оптимизм. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорга Шрайбера, участники рынка напряженно ждут результатов декабря — по ним можно будет судить, является ли увеличение продаж устойчивым трендом.

Как и в прошлом году, ключевую роль в стимулировании спроса на автомобили сыграли государственные программы. В середине ноября президент России Владимир Путин сообщил, что на поддержку автопрома в 2016 году было выделено 65 миллиардов рублей — по его словам, без этой помощи рынок рухнул бы на 40 процентов.

Государство намеревается поддерживать автопроизводителей и в будущем году, однако формат этой поддержки пока не определен: осенью Минэкономразвития раскритиковало действующие меры. Было заявлено, что они только сжигают бюджетные деньги, не побуждая концерны перестраиваться под условия рыночной реальности. Альтернативой расточительной поддержке должна стать новая концепция, над которой сейчас работает Министерство промышленности и торговли.
В чем отличие грядущих программ от действующих и как воспринимают нововведения участники рынка — разбиралась «Лента.ру».

Борозды не испортят

Действующие меры поддержки вводились государством постепенно, с оглядкой на мировой опыт. Скажем, программа утилизации хорошо зарекомендовала себя в Европе во время финансового кризиса 2008 года. С ее помощью Германии удалось увеличить продажи автомобилей на 300 тысяч единиц и по итогам года занять первое место в европейском рейтинге. В России с 2010 года покупатель нового автомобиля также может получить скидку в обмен на старую машину, но распространяется она только на транспортные средства, собранные на отечественных заводах. Таким образом, программа убивает сразу трех зайцев: убирает с дорог автохлам, стимулирует покупательский спрос и способствует развитию внутреннего производства. Отметим, что это единственная мера господдержки, избежавшая критики Минэкономразвития и Минпромторга.

Что касается субсидирования кредитов, автолизинга и trade-in, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, они во многом исчерпали свой потенциал. Постоянное вливание бюджетных денег лишь подталкивает отрасль двигаться по инерции: автопроизводители не стремятся снижать издержки, никак не пересматривают свои производственные программы.

Действующие меры будут продолжены в первом квартале 2017 года, однако их дальнейшая судьба неясна. Если результаты продаж окажутся неудовлетворительными, их дополнят (а может быть, и полностью заменят) новым пакетом. Такая неопределенность вызывает настороженность участников рынка, рассказал «Ленте.ру» вице-президент ассоциации Российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков: «Действующие программы показали себя феноменально эффективными. Чтобы не быть голословным: в прошлом году с их помощью мы продали каждый третий автомобиль, а в этом — уже каждый второй. Зачем же отказываться от палочки-выручалочки?»

Что касается новых мер — пока непонятно, выдержат ли они конкуренцию с отлаженными и полностью рабочими механизмами регулирования, сомневается эксперт: «На ум приходит пословица: от добра добра не ищут».

Помощь по адресу

Насколько можно судить, главной особенностью новых программ станет изменение всеохватывающей поддержки отрасли на адресную помощь — как определенным производителям (программа «Российский тягач»), так и группам населения (соцработникам, врачам, учителям). Кроме того, меры носят комплексный характер (например, упомянутая выше программа утилизации) и направлены на реструктуризацию сектора в целом.

Скажем, программа «Первый автомобиль» предусматривает скидку 60 тысяч рублей для покупателей до 30 лет, впервые приобретающих транспортное средство. При этом льгота распространяется только на машины отечественного производства стоимостью до 800 тысяч рублей. Таким образом, по мнению замминистра промышленности и торговли Александра Морозова, государство намеревается не только поддержать отечественного производителя, но и изменить сложившуюся практику, когда в качестве первого автомобиля молодые люди выбирают подержанную иномарку.

Примечательно, что российский автопроизводитель сдержанно воспринял это нововведение. «Традиционно "АвтоВАЗ" приветствует все меры господдержки, — заявил «Ленте.ру» руководитель пресс-центра Волжского автозавода Сергей Ильинский. — Однако чтобы понять их востребованность, нужно время. Поэтому предприятие прежде всего выступает за сохранение действующих мер, уже доказавших свою эффективность».

Другой иллюстрацией своеобразного сплава социальной и бизнес-составляющей служит анонсированная программа «Автомобиль для многодетной семьи». По словам Александра Морозова, автомобилизация многодетных семей имеет высокий потенциал для роста — родителям может быть предоставлена скидка на автомобили ценовой категории до миллиона рублей.

«Это было бы правильным решением, которого дилерское сообщество давно ждет, — заявил вице-президент РОАД Владимир Моженков. — Даже если оставить в стороне вопрос продаж, личный автомобиль — это то, что действительно улучшает качество жизни молодой семьи. Мы предлагали правительству позволить тратить на покупку машины материнский капитал. Конечно, тут сразу возникает возражение, что некоторые семьи будут машины продавать — и обналичивать деньги. Но этот вопрос можно решить специальной отметкой в ГИБДД».

Еще одним перспективным направлением для российского автопрома в Минэкономразвития считают расширение рынков сбыта: потенциал экспорта к 2020 году оценивается в 200-300 тысяч машин ежегодно. Отметим, что еще в апреле Минпромторг опубликовал постановление: автозаводы, работающие в рамках соглашений о промышленной сборке, могут получить субсидии для компенсации расходов на транспортировку и сертификацию машин.

Не все карты на стол

Если новые программы по каким-то причинам дадут сбой, и авторынок вновь начнет погружаться на дно, у правительства есть как минимум еще два «гибридных» способа его поддержать. Речь идет о создании экологических зон в городах, куда будет запрещен въезд автомобилей, двигатели которых не отвечают экологическому классу «Евро-4». Подобные зоны могут появиться в Москве уже в следующем году. Согласно подсчетам экспертов, в столице около 400 тысяч машин, не соответствующих классу «Евро-4», а в целом по стране их около 63 процентов от общего числа.

Другая мера предполагает введение трехкратного повышающего коэффициента транспортного налога для машин старше 15 лет. Она была предложена Минпромторгом еще в 2012 году. В документе указано, что основной целью является обновление автопарка юридических лиц; физические лица, владеющие старыми машинами, от уплаты повышенного налога будут освобождены. Как отметил вице-президент РОАД Владимир Моженков, в некоторых российских регионах средний возраст транспортных средств превышает 20 лет.