Интрига вокруг главного политического назначения избранного президента США Дональда Трампа, кажется, завершилась: кандидатом в госсекретари назначен глава нефтяной мегакорпорации ExxonMobil Рекс Тиллерсон. Этому назначению предшествовал продолжительный и почти остросюжетный процесс выбора главного американского дипломата — фавориты сменялись чуть ли не ежедневно, пока пресса гадала, что решит будущий американский президент. «Лента.ру» выясняла, чем руководствовался Трамп при выборе Тиллерсона и чего ждать от нового главы Госдепа.
Смотрины
Через 11 дней после триумфальной победы Трампа на одно из его полей для гольфа в штате Нью-Джерси приехал Митт Ромни — неудачливый кандидат-республиканец, баллотировавшийся в 2012 году, и один из самых ярых критиков миллиардера в ходе избирательной кампании.
Поговаривают, что встреча прошла в теплой атмосфере, и Ромни стал фаворитом избранного вице-президента Майка Пенса и главы будущей администрации Райнса Прибуса. Когда Трамп и Ромни отобедали лягушачьими лапками в ресторане Jean-Georges (фотография с обеда породила мем «грустный Митт»), о нем стали говорить как о наиболее вероятном кандидате в госсекретари.
Тем не менее внутри штаба избранного президента сложилась мощная группировка, выступающая против Ромни: в нее вошли главный советник Трампа крайне правых взглядов Стивен Бэннон и бывшая глава избирательного штаба Келлиан Конуэй.
Они не могли простить кандидату недавние критические высказывания о Трампе. Сайт «альтернативных правых» Breitbart, который ранее возглавлял Бэннон, даже составил список из 13 недипломатичных высказываний, которые допускал Ромни в отношении вновь избранного президента.
Стоит заметить, что Ромни действительно продемонстрировал потрясающее умение колебаться вместе с линией Республиканской партии. «Я знаю вот что: Дональд Трамп — аферист, лжец. Его обещания столь же бесполезны, как и диплом Трамп-университета. Он относится к американцам, как к лохам: он получает бесплатный билет в Белый дом, а мы получаем лишь унылую бейсболку», — писал он 3 марта 2016 года, когда еще не было понятно, кто пойдет на выборы от республиканцев.
Стоило Трампу стать кандидатом от партии, поток критики совершенно неожиданно иссяк. Однако когда в октябре в сети появилась компрометирующая Трампа аудиозапись, в которой он хвастался, что домогается женщин, Ромни не смог молчать и вновь выступил с решительными заявлениями.
Зато после совместного вкушения лягушачьих лапок он заметил, что «все больше надеется, что избранный президент Трамп — именно тот человек, который приведет нас к лучшему будущему». Трамп, по свидетельству окружения, готов был простить Ромни, но злить своих сторонников не хотел: в штаб тысячами шли письма с требованием не брать «флюгер» на работу.
Еще одним кандидатом в госсекретари называли бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани: тот был всегда крайне лоялен, но избранному президенту, по данным Politico, не понравилось, что тот слишком активно заявлял о своих амбициях и охотно общался с прессой. Бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус тоже занялся самопиаром и даже выступил в телеэфире — к тому же он генерал, а их в политической обойме Трампа уже трое (советник по нацбезопасности Майкл Флинн, кандидат в министры обороны Джеймс Мэттис и кандидат в министры внутренней безопасности Джон Келли).
«Должен быть кто-то, кто сможет изумить и очаровать. Я не думаю, что мы такого человека нашли», — заявлял источник Politico в штабе Трампа. Тиллерсон, похоже, стал именно таким кандидатом — кроме того, его рекомендовали бывшие госсекретари Джеймс Бейкер и Кондолиза Райс, а также экс-глава Пентагона Роберт Гейтс. «Мощный парень. Как только они встретились, Трамп сразу сказал: “Тиллерсон — такой человек, что, как только входит в комнату, сразу вызывает уважение“. Ему нравился Ромни, нравился Руди, но Тиллерсон просто сильнее. Вот сила и понравилась», — цитирует издание одного из помощников будущего президента. «Он был в восторге от его уверенной техасской молодцеватости», — поделился наблюдениями другой ассистент.
Нефть, бойскауты и параллельная дипломатия
Рекс Тиллерсон вырос в Техасе, его отец был работником американской бойскаутской организации. Рекс вступил в нее с самого детства и дорос до высшего звания Eagle Scout — такие ребята считаются элитой элит.
Чтобы стать «иглскаутом», нужно заработать 21 знак отличия и продемонстрировать «скаутский дух», предусматривающий прилежное служение Богу и отечеству, примерный моральный облик и бескорыстную помощь ближнему. В 2011 году Тиллерсон стал президентом организации и пробыл им всего год, однако именно под его руководством в бойскауты позволили принимать открытых геев.
Закончив Техасский университет по специальности «гражданское строительство», в 1974 году Тиллерсон пришел на работу в ExxonMobil, осколок величайшего нефтяного гиганта своего времени: компании Standard Oil. Основанная Джоном Рокфеллером корпорация зиждилась на двух принципах: неограниченном «дарвиновском» капитализме и протестантском учении.
Как отмечает в своей колонке в New Yorker Стив Коул, автор книги «Частная империя: ExxonMobil и американская власть», именно ExxonMobil в большей степени унаследовала моральные основы мегакорпорации-предшественницы. Например, еще в 1970-х годах планерки в ней нередко начинались с молитвы.
Отмечает Коул и чрезвычайную закрытость корпорации: она привлекает очень мало новых сотрудников со стороны и предпочитает выдвигать на руководящие должности тех, кто уже работает на корпорацию. Так случилось и с Тиллерсоном: придя на должность простого инженера, он за 30 лет дорос до генерального директора.
В своей книге Коул рассказывает, что для руководителей многих стран гендиректор ExxonMobil был куда более влиятельной фигурой, нежели глава Госдепартамента. Например, в середине 2000-х США перечисляли властям Чада 20 миллионов долларов ежегодно — деньги шли на поддержание армейских частей и на гуманитарные программы. Нефтяной гигант тем временем платил африканской стране каждый год более полумиллиарда в счет нефти, которую добывал на ее территории.
Еще один пример — Иракский Курдистан. Когда в ExxonMobil решили добывать иракскую нефть, в Госдепе руководству компании указали на необходимость переговоров с центральными властями страны. Багдад предложил не очень выгодные условия, и Тиллерсон договорился напрямую с иракскими курдами, поставив в неловкое положение все американское руководство. Дипломатам свой ход он объяснил так: «Я действовал в интересах акционеров!»
В штаб-квартире ExxonMobil в техасском городе Ирвинге есть целый отдел политических аналитиков и разведчиков, куда переманивают бывших работников Госдепа, ЦРУ и Пентагона. Их основная задача — анализировать стабильность стран, где компания добывает нефть. Компанию часто критикуют за то, что она готова сотрудничать с авторитарными режимами, если они предоставляют ей выгодные условия. В ответ руководство нефтяного гиганта заявляет, что права человека поддерживает и продвигает, однако в политику не вмешивается.
«Выдвигая кандидатуру Тиллерсона, Трамп отдает Госдепартамент в руки человеку, который всю жизнь создавал параллельное квазигосударство ради прибыли акционеров, который выстраивал отношения с зарубежными лидерами невзирая на американские интересы», — сетует Коул и отмечает, что трудно представить, что новый госсекретарь вдруг переформатируется и начнет уделять больше внимания общегосударственным, а не частным интересам. Что характерно, у потенциального главы Госдепа нет настоящего дипломатического опыта, и его позиции по важным мировым вопросам публике неизвестны.
«Еще один назначенец Москвы»
Противники Трампа, уверенные в том, что победить республиканцу помогли российские власти, в назначении Тиллерсона тоже видят «руку Москвы». Дело в том, что ему удалось выстроить отношения с президентом России Владимиром Путиным: личные переговоры с российским лидером, по данным американских СМИ, способствовали заключению выгодных контрактов ExxonMobil с «Роснефтью» (например, по бурению на российском арктическом шельфе) — за это, мол, Тиллерсона и наградили российским орденом Дружбы.
Репутация «друга Путина» может сыграть с вероятным американским госсекретарем злую шутку: кандидатуру Тиллерсона должен утвердить Сенат. Несмотря на то что у республиканцев в Сенате большинство, некоторые консерваторы высказывают сомнение в целесообразности назначения трамповского выдвиженца. «Когда человек получает награду из рук мясника, к этому стоит присмотреться», — сказал влиятельный сенатор Джон Маккейн. «"Друг Владимира" — сомнительная характеристика для госсекретаря», — согласился с ним Марко Рубио.
Однако для России Тиллерсон действительно может оказаться неплохим госсекретарем — он, в частности, говорил о неэффективности санкций и предлагал ограничить их применение в американской внешней политике. Если он сможет убедить начальника в правильности своей позиции, «мечты о быстром улучшении отношений с США», которым пока отказываются предаваться в Кремле, могут стать реальностью.