В середине марта в Брюсселе стартовал ежегодный фестиваль Art Nouveau и Art Deco Festival (BANAD). В течение двух недель все желающие могут попасть в самые интересные особняки в стиле ар-нуво (модерн, fin-de-siеcle) и ар-деко, увидеть их интерьеры и узнать историю зданий, многие из которых обычно закрыты для посещений. «Дом» поспешил воспользоваться редкой возможностью.
На рубеже XIX — XX веков облик Брюсселя стал преобразовываться благодаря королю Леопольду II. Огромные средства, получаемые из африканской колонии Конго, король тратил на государственные и частные постройки в Бельгии, за что получил прозвище Король-Строитель.
Охваченный ажиотажем строительства особняков в новом стиле Брюссель заметно опережал и Париж, и Вену. Прекрасные образцы ар-нуво встречаются и в центральной части города, но в конце XIX века старый центр стал тесен для жителей, зажиточные горожане начали осваивать новые живописные районы, застраивая целые кварталы великолепными зданиями. Сотни новых домов, общественных построек, кафе и магазинов будто соперничали между собой в оригинальности.
Настоящие архитектурные шедевры можно отыскать в районах Иксель, Уккль и Сен-Жиль, а также в квартале скверов Амбиорикс и Марии Луизы и на прилегающих к ним улицах. Но век ар-нуво был недолог, уже к 1920-м годам он стал сменяться более рациональным и геометрическим стилем ар-деко, который также был популярен у бельгийских заказчиков и строителей.
Вилла Ампан
Villa Empain
Avenue Franklin Roosevelt, 67
Фото: Fondation Boghossian
Вилла Ампан — одна из самых интересных архитектурных построек, выполненных в стилистике ар-деко в Брюсселе. В 1930 году 21-летний барон Луи Ампан, сын бельгийского предпринимателя Эдуара Ампана, решил заказать для себя особняк площадью около 2,5 тысячи квадратных метров.
Строительство великолепного дома он поручил швейцарскому архитектору Мишелю Полаку, который с 1931 по 1934 год на участке площадью 55 акров возвел большую виллу с четырьмя фасадами из полированного гранита и сад с бассейном. На оформление виллы пошли только лучшие и самые дорогие материалы: различные сорта мрамора, оникса, ценные породы дерева (палисандр, маниклара и орех) и бронза для решеток и отделки. Интерьер подчиняется строгой геометрии и отличается простотой плана — абсолютно в духе ар-деко.
В 1937 году Луи Ампан, ставший чрезвычайно религиозным и следуя завету отказа от материальных благ, завещал виллу государству с целью создать в ней музей современного и декоративного искусства. Его желание осуществилось только через 60 лет.
Во время Второй мировой войны на вилле располагался штаб немецкой армии, затем российское посольство. Здание переходило из одних частных рук в другие, пока в 2008 году его не выкупил художественный Фонд Богоссян (Boghossian). После реставрационных работ, длившихся два года, виллу открыли для посещения. Теперь здесь арт-центр, где проходят выставки современного искусства, лекции и экскурсии.
Музей Орта
Horta Museum
Rue Americaine, 23-25
Фото: SOFAM
Музей Орта расположен в бывшем частном доме и мастерской, принадлежавших в начале XX века бельгийскому архитектору Виктору Орта. Свой собственный дом архитектор строил в период с 1898-го по 1901-й — во время расцвета стиля ар-нуво. В доме сохранились нетронутыми большинство деталей интерьера — мозаики, мебель, картины и фрески, хотя Орта постоянно что-то изменял и добавлял.
Новшества, уже появившиеся в построенном Орта особняке Тасселя, органично перешли и в его собственный: строительство комнат вокруг главного центрального холла, кажущиеся легкими и невесомыми металлические конструкции, которые соединяются со стеклянным потолком, пропускающим дневной свет и создающим дополнительное освещение. Вовремя подоспевший переход освещения с газа на электричество сыграл на руку зодчему, цвета в интерьере стали преимущественно светлых розовых, желтых и оранжевых оттенков.
В декоре интерьеров и фасадов Виктор Орта использовал растительный орнамент, архитектора даже больше интересовали тягучие извивающиеся стебли, чем сам цветок — один из популярных мотивов модерна. В его особняке стальные плетения идут по всей ограде винтовой центральной лестницы, переходят в дизайн дверных ручек, светильников и других мелких декоративных элементов.
В 1919 году Виктор Орта продал свой дом майору Генри Пинте, а в 1926-м две части здания были отделены друг от друга. В 1960-е коммуна Святого Жиля нашла средства на приобретение дома и впоследствии открыла там музей — здесь хранятся архивы и чертежи архитектора.
В 2015 году в интерьерах особняка снимали фильм «Девушка из Дании». Правда, там музей Орта сыграл роль дома французского арт-дилера в исполнении Маттиаса Шонартса.
Музей и сад Ван Бюрен
Museum and Gardens Van Buuren
Avenue Léo Errera, 41
Фото: Nicolas Fransolet
Особняк в стиле ар-деко был построен в 1928 году финансистом Давидом ван Бюреном по своему проекту. Мечтавший стать архитектором Ван Бюрен избрал финансовую сферу, но любви к искусству не утратил. При поддержке племянника Йохана Франко — профессионального архитектора, дизайнера Андре Домина и архитектора Марселя Женевре, ван Бюрен обрел свой дом мечты.
Особняк из красного глиняного кирпича с асимметричным фасадом, белыми карнизами, фронтонами с крытыми острыми крышами выглядит немного суровым и сдержанным, напоминая об образцах Амстердамской архитектурной школы, зато в интерьере господствует ар-деко.
Еще в 1922 году Давид ван Бюрен женился на Алисе Пьетт, с которой счастливо прожил в браке более 30 лет. Их союз был удивительно гармоничным, чему во многом способствовали общие интересы и любовь к предметам старины. Ван Бюрены называли свою виллу «живой Академией». В окружении редких образцов дизайна, антикварной мебели и живописи старых мастеров ван Бюрены встречали художников, политиков и даже королевских особ.
Основная часть мебели в доме выполнена в единственном экземпляре на заказ по эскизам самого Давида Ван Бюрена в мастерской Studio Dominique.
Ван Бюрены собрали прекрасную коллекцию живописи XV — XX веков, включавшую картины Брейгелей, Франческо Гварди, Джеймса Энсора и Ван Гога. Они также были единственными покровителями бельгийского художника Густава Ван де Вестина, поэтому в особняке находятся 32 его работы.
Вокруг дома, еще на стадии его строительства, были разбиты живописный английский сад и розарий. В 1970 году, спустя 15 лет после смерти Давида ван Бюрена, его вдова обратилась к ландшафтному дизайнеру Рене Пеше с просьбой создать «Сад сердец». В месте, спрятанном среди высоких живых изгородей, находятся 12 сердец из стриженого самшита с красными цветами посередине.
В саду также можно надолго потеряться: все тот же Рене Пеше создал здесь лабиринт длиной более 500 метров. Тупики украшены скульптурами работы Андре Виллеквета, и каждая из них посвящена строке из библейского текста «Песнь песней» Соломона. В 1975 году, согласно завещанию Алисы, дом был отдан под музей.
Музей музыкальных инструментов
Мusee des Instruments de Musique
Rue Montagne de la Cour, 2
Фото: Jean-Pol Lejeune
С 2000 года в бывшем универмаге «Старая Англия», расположенном недалеко от площади Руаяль в Брюсселе, работает Музей музыкальных инструментов. Архитектор Поль Сантенуа в 1899 году построил здание для торговой компании. С одной стороны, здесь присутствует растительный орнамент, характерный для стиля ар-нуво, но с другой — легко считываются и четкие линии, по которым построен фасад.
Здание представляет собой сложную конструкцию из стекла и металла, на крыше сводчатая надстройка, а сбоку располагается башенка. Весь каркас и основные элементы интерьера — чугунное литье и клепки. После войны постройка долгое время находилась в заброшенном состоянии. Были озвучены предложения снести здание и построить современный торговый центр. Уберечь бывший универмаг помогли списки охраняемых памятников архитектуры Брюсселя, которые стали составляться в только в 1990-х годах прошлого века.
Сам Музей музыкальных инструментов возник еще в начале XIX века, когда Бельгийское королевство купило несколько десятков экзотических и старинных образцов. Коллекция постоянно пополнялась, и сейчас она насчитывает шесть тысяч инструментов всех времен и народов: от древних африканских бубнов до современных гитар.
Каждый этаж здания имеет свою тематическую экспозицию, а на последнем уровне находится ресторан, из окон которого открывается прекрасный вид на Брюссель. Сюда стоит подняться еще и потому, что все растительные декоративные элементы фасада можно рассмотреть вблизи.
Особняк Чамберлани
Ciamberlani House. Rue Defacqz 48
Фото: Jean-Pol Grandmont
В Бельгии существует система, позволяющая продавать старинные особняки. Другое дело, что дома в стиле ар-нуво и ар-деко когда-то строились по вкусу определенного человека, по его специальному заказу, и новые владельцы не всегда согласны с тем, что им придется жить с планировкой, задуманной более ста лет назад.
Уникальный объект ар-нуво — особняк Чамберлани, построенный в 1897 году по проекту архитектора Поля Анкара, с 2004 года находится в частной собственности. Семейная пара Дельфина и Оливье Лафорж из Парижа — новые владельцы здания — активно сотрудничают с дирекцией по сохранению памятников. В общей сложности реставрационные работы потребовали около миллиона евро, а восстановление фасада длилось два года.
В конце XIX века особняк создавался для итальянского художника Альберта Чамберлани. Поль Анкар придумал большие подковообразные окна с изящными деревянными рамами, которые доминируют в архитектурном сооружении, и легкий кованый балкон. В конце XIX века такие нововведения только-только входили в моду. Сам художник Чамберлани был ответственен за цветовое решение фасада особняка и тематику росписи, которую в технике сграффито сделал Адольф Креспин.
На фасаде (ширина 12 метров) пространство между окнами занимают величественные аллегорические фигуры, связанные с мифом о «Золотом веке». Во фризе под крышей в отдельных медальонах энергично борются всадники и кони.
Дом был отремонтирован в 1927 году архитектором Адриеном Бломмом, который добавил в интерьер некоторые элементы стиля ар-деко.