Данные об экономике России могут стать более оптимистичными — Росстат переходит под прямое управление Минэкономразвития. Ведомство, отвечающее за экономический рост, будет пользоваться своей же статистикой. Эксперты предупреждают, что это может сильно повлиять на объективности информации.
Туда, сюда, обратно
Росстат — ведомство, подчиняющееся правительству, — переходит под прямое управление Минэкономразвития. Соответствующий проект постановления кабмина был опубликован 23 марта. В пояснительной записке к документу сказано, что это поможет обеспечить системный подход к государственному управлению в экономике.
За несколько дней до этого министр экономического развития Максим Орешкин раскритиковал статистическое ведомство за неоперативность и некачественную работу с информацией.
«Опубликованная Росстатом статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам», — заявил чиновник и пояснил, что за базу в расчетах брался 2016-й високосный год, дополнительные праздничные дни были перенесены на февраль 2017-го, и данные исказились. «Оказался крайне неудачным проект перехода Росстата на новую методологию: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных», — добавил Орешкин.
По данным Росстата, в феврале 2017 года промышленное производство в стране упало на 2,7 процента по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, реальные доходы населения — на 4,1 процента.
Замглавы Росстата Сергей Егоренко ответил на критику министра. По его словам, ведомство готовит данные на основе современных и научно обоснованных подходов. Качество информации регулярно проверяется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития. Егоренко признал, что два выпуска официальной статистики вышли с задержкой: в январе — на два дня, в феврале — на один. Это связано с внедрением новых стандартов и методологии. В марте Росстат на сутки остался без связи из-за обрыва кабеля, что также сказалось на оперативности.
Напомним: Росстат в 2004 году перевели в подчинение от правительства к министерству экономического развития и торговли, но через несколько месяцев вернули под управление кабмина. В 2008 году статистическое ведомство опять переподчинили Минэкономразвития, в 2012-м — снова правительству.
Цифры все покажут
Максим Орешкин в феврале сообщил, что его ведомство готовит обновленный прогноз экономического развития России на 2017 год, предполагающий рост ВВП на 2 процента. То есть действующий прогноз улучшается почти в 3 раза. Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», опасаются, что очередное переподчинение Росстата отрицательно скажется на достоверности данных о российской экономике.
Тимур Нигматуллин, аналитик группы компаний «Финам»:
«К Росстату за последнее время накопилось много вопросов. Из-за непрозрачности российской экономики, значительных секретных госрасходов, новых подходов в расчете ключевых показателей, внедрения IT-систем и прочих факторов Росстат стал давать зачастую крайне неоднозначную и искаженную статистику, претерпевающую слишком сильные изменения при последующих пересмотрах.
Независимые статистические ведомства крайне важны для экономики России. Иначе к геополитическим, регулятивным и прочим рискам добавится еще и риск искажения статистики в интересах какого-либо одного ведомства. Это дополнительно ослабит приток инвестиций в страну. В 2012 году подчинение Росстата министерству экономического развития уже было признано неэффективным и отменено.
Критика Росстата, с которой выступил Максим Орешкин, очевидно преследует не столько цель улучшения работы ведомства, сколько попытку усиления аппаратных позиций министерства».
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка:
«С одной стороны, в этом решении можно найти плюсы, поскольку нынешний Росстат слабо связан с российским рынком. Данные подаются неудобно, потребности аналитиков там тоже знают плохо. Так что такой переход может привести в краткосрочном плане к улучшенной коммуникации с потребителями их продукта.
С другой стороны, непонятно, насколько Росстат будет независим. Конечно, в министерстве не станут прямо говорить о том, что нужны такие-то цифры. Но есть человеческий фактор. Вполне можно допустить, что специалисты Росстата будут выбирать ту методику, которая покажет лучший результат, чтобы избавить свое новое руководство от критики. В статистике же многое зависит от подхода, метода. Например, как оценивать теневой сектор экономики? То есть субъективность неизбежна, и зависимость Минэкономразвития повлияет на публикуемые Росстатом данные.
Мне как аналитику было бы комфортнее работать с независимыми статистическими службами. И поэтому я считаю, что с решением перевести Росстат в Минэкономразвития торопиться не нужно».
Андрей Люшин, зампред правления Локо-банка:
«Данные Росстата ничем не хуже данных аналогичных ведомств других стран, принципы работы соответствуют мировым нормам, а данные публикуются более чем оперативно. Вопрос их объективности — отдельная тема. В целом, в мировой практике многие не доверяют официальной статистике или доверяют не во всем.
Информация Росстата — не единственный источник данных, а "рисовать" их нет никакого смысла — для анализа и принятия решений в любом случае необходима качественная и объективная статистика. Учитывая, что Росстат был и остается органом государственной статистики, включение его в Минэкономразвития вообще не повлияет ни на что».
Сергей Катасонов, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам:
«Росстат в принципе всегда был недостаточно объективен, и мы привыкли не доверять данным, которые он предоставляет. А его переподчинение Минэкономразвития — это вообще безумие. Статистиков нужно делать полностью независимыми, выводить из-под контроля правительства. Сейчас же делается все наоборот. По сути, Росстат будет оценивать то самое ведомство, которому подчиняется. О какой объективности вообще идет речь?
К тому же надо понимать, что сама методика, которой пользуется Росстат, ущербна и давно устарела. Ведомство руководствуется методами, принятыми еще в советские времена, измеряет не те товары и услуги, которые следовало бы. Если мусор на входе, то мусор и на выходе. Теперь же к этому добавится еще и имитация деятельности под контролем заинтересованного в "правильных" результатах органа».