В конце марта Верховный суд отменил штраф водителю из Екатеринбурга за перевозку ребенка без детского кресла. С тех пор вокруг этого не утихают споры. Суд подтвердил, что адаптер для ремня безопасности вполне может использоваться вместо кресла. Такой вывод следует из буквального толкования нормы ПДД. Многие восприняли этот вердикт как сигнал о том, что условия транспортировки детей изменились. Но в ГИБДД поспешили напомнить, что правила остались прежними. «Лента.ру» выяснила, можно ли заменить детские автокресла удерживающими адаптерами и бустерами, не нарушив при этом ПДД.
Не вошли в положение
Житель Екатеринбурга Алексей Кайгородов потратил несколько лет на то, чтобы отменить штраф, выписанный за неправильную перевозку ребенка в 2010 году. Сотрудники ДПС обязали его заплатить три тысячи рублей из-за того, что его восьмилетний сын был пристегнут специальным удерживающим устройством — адаптером, то есть тканевой накладкой на ремень безопасности, позволяющей сместить лямку с шеи ребенка на грудь.
Водитель объяснял, что крупный мальчик не помещается в детское кресло, а удерживающий адаптер не противоречит правилам дорожного движения. Инспектор не счел эти аргументы убедительными и сослался на памятку, в которой говорится, что адаптеры не обеспечивают безопасность должным образом. «В одних регионах адаптер ремня рекомендуется сотрудниками ГИБДД, они обучают детей, как им пользоваться, дарят его женщинам на улицах, а в других регионах за это штрафуют», — изумлялся Кайгородов.
Штраф водитель оплатил и обжаловал: сначала в Верх-Исетском суде Екатеринбурга, а затем в Свердловском областном суде. Обе инстанции отказались отменять постановление. Тогда водитель обратился в вышестоящую инстанцию — Верховный суд, и там признали использование устройства допустимым. В решении говорится, что адаптер соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Им виднее
Однако Верховный суд не указ для ГИБДД Свердловской области. Там намерены оставить за собой право и впредь штрафовать водителей за перевозку детей с адаптерами вместо автокресла. Причиной тому — высокая смертность детей в ДТП из-за нарушения правил безопасности.
«Используемые детские удерживающие устройства должны не только ограничить подвижность тела ребенка в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства, но и быть безопасны для ребенка. Когда 4-летнего малыша пристегивают каким-либо адаптером и диагональная ветвь ремня проходит через его шею в нарушение требований Технического регламента, то мы имеем дело с небезопасной перевозкой. Именно поэтому мы будем продолжать принимать все меры административного воздействия для исключения подобных фактов», — уточнили в пресс-службе регионального управления ГИБДД.
В управлении пояснили, что такие устройства не обеспечивают безопасности ребенка в полной мере. Более того, самый популярный адаптер на российском рынке ФЭСТ не прошел сертификацию в декабре прошлого года. Поэтому, по мнению полицейских, его использование теперь незаконно. Хотя из виду упускается тот факт, что запрет коснулся продажи новых устройств, а сертификаты уже находящихся в употреблении не подлежат отмене.
«Верховный суд выносит решения обязательные для практики применения. Госструктуры, как правило, дисциплинировано относятся к выполнению таких постановлений, — поясняет руководитель общественного движения «За безопасность на дороге» Артем Угрюмов. — Другое дело, что использование бустера или адаптера вместо кресла не снимает ответственности с родителя при аварии. Если случится какое-то ДТП и ребенок пострадает из-за адаптера, то вряд ли Верховный суд встанет на сторону родителей».
Едут на поправку
В поправках к ПДД, подготовленных в конце прошлого года, предлагалось ввести уточняющее понятие «детская удерживающая система», которая исключила бы использование адаптеров, предоставив водителям выбор между автокреслами и бустерами. Но в МВД заявили, что в силу они пока не вступили, а значит, нет никаких конкретных указаний, какой тип устройства требуется. Важно лишь наличие сертификата безопасности.
В европейских странах использование бустеров ограничено по росту: ребенок должен быть выше 125 сантиметров. Адаптер для ремней разрешен только в комбинации с бустером. В январе прошлого года депутаты Госдумы подготовили предложения правительству, опираясь на европейский опыт. По их замыслу, главным критерием использования автокресла должен стать не возраст, а вес и рост ребенка. Для детей выше 150 сантиметров весом более 36 килограммов, по мнению авторов документа, детское кресло может быть травмоопасным. Но поправки не были приняты, документ отправили на доработку.
«Изначальная ошибка была в том, что законодатель поставил использование автокресла в зависимость от возраста ребенка, а не его роста или веса. Каждое устройство должно быть сертифицировано в соответствии с физическими параметрами ребенка. Другое дело, что инспектору трудно определить рост и вес — только на глаз», — считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2014 году, более 80 процентов родителей применяет специальные детские устройства. Автокресло популярнее всего — установлено у 75 процентов водителей. Каждый третий из опрошенных предпочитал альтернативу подешевле — адаптер ремня безопасности. Однако краш-тесты научного центра ФГУП «НАМИ» показали, что при столкновении на скорости около 50 километров в час крепления адаптера либо срываются, либо удерживающие ремни слишком сильно сдавливают манекен в области брюшины, а голова ударяется о колени.
Автоэксперты также предлагают разрешить перевозку ребенка без автокресла и удерживающего устройства в случае крайней необходимости. «Например, когда ребенка нужно везти в больницу, а кресла или удерживающего устройства нет. Так можно было бы избежать ситуаций, когда таксисты отказываются от поездки, завидев ребенка, даже в экстренных случаях», — отмечает Янков.