В конце апреля 2017 года состоялся релиз продолжения шедевра Бенуа Сокаля — дилогии Syberia (в российской локализации «Сибирь»). Для многих поклонников серии это было долгожданное событие: после выхода второй части серии прошло аж 13 лет. «Лента.ру» сыграла в продолжение одного из лучших квестов и выяснила, удалось ли разработчикам сохранить магию прошлых игр.
Третью «Сибирь» вполне справедливо критиковали еще до выхода, ведь «Syberia 2» уже расставила все точки над «i» в истории Кейт Уолкер. Более того, Сокаль неоднократно утверждал, что «история закончена» и смысла в третьей части нет. Однако по каким-то причинам все же было принято решение создать «Syberia 3».
Чувствуется, что создатели игры решили отойти от сложившихся канонов и внести в нее свойственные современности «фишки». Об одном из таких нововведений игра говорит уже сразу после запуска: «Syberia 3» оптимизирована под контроллер (на самом деле нет). Как следствие — управление игры отошло от каноничного point-and-click режима, но на деле играть с контроллером оказалось неудобно, и приходится либо комбинировать контроллер с мышкой, либо вообще им не пользоваться.
Если честно, это не катастрофа. Но если решено вносить коррективы в сложившиеся устои игры, начинать нужно не с введения в игровой процесс джойстика, а с исправления некоторых недочетов предыдущих частей. Например, прежде перемещаться по ступенькам можно было только размеренным медленным шагом, и устранение этого ограничения сделало бы игровой процесс более приятным, но именно это создатели «Syberia 3» оставили неизменным.
Скриншот: игра «Syberia 3»
Если режим управления WASD еще можно как-то пережить, то отсутствие фиксированной камеры ужасно напрягает. Камера поворачивается тогда, когда это не требуется, тем самым внося помехи в игровой процесс. Помимо геймплейных ситуаций камера иногда «шалит» во время диалогов, улетая вверх или вниз, тем самым отрезая части туловища у персонажа (на протяжении игры было два или три таких прецедента).
Во время диалогов камера не двигается, но от этого только хуже. Присутствует еще один раздражитель — постоянные подгоняющие вопросы. В процессе общения с другими персонажами игра часто предлагает повести диалог разными путями, но при размышлении над выбором реплики собеседник каждые пять секунд будет всячески торопить игрока. Поначалу это кажется безобидным, но к середине игры появляется желание выключить звук при очередном диалоге.
Кроме того, разработчики решили оставить неизменным голос главной героини (в английской озвучке), отчего у игрока появляется некоторый диссонанс. Дело в том, что разница между игровыми событиями второй и третьей части «Сибири» составляет всего пару месяцев, тогда как разница в появлении игр составляет целых 13 лет. Соответственно, голос Кейт Уолкер кажется намного старше ее возраста.
Если говорить о российской локализации, ничего криминального в ней нет: голоса актеров вполне приемлемы, однако есть определенные проблемы с качеством перевода. Они не мешают понять сюжет игры, но для четкого понимания некоторых деталей приходится время от времени переключать язык на английский. К слову, как с русской, так и с английской озвучкой при просмотре какого-либо диалога или кат-сцены глаз режет непопадание губ персонажей в слова. Подобный недочет отсутствует в оригинальной (французской) версии игры, что показывает некомпетентное отношение к локализации.
Скриншот: игра «Syberia 3»
Раз уж об этом зашел разговор, хочется сказать пару ласковых о мимике персонажей вообще. Напрашивается сравнение с Mass Effect: Andromeda — мимика персонажей абсолютно неживая. Во время динамичных диалогов выражение лиц героев снижает накал разговора. Складывается ощущение, что это не люди, а куклы или роботы (автоматоны).
Главными особенностями первых частей Syberia были увлекательный сюжет и восхитительная графика (по тем временам). В этом плане оригинальную дилогию можно сравнить с короткометражками отечественного мультипликатора Петрова: каждый кадр, каждая сцена являли собой произведение искусства. Ведь не зря Сокаль начинал свою карьеру именно художником. И когда все эти произведения искусства связывала нить захватывающего сюжета, являлось чудо. Именно оно в свое время поразило и влюбило в себя геймеров, именно поэтому Syberia стала такой популярной.
Скриншот: игра «Syberia 3»
Но в третьей части нет ни захватывающего сюжета, ни графики, которая заставит ахнуть. Игра напоминает визуальные новеллы от Telltale Games пятилетней давности. И это притом, что игра весит 40 гигабайтов. Новая Syberia очень неповоротлива, зачастую экран загрузки приходится ждать по минуте.
Что касается сюжета, его нельзя назвать увлекательным. Видно, что создатели пытались сделать некоторые отсылки к предыдущим частям серии. В частности, добрая половина игры так или иначе построена вокруг транспортного средства — корабля, как первая «Сибирь» — вокруг поезда. В начале «Syberia 3» героине дают задание помочь Курку (вождю племени юколов) получить механический протез ноги, что некоторым образом коррелирует с одной из первых головоломок первой «Сибири»: создать ноги для автоматона по имени Оскар.
И тут рецензия подходит к одному из самых неприятных моментов игры: воскрешению Оскара. Так как создатели игры приподняли завесу этой тайны еще в трейлере, данный эпизод не является спойлером, и на нем можно акцентировать внимание. Смерть Оскара во второй «Сибири» была одним из самых драматичных моментов игры, и это нелепое воскрешение не только не делает третью часть лучше, но еще и неким образом перечеркивает достижения оригинальной серии.
Игра пытается давить на «мимимишность», и местами ей это удается. Юколы — кочевой народ мира Syberia — представляют собой маленьких и неказистых карапузов, издающих смешные звуки «дза» и «тук-тук». Наблюдая за их поведением, невольно улыбаешься.
Самой сильной стороной игры является музыка. Если и стоит кому-нибудь рекомендовать играть в «Syberia 3», то только ради того, чтобы услышать саундтрек Инона Цура. Хотя ознакомиться с ним можно и без «Сибири».
Головоломки, которыми славится оригинальная Syberia, обошли третью часть стороной: большинство загадок и ребусов оказались банальными и слишком простыми. Ближе к концу игры появляются несколько стоящих головоломок (локации у храма и у моста), но это капля в море. Зачастую игра ведет себя очень нелогично. Так, на одном из уровней для того, чтобы разбить стекло, необходимо обмотать кулак шарфом и ударить, хотя рядом было полно тяжелых, но поднимаемых предметов.
Отдельного абзаца заслуживает финал игры. Спойлеров не будет: достаточно сказать, что он совершенно пустой и бессмысленный. После завершающего кадра в гробовой тишине начинают идти титры. Это напоминает просмотр какой-нибудь философской кинокартины: зритель получил дозу размышлений о смысле бытия, и начинаются беззвучные титры, которые призваны своей тишиной не потревожить думы человека. Кажется, у создателей «Сибири» была похожая идея, только задумка не удалась: когда игра окончена, в голове остается одна мысль — «И это все?»
***
Ощущение, что ради высоких продаж разработчики приклеили на обложку «Сибири 3» надпись «B.H. Sokal», забыв довести до должного уровня содержимое игры. Исчерпав запас оригинальных идей, создатели третьей «Сибири» оказались способны лишь давить на ностальгические чувства фанатов. И главное — развитие технологий и отход от каноничных средств создания «декораций» убил всю ламповость атмосферы.
Вместо хорошей игры — разочарование, разбавленное легкой ностальгией. Новой аудитории «Сибирь 3» вряд ли понравится: выпускать в 2017 году такой квест — смерти подобно.