История загадочной Project Scorpio постепенно близится к финалу. Прежде о консоли не было известно ровным счетом ничего; не внесли ясности ни анонс, ни различные «сливы». Глава Xbox Фил Спенсер (Phil Spencer) в свойственной ему манере успел наобещать многое — правда, избегая конкретики. Подобное отношение вызвало массу вопросов и негодования среди игроков, ведь до выхода приставки осталось не так много времени. «Лента.ру» разбиралась, что готовит Microsoft и сможет ли их новая система на равных конкурировать с оппонентами.
Влажные мечты
На выставке Е3 2016 Project Scorpio уделили крайне мало времени. Спенсер тараторил, объявляя ключевые параметры: мощность шесть терафлопс; самая мощная приставка; нативная поддержка 4К-разрешения; выход в конце 2017 года. Таким образом, анонс консоли состоялся за полтора года до ее выхода, что несколько обескуражило геймеров, так как им пообещали то, чего даже на бумаге еще, скорее всего, нет.
Несколько позже стало известно, что решение о презентации приставки в такой спешке пришло в голову руководителям Microsoft после утечек о готовящемся релизе PlayStation 4 Pro. Это многое объясняет и позволяет лишний раз убедиться в том, кто на данный момент в роли догоняющего в этой «гонке вооружений».
По словам главы Xbox, новая консоль сможет без проблем «потянуть» игры в разрешении 4К с частотой кадров 60 fps благодаря мощности графической карты в шесть терафлопс. Заявление более чем амбициозное, так как производительность PS4 Pro составляет 4,2 терафлопса, а игр с настоящим 4К на ней можно по пальцам одной руки пересчитать.
В свою очередь Microsoft не раз уверяла, что Scorpio будет выдавать самое настоящее из настоящих 4К. Это означает, что привычные Gears of War, Forza и Halo будут работать в 3840×2160 без всяких компромиссов и апскейлов. Именно по этой причине выход Scorpio состоится лишь в конце 2017 года, так как создатели хотят обеспечить максимальную производительность. Но верится в это слабо, и вот почему.
Мощность Scorpio в 4,5 раза выше, чем у стандартного Xbox. Разрешение, в котором работают многие игры на Xbox One S, составляет 900р, что почти в шесть раз меньше 4К по количеству пикселей. Таким образом, на цифрах эти обещания выглядят крайне неубедительно, тем более что графический ускоритель используется не только для увеличения количества пикселей. Из этого складывается впечатление, что Microsoft выпустит всего лишь аналог PS4 Pro, только мощнее.
Поддай мощи
Завесу тайны приоткрыли специалисты Digital Foundry, которых Microsoft использует как рупор в своей кампании по продвижению Scorpio. Специалисты посетили штаб-квартиру Xbox в Редмонде, чтобы узнать подробнее о характеристиках и возможностях новой приставки.
Многие ожидали, что материал, опубликованный Digital Foundry, сорвет покровы, но на деле компания лишь раскрыла окончательные характеристики устройства и немного рассказала о работе над ним. Ни готового названия (она ведь не будет называться Project Scorpio), ни даты выхода, ни цены. Журналистам даже не показали готовую консоль, а продемонстрировали лишь один из прототипов.
Изображение: eurogamer.net
Неудивительно, что консоль оказалась производительнее PS4 Pro, ведь выходит она через год после консоли Sony. По словам журналистов, техническая часть приставки поражает, и она действительно соответствует заявлениям касательно шести терафлопс. Она имеет восьмиядерный процессор с частотой 2,3 гигагерца и видеокарту с 40 вычислительными блоками и частотой 1172 мегагерца. Для сравнения: у PS4 Pro восемь ядер с 2,1 гигагерца и видеочип с 36 блоками и 911 мегагерцами.
Важные изменения сделаны и в системе оперативной памяти. В Scorpio установлено 12 гигабайт памяти GDDR5 с пропускной способностью 326 гигабайт в секунду. Четыре из них зарезервированы для нужд системы, а остальные восемь доступны для игр и приложений. Тут важнее не только то, что этот показатель также выше чем у PS4 Pro (восемь гигабайт и 218 гигабайт в секунду), но и то, что Microsoft наконец отказалась от ESRAM. Эта память установлена на процессоре Xbox One и призвана компенсировать недостатки медленной DDR3, но в действительности она, наоборот, вредила консоли.
О внешнем виде Project Scorpio ничего не рассказали. Один из сотрудников Microsoft поведал, что перед ними одновременно стояла задача повысить производительности приставки, снизить ее энергопотребление и поместить все это в компактный корпус. Для этого они прибегли к тонкой настройке буквально каждого компонента, чтобы энергия не расходовалась впустую. По информации Digital Foundry, с картинкой в разрешении 4К эта платформа справляется даже лучше, чем топовые ПК с GTX 1080
Также отмечается, что блок питания на 245 ватт у Scorpio будет встроен в консоль, как и у Xbox One S. Но окончательный дизайн приставки покажут лишь на Е3 2017 в июне.
Суровая реальность
В качестве подтверждения журналистам были показаны возможности приставки на примере движка ForzaTech, портированного с обычного Xbox One. Демоверсия без проблем работала в 4К-разрешении при 60 кадрах в секунду, а видеокарта была нагружена всего на 60-70 процентов. По заверениям создателей ForzaTech, это не обычное масштабирование картинки, а полноценное 4К со стабильной частотой кадров.
Необходимо оговориться, что работала над этой демонстрацией студия Turn 10, принадлежащая Microsoft. Соответственно, не всякая компания станет пытаться оптимизировать свои проекты под Scorpio. К тому же это была лишь демонстрация, и в реальный проектах ситуация может кардинальным образом измениться.
Радует то, что Scorpio не заменит существующий Xbox One и является лишь премиальным решением для хардкорных геймеров. А премиальному решению полагается премиальная цена, поэтому эксперты Digital Foundry предполагают, что стоить это удовольствие будет по меньшей мере 500 долларов. В России же эта цена может превратиться во все 50 тысяч рублей.
Все игры, доступные на Xbox One, будут прекрасно работать и на Scorpio. Причем, в отличие от PS4 Pro, на которой обычные игры не получают улучшений, на Scorpio игры должны выглядеть и работать гораздо быстрее. Не пропадет и обратная совместимость с Xbox 360. Никаких эксклюзивов для нее не планируется, а разработчикам поставлено условие оптимизировать игры под обе актуальные платформы.
Но железо — это далеко не все, что определяет популярность платформы. Немалую роль играют проекты, выходящие для консоли, и экосистема. В последнее время у Xbox с этим серьезные проблемы, так как руководство явно не понимало, как позиционировать приставку, а эксклюзивы отменялись один за другим. Поэтому будет довольно интересно наблюдать за развитием событий, ведь Microsoft явно делает большую ставку на Scorpio.