Итальянский авиаперевозчик Alitalia в среду, 5 апреля, сообщил об отмене 60 процентов рейсов. Причина — забастовка сотрудников, не согласных с планом спасения компании от банкротства, предложенным руководством. Прекращение работы в знак протеста, подкрепленное требованиями экономического и социального характера, — один из способов выяснения отношений между наемными работниками и работодателями. «Лента.ру» изучила историю и современность этого вопроса на конкретных примерах.
Из строителей — в грабители
Самая первая забастовка наемных работников, описанная в исторических хрониках, произошла в 1152 году до н.э. в Египте. В акции протеста участвовали строители и ремесленники, возводившие некрополь фараона Рамзеса III.
Сохранился папирус, в котором подробно рассказывается о ходе событий. Забастовщики сначала подавали жалобы на скудный рацион. Затем напали на привратников, полицейских и казначеев. Представители власти спаслись бегством. Бунтовщикам же выдали продукты.
Летописец утверждает, что и после этого беспорядки на «статусной» стройке вспыхивали несколько раз. Кто победил — неизвестно. Однако вскоре начались кражи в усыпальницах фараонов. При этом воры якобы умело разбирались в секретных ходах и комнатах пирамид. Это можно объяснить тем, что их вели бывшие строители, которые участвовали в возведении гробниц, но не получили за это должной оплаты.
Мусорный уровень
В 1928 году в Бомбее случилась неприятность — забастовку объявили мусорщики, которые относились к касте неприкасаемых. Они требовали повышения зарплаты. Акция протеста оказалась продолжительной и привела к крайне нежелательным последствиям.
В городе, утонувшем в отходах, начались эпидемии. Не факт, что медицина была бы в состоянии остановить эту напасть, если бы власти не согласились увеличить зарплату мусорщикам вдвое, после чего те вышли на работу.
Успех бомбейских дворников, наверное, и сегодня вдохновляет их коллег по всему миру. Зимой 2008 года аналогичная история произошла в Неаполе. За две недели забастовки местных коммунальщиков город превратился в гигантскую свалку — на улицах скопились около 100 тысяч тонн отходов. Президент Италии Джорджо Наполитано назвал ситуацию катастрофой. На очистку Неаполя бросили армейские части.
А летом 2014 года «катастрофа» едва не стала угрозой уже для всей страны — 15 июня работники коммунальных служб Италии, занимающиеся сбором мусора, провели общенациональную суточную забастовку. Они требовали пересмотреть условия коллективного контракта, регулирующего условия труда в секторе.
Знамена автопрома
Крупнейшая забастовка в американском автопроме началась 28 декабря 1936 года. В городе Флинт, штат Мичиган, на заводах General Motors трудилось свыше 50 тысяч рабочих. Они захватили свои предприятия, в результате остановилось производство в масштабах всей корпорации. Стачка продолжалась 44 дня.
Губернатор штата готов был использовать национальную гвардию, чтобы очистить предприятия. Кровопролития удалось избежать благодаря вмешательству президента США Франклина Рузвельта. По его настоянию руководство General Motors встретилось с представителями профсоюза. По итогам переговоров был подписан коллективный договор, а судебное преследование в отношении забастовщиков прекращено.
Российский автопром также периодически погружается в корпоративные стачки. Автозавод Ford Sollers во Всеволожске начал работать в 2002-м. Только в период с 2005 по 2007 год на предприятии было зафиксировано пять забастовок.
Рабочие устраивали, в том числе, и недельные итальянские забастовки. Их особенность в пунктуальном исполнении сотрудниками должностных инструкций, в которых есть немало и бессмысленных параграфов.
Формально руководству Ford Sollers придраться было не к чему, несмотря на очевидное снижение объемов выпуска продукции. Чтобы выполнить обязательства перед российскими автодилерами, в некоторых случаях компания была вынуждена организовывать доставку машин со своего испанского завода.
«АвтоВАЗ» тоже не остался территорией, свободной от итальянских забастовок. В марте 2011 года несколько сотен рабочих автопроизводства, недовольных невыплатой премий, лишь имитировали ударный труд.
В феврале 2015 года история повторилась в цехе, выпускающем задние балки для Lada Largus, Nissan Almera, Renaul Logan и Sandero. Рабочие были недовольны тем, что на производственной линии отсутствуют нормы выработки по объему продукции. Они были уверены, что перерабатывают, не получая достойной зарплаты.
А судьи кто?
Низкой зарплатой, плохими условиями труда, переработками, как показывает опыт, бывают недовольны не только представители рабочего класса или офисный планктон, но и служители Фемиды, правоохранители. В феврале 2009 года в Испании забастовали судьи, требовавшие увеличения оплаты труда.
Проблема заключалась в том, что уволить их было невозможно, поскольку по испанскому законодательству никто не имеет права на такое решение. Попытка министра юстиции признать забастовку незаконной и привлечь к ответу ее участников провалилась. Ведь принять такое решение могли только судьи, которые по случаю забастовки не работали. В итоге зарплату им подняли. После чего они надели свои мантии.
В акциях протеста нередко участвуют сотрудники правоохранительных органов. Так, в 2008 году группа немецких полицейских, недовольных условиями несения службы и низкой зарплатой, в полной экипировке залезла в озеро Плетцензее. От водного перформанса пострадали разве что форменная одежда и обувь стражей порядка.
Совсем иную цену пришлось заплатить жителям бразильского города Витория. В феврале 2017 года местные полицейские объявили забастовку, требуя погасить долги по зарплате и улучшить условия труда. Улицы погрузились в хаос — за один день было совершено более полусотни убийств.
1 марта 2017 года Высокий суд Лондона запретил проведение забастовки работников пенитенциарной системы Великобритании. Вердикт вынесен накануне официального начала протеста. Британские тюремщики намеревались потребовать увеличения оплаты труда и численности персонала в ответ на растущее насилие в тюрьмах. К слову, в 2016 году им удалось провести забастовку после бунта заключенных в тюрьме города Бедфорд.
С небес на землю
Большой общественный резонанс всегда имеют забастовки сотрудников авиакомпаний. В частности, в конце зимы — начале весны 2013 года за 10 дней забастовки сотрудников испанской Iberia было отменено около 2,5 тысячи рейсов, убытки компании составили более 30 миллионов евро.
В апреле 2014 года забастовку провели пилоты Lufthansa, Lufthansa Cargo и Germanwings. Были отменены 3,8 тысячи рейсов, что затронуло интересы 425 тысяч пассажиров. Поводом для стачки стала отмена пенсий, которые выплачивались пилотам при переводе на другую работу. Финансовый ущерб авиакомпании составил 50-80 миллионов евро. Требования протестующих не были удовлетворены.
В сентябре 2014 года две недели бастовали летчики авиакомпании Air France. Эта забастовка стала крупнейшей для компании с 1998 года. В ней принимали участие 60 процентов пилотов. Air France была вынуждена отменять ежедневно более половины рейсов, а в некоторые дни — три четверти. Убытки составили примерно 20 миллионов евро.