Дрянной патриотичный осетиниано

Почему Кавказ манит, несмотря на сломанную руку и серые горы

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

На этих новогодних каникулах автор «Ленты.ру» Лера Железова с подругой проехали из Владикавказа в Махачкалу через Тбилиси и Баку. Плана не было: знали только точки, в которых хотели оказаться, а как между ними добираться... Да какая разница!

Не крюк

Мы должны были приземлиться во Владикавказе где-то в полдень, но самолет все летел и летел. Ближе к часу пилот объявил: «Уважаемые пассажиры, в аэропорту сильный туман. Мы продолжим полет до выработки топлива и приземлимся в Махачкале».

Все в салоне переглянулись: от Махачкалы до Владикавказа около 250 километров. Почувствовав аромат приключений, ко мне прискакала Лена и широко улыбнулась: «Ты слышала, слышала? Мы снова летим в Махачкалу».

Я слышала. Полтора года назад мы уже слетали в Махачкалу, и история о том нашем путешествии стала одной из самых читаемых в рубрике «Путешествия» на «Ленте.ру» за год. Ничего хорошего там не было, кроме гонорара.

Спустя 40 минут мы сели в Махачкале. Пока самолет катился по взлетно-посадочной, я успела запостить фотку в Instagram (даже подпись хорошую придумала) и договориться на BlaBlaCar. 550 рублей с человека — это даже не страшно.

Но когда самолет остановился, пилот наконец-то прояснил ситуацию: «Заправляемся и летим во Владикавказ».

Это сейчас я знаю, что авиакомпания обязана доставить пассажиров к месту назначения. А тогда на полном серьезе решила, что останемся в Махачкале.

Пассажиры снова переглянулись: многие успели договориться с родственниками. Наверняка эти родственники уже неслись нам навстречу по горным дорогам под лезгинку.

Я через несколько рядов почувствовала, как расстроилась Лена, а сама нажала «Отменить заявку» на BlaBlaCar. Извини, водитель Марат: на самолете быстрее.

Драма в Осетии

Как проехать из Владикавказа в Грузию, мы спросили у таксиста, который вез из аэропорта во Владикавказ. Кругом степи, а горы еще низенькие, как ненастоящие.

«В Тбилиси маршрутки каждый день ездят. Отправляются в семь утра от местного драмтеатра».

«Отлично! — подумала я, вспоминая родной Северодвинск. — Наверняка в таком небольшом городе один драмтеатр, и все знают, как до него добраться».

Но я не ожидала, что осетины настолько любят драму.

В карту мы заглянули только на следующий день, когда искали остановку этих маршруток в пустом еще темном городе. А пока заселились в двухместный номер за 700 рублей с человека. Там был огромный телик, интернет и собственный кусок крыши, куда можно было выходить прямо из окна. Конечно, мы взяли местного вина и еды, чтобы слушать Twenty One Pilots и мешать соседям.

Славьтесь, дешевые гостиницы в маленьких городах!

Коба

Около шести утра мы положили ключи от номера рядом со спящей бабушкой-администратором и отправились искать местный драмтеатр.

«Гугл» сразу выдал театр имени Вахтангова. Путь неблизкий, остановили «ладуседанбаклажан», за рулем которой был бодрый дедуля.

«Довезите до театра Вахтангова. За 100 рублей».

«Хорошо!» — дедуля представился как Коба и расплылся в улыбке. Наверное, он, как и мы, был уверен, что в такую рань во Владикавказе жизни нет. А сейчас радовался, что ошибся.

Конечно, у драмтеатра не оказалось ни одной маршрутки. Коба пожал плечами и ловко подрулил к спящему таксисту — так ловко, что мог почти на ухо обсудить с ним что-то на осетинском. Безработный город на 80 процентов состоит из таксистов, поэтому ходить в нем не принято (я преувеличиваю, но вы больше нигде не увидите столько объявлений о такси).

«Девочки, вам нужен другой драмтеатр, — выдал Коба результат. — И маршрутка отходит не в семь, а в девять».

Если вы любите приключения, расстраиваться по таким пустякам точно не станете. У нас было еще целых два часа, и мы поехали смотреть Владикавказ: добрый Коба катал нас по городу, чтобы скоротать время. Показал гору-столешницу, местную военную часть, русского полковника размером с два автомобильных сиденья и много чего еще.

Напоследок, уже на остановке, я выпила дрянной патриотичный осетиниано. Он продается именно под таким названием и на каждой остановке, в автоматах, которые закрыты железными решетками. Осетины очень любят кофе.

В конце концов мы отправились в маршрутка-трип по Военно-Грузинской дороге через Крестовый перевал.

Гудаури

Через полтора часа в загранпаспортах уже было по зеленому штампу с грузинской вязью. Мы сразу оказались среди гор: не заросших и солнечных, как во Владикавказе, а серых и хмурых, как в фильмах про викингов.

Военно-Грузинская дорога вела маршрутку через туннели и по серпантинам, мимо караванов фур, которые подбираются к границе со стороны Грузии, с надрывом перекатываясь через Крестовый перевал.

Вышли из маршрутки в Гудаури — горнолыжной деревне на полпути из Владикавказа в Тбилиси. Сразу бросили вещи в хостеле и помчались на склон с досками, взятыми напрокат.

Через полтора часа я, абсолютно счастливая от снега в штанах, проезжаю ровно над Леной на кресле-подъемнике и машу ей рукой. Она с улыбкой машет мне в ответ.

«Лераааа! Я руку сломала».

Лена сломала руку в первый же день в чужой стране и в поездке, которая обещала быть бюджетной. Бро, ну зачем?

Чем хороша сломанная рука. Проверено горами:

1. Ты привлекаешь максимум внимания Вселенной.
2. Ты можешь выбирать, кто сегодня будет застегивать тебе куртку.
3. Ты можешь попросить кого-нибудь расписаться на твоем гипсе, и это почтут за честь.
4. Ты можешь всем встречным на пути рассказывать разные истории о том, как сломалась рука. Начиная от легкомысленного «Засмотрелась на симпатичного сноубордиста» до загадочного «Тебе не нужно это знать».

Не расстраивайтесь из-за переломов: в день, когда Лена сломала руку, мы затусили так, что я буду рассказывать об этом правнукам (но пока еще не готова). Кажется, это магия горнолыжных курортов.

Как я пришла к рэпу

Ближе к вечеру следующего дня мы снова вышли на Военно-Грузинскую дорогу. Подняли вверх большие пальцы, как следует улыбнулись и уехали в Тбилиси на третьей по счету машине.

«Девочки, вы не против музыки?» — Cпросил водитель Тимур, который вместе с мелким братом ехал из Гудаури домой, в столицу.

В салоне BMW запел Баста: тогда я слушала его в первый раз. И знаете что? Когда несешься на BMW по заснеженным горам в лучах солнца, рэп не кажется такой уж плохой затеей. Вообще-то, он очень даже хорош.

Хамимимиль

Мы не решили, где ночевать в Тбилиси, поэтому сходили на разведку в два хостела: один держали грузины, другой — украинцы.

Грузинский хостел: 15 лари за ночь, пусто, все разговаривают на английском, хорошая мебель и кухня. А еще бешеный терьер, который все время прыгал и включал-выключал свет.

Украинский хостел: 20 лари за ночь, расслабленные ребята и полумертвый французский бульдог на кресломешке. Он хрипел, закатывал глаза и жевал теннисный мячик. Когда я его увидела, первым делом подумала: «Надо убираться отсюда, а то он умрет, и все подумают на нас».

Но мы остались: было уютно и уже совсем никуда не хотелось идти.

А c бульдогом мы познакомились почти сразу: его зовут Хамиль. Он живее всех живых: играет в мячик, любит, когда чешут живот, но больше всего на свете любит своего хозяина Рому, который управляет хостелом. А умирающим Хамиль только прикидывается.

Перед выселением хотела оставить Хамилю свой телефон, но мне подсказали, что у него таких поклонниц — тысяча в Instagram.

Минное поле имени Руставели

В Тбилиси мы встретили Новый год. Накануне прокатились в парк одиноких аттракционов, куда нас не пустили: Лену — из-за сломанной руки, меня — из-за сердца, разбитого Хамилем.

А праздновали в хостеле: сначала по казахстанскому времени, потом по грузинскому, затем по российскому и в конце по немецкому. Вообще, Новый год — очень условная вещь, если ты в другой стране и с незнакомыми людьми. Все вокруг слишком новое, чтобы обращать внимание еще и на год.

В грузинскую полночь мы, как истинные леди, украли бутылку шампанского с общего стола и пошли шататься по местному Невскому — проспекту Руставели, который выглядел как зона боевых действий или минное поле. Везде дым, орут люди, взрываются петарды. Одна упала в пяти метрах от меня и обдала взрывной волной.

Оказывается, в России ничего не знают о пиротехнике, а мы теперь немножко шарим. Запомните, чем меньше хлопушка, тем сильнее она бабахнет. Привезли на память безобидную на вид балалайку размером с коробок: на деле это дьявольская штука.

Люди, празднуйте Новый год в других странах и крутых хостелах — вам будет, о чем рассказать и о чем хитренько умолчать.

Мой мармеладный, я не права

Салаты, сырая картошка, жареная рыба, литры чачи и чипсы — добыча утра первого января, все почти как дома, но без салатов. Я встала пораньше, чтобы проверить холодильник, и ничего интересного не нашла.

Бодрее всех был Хамиль — это мы полдня валялись еле живые в кресломешках, а он носился и заставлял играть с мячиком.

Купили билеты на поезд в Баку, 40 лари за плацкарт: на маршрутке было бы в два раза дешевле, но хотелось разнообразия. Однако разнообразия не было: местный поезд не отличить от поезда Санкт-Петербург — Воркута. По радио в вагонах пела Катя Лель, а мы антуражно ели грузинский «Ролтон» со вкусом курицы. Надеюсь, это не считается за мясную еду, потому что я с июля пытаюсь быть вегетарианцем.

Загадочные обстоятельства

В Грузии при загадочных обстоятельствах навсегда остались мой лифчик и футболка. А мы поехали по Азербайджану и снова — вы не поверите — Дагестану. Но это уже другая история.

Изо всех сил люблю Кавказ.

Обсудить
«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Участница XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СочиПопали в сеть
Фестиваль молодежи и студентов в Сочи связал десятки тысяч людей со всего мира
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки