Команда «Газы!»

Почему в Киеве жалуются на изношенные трубы

Employees from UkrTransGaz work on gas pipes during an anti-terrorism exercise held at the Opary underground gas storage facility operated by UkrTransGaz, a unit of NAK Naftogaz Ukrainy, in Lviv, Ukraine, on Tuesday, Sept. 30, 2014. The cease-fire in Ukraine that curtailed casualties for four weeks is starting to fray as pro-Russian insurgents continue to test the nerves of the military with targeted attacks, the government in Kiev said. Photographer: Vincent Mundy/Bloomberg via Getty Images
Фото: Vincent Mundy / Bloomberg / Getty Images

Глава Минэнерго Украины Игорь Насалик не исключил проблем с транзитом российского газа по территории страны к границам Евросоюза. Причины возможных сбоев чисто технические: украинская газотранспортная система (ГТС) изношена и давно нуждается в модернизации, но денег на это у «Укртрансгаза» нет. Не проявляют интереса и иностранные инвесторы, ведь «Газпром» активно строит новые маршруты транспортировки топлива в обход Украины. Как может в дальнейшем развиваться ситуация — разбиралась «Лента.ру».

Язык из Киева уведет

Скандальное заявление Игоря Насалика прозвучало в интервью «Первому национальному» телеканалу. Министр поддержал позицию руководства «Укртрансгаза», обвинившего «Нафтогаз» в нежелании инвестировать в модернизацию газотранспортной системы страны из-за рисков, связанных со строительством Россией газопроводов в обход Украины.

Между тем, контракты на прокачку российского газа в страны ЕС, заключенные между Москвой и Киевом истекают уже 31 декабря 2018 года. Во многом поэтому в оценке ситуации Насалик был весьма категоричен.

«Я считаю бестолковой политику "Нафтогаза" относительно транспортной системы. Они уже ее для себя, скажем, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году… С такой позицией мы можем дойти до того, что "Укртрансгаз" может быть технически не готов к прокачке газа», — отметил он.

Возможную неготовность газотранспортной системы Украины к транзиту топлива Насалик и вовсе назвал «катастрофой».

Игра на публику

У «Укртрансгаза» действительно нет средств для приведения в порядок газопроводов, по которым перекачивается российский газ, подтвердил «Ленте.ру» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

По его словам, все проекты модернизации газотранспортной системы Украины были связаны с привлечением западных инвестиций. Одно время рассматривалась возможность создания трехстороннего консорциума с участием Украины, России и Германии. «Сейчас же очень высока степень неопределенности и для Киева, и для западных компаний», — объяснил Макаркин.

Он убежден, что европейские компании, в первую очередь немецкие, предпочитают самую простую схему доставки российского газа, а геополитические вопросы, в том числе ситуация на Украине, их не интересуют. Именно поэтому Берлин, а теперь и Брюссель лоббируют строительство «Северного потока-2». «Украина в качестве страны-транзитера газа немецким бизнесом воспринимается как проблема», — считает Макаркин.

С другой стороны, из-за введенных США антироссийских санкций реализация «Северного потока-2» поставлена под сомнение, так что если новый газопровод не будет построен, то украинский маршрут поставок топлива в ЕС снова станет актуальным. «У меня ощущение, что в 2018 году Москве и Киеву при посредничестве Брюсселя придется договариваться по этому вопросу», — подытожил собеседник «Ленты.ру».

Деньги — вперед

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева напоминает, что газопровод, по которому российский газ через Украину идет в страны ЕС, был построен в 60-70 годы прошлого века, и его не ремонтировали со времен распада Советского Союза. Последние подсчеты по инвестициям на модернизацию украинской ГТС датированы 2010 годом — тогда эксперты озвучивали сумму в шесть миллиардов долларов.

«ЕС не будет выделять средства на модернизацию ГТС Украины, зная, что Россия реализует проекты "Турецкий поток" и "Северный поток-2". Представители Евросоюза уже заявляли, что столь масштабные инвестиции не имеют смысла, если транзит газа через Украину снизится или прекратится», — отмечает эксперт.

Более того, в силу политических причин Украина создает различные препоны в реализации проектов «Газпрома» и инициирует все новые скандалы, но в Киеве считают, что «Газпром» должен провести ремонт украинской ГТС за свой счет.

«Безусловно, ситуация с ГТС будет только ухудшать и без того нелегкие отношения между Россией и Украиной. Когда Киев поймет, что проигрывает по всем фронтам, то, возможно, пойдет на снижение тарифов на прокачку российского газа», — полагает Кокорева.

В то же время Макаркин считает заявления главы Минэнерго Украины отражением внутренних проблем страны. По его словам, Киев заинтересован в привлечении европейских инвесторов к модернизации газопровода, и на случай, если американские санкции против России сделают невозможным строительство "Северного потока-2", украинские власти напомнят Брюсселю, что денег на ремонт ГТС у них нет, уверен политолог.

Достояние республики

Украинская ГТС состоит из крупнейшей в мире сети газопроводов и отводов, обеспечивающих надежность газоснабжения в случае аварий на различных участках системы, разъяснил «Ленте.ру» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. В общей сложности на территорию Украины заходят 22 магистральных газопровода. Самые крупные: «Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары — Ужгород».

Необходимость модернизации ГТС обсуждается с 2011 года, отмечает Андриевский. В январе 2014 года был утвержден рабочий проект модернизации 19-километрового участка газопровода Уренгой — Помары — Ужгород». В сентябре 2016 года — новый проект, предусматривающий модернизацию уже 31-километрового участка.

«В настоящий момент продолжается модернизация этого участка ГТС, в 2018 году ожидаются инвестиции от международных финансовых организаций. Тем не менее общая проблема модернизации украинской ГТС остается не решенной», — подчеркнул эксперт.

В Киеве признают, что в этом году инвесторов привлечь не удастся, поскольку их отпугивает отсутствие твердых гарантий сохранения транзита российского газа. «Однако два инвестора, итальянская Snam и словенская Eustream, рассматривают вариант вложений в украинскую систему ГТС с целью загрузить ее мощности после прекращения российского транзита. Речь, вероятно, идет об интересе не ко всей системе, а к ее части», — говорит Андриевский.

По его прогнозу, ЕС может быть заинтересован в интеграции украинской ГТС в общеевропейскую сеть. В таком случае инвесторы все-таки пойдут на сотрудничество с «Укртрансгазом», но деньги будут вкладывать в модернизацию определенных магистральных направлений и консервирование тех, что останутся не загруженными.

Две большие разницы

Заявления Насалика любопытны и тем, что «Укртрансгаз» отказался от части автономности в управлении в пользу «Нафтогаза». Решения были приняты год назад после предыдущего скандала, поделился с «Лентой.ру» своим видением ситуации доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

«Сейчас получается, что внутри "Нафтогаза" существует раскол такой глубины, что это привлекает внимание даже министра энергетики», — подчеркнул эксперт.

При этом Ицаков отмечает, что в действиях украинских партнеров все же наблюдается некая последовательность. В июне «Нафтогаз» заключил соглашение со структурами ЕС об аудите и оптимизации подземных газовых хранилищ Украины. «Возможно, в сложившейся ситуации самым удачным решением для ЕС и России была бы передача ГТС Украины в управление соответствующим структурам ЕС», — предполагает он.

Это обеспечит надежность транзита российского газа в Европу, но лишит украинский бюджет 16-18 процентов доходов. Кроме того, такое решение неинтересно США, сделавшим ставку на продажу сжиженного газа в Европу, резюмирует эксперт.

Обсудить
Пришли к успеху
Американская секта порабощала женщин, клеймила их и мучила диетами
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Пиво и сигареты
Тайная жизнь Северной Кореи
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Новый пират
Пьяный москвич угнал теплоход и пошел на абордаж
Твой папа педофил
Российские женщины все чаще обвиняют мужей в изнасиловании детей
Векселя исчезают в полдень
В Москве расследуют бесследное исчезновение ценных бумаг на 40 миллионов рублей
Король Сильвестр
Новгородский тракторист стал властелином преступной Москвы
«Замуж за американца не хочу»
История москвички, переехавшей в Лос-Анджелес и ставшей продюсером
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки