Музей железных дорог России в рамках Петербургского международного экономического форума провел уникальное мероприятие — «Ночь в музее». Гостям, среди которых были представители руководства крупных российских и иностранных компаний, органов федеральной и региональной власти, экспертного сообщества, представилась возможность побывать в выставочном комплексе и ознакомиться с экспонатами музея и их историей, а также послушать группы БИ-2 и «Ночные снайперы» с Дианой Арбениной под аккомпанемент Большого симфонического оркестра Мариинского театра.
Начиналось светское мероприятие с экскурсии по музею, экспонаты которого вызвали у гостей неподдельный интерес. И это неудивительно. Музей железных дорог России — это не только главный железнодорожный музей страны, но еще и один из крупнейших в мире музеев железных дорог. Масштабный комплекс располагается на площади более чем 57 тысяч квадратных метров. В него входят как открытые, так и закрытые кровлей площадки. Основу уникальной коллекции составляют 28 тысяч экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций и натурные образцы подвижного состава в количестве более 100 единиц.
Помимо исторических экспонатов, не меньший интерес у гостей вызвала и расположенная в комплексе панорама Великого Сибирского пути, представляющая собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров, где запечатлено сооружение картины.
После экскурсии, на которой гости ознакомились с историей железных дорог и рельсового транспорта, узнали о современных и устаревших технологиях и железнодорожных профессиях, приглашенных ожидал фуршет, организованный практически на платформе среди вагонов, паровозов и локомотивов различных времен, прямо перед макетом паровоза Эр-791-81 в разрезе. А еду для фуршета подавали через тамбур пассажирского вагона начала прошлого века.
После третьего — паровозного — гудка гости отправились на концерт. Сцена была организована на поворотном круге — на фоне паровоза СО (Серго Орджоникидзе) 1934 года, с красной звездой и надписью «Вперед к коммунизму!». Паровоз был полноправным участником концерта, как и сами музыканты — Диана Арбенина, группа БИ-2, которые в сопровождении Большого симфонического оркестра Мариинского театра исполнили любимые публикой песни.
Руками энтузиастов
Современный многофункциональный музейный комплекс, расположенный вблизи Балтийского вокзала, был открыт 30 октября 2017 года — в день 180-летия железных дорог России. В 1837 году в этот день из Санкт-Петербурга в Царское село прошел первый пассажирский поезд, а Царскосельская железная дорога положила начало железнодорожному сообщению в России.
Современный культурно-образовательный центр строился по уникальным архитектурным и конструкторским решениям с использованием передовых строительных технологий и материалов. Особенность этого проекта в том, что вновь отстроенные здания и сооружения в нем эффектно сочетаются с историческим корпусом локомотивного депо бывшей Балтийской железной дороги, прошедшим глубокую реконструкцию.
История создания музея российских железных дорог уникальная и берет свое начало в 1974 году, с выхода постановления президиума Дорпрофсожа и руководства дороги «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской ж.д.», предписывающего создать на дороге центральный производственный музей. Спустя четыре года на Литейном проспекте для посетителей был открыт Центральный музей Октябрьской железной дороги.
Самая первая экспозиция музея рассказывала об истории строительства и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии железнодорожников в революции и Гражданской войне, работе магистрали в первые пятилетки, а также о подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
В 1980-е общими усилиями руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории началась конкретная работа по сохранению объектов железнодорожной техники. В августе 1991 года на станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники — как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
К моменту открытия Музея железнодорожной техники его площадь составляла 7,5 тысячи квадратных метров, суммарная длина экспозиционных путей —тысяча метров. Музей представлял 40 экспонатов: 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другую технику. За 40 лет активной деятельности по сбору и реставрации железнодорожной техники коллекция музея выросла до 180 единиц. Уникальные экспонаты доставлялись не только с Октябрьской железной дороги, но и собирались по всей стране, а некоторые прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. В результате сформировалась представительная, насыщенная интереснейшими экспонатами коллекция исторического подвижного состава, достойная названия национальной железнодорожной коллекции России.
В 2001 году была открыта новая экспозиция на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Четыре экспозиционных пути общей протяженностью более 1,5 километра и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге заняли площадь 20 тысяч квадратных метров. На эту площадку были перенесены наиболее значимые экспонаты с экспозиции в Шушарах. И уже в прошлом году музей занял свое нынешнее место.
Любителям раритетов
Нынешняя экспозиция составлена в соответствии с четкой хронологической структурой, которая позволяет посетителям сформировать детальное представление о развитии железнодорожного транспорта от момента его зарождения до сегодняшнего дня. Гости экспозиции могут познакомиться с тщательно отремонтированными локомотивами, вагонами и специальной техникой на железнодорожном ходу. Некоторые из представленных образцов сохранились лишь в единственном экземпляре.
Среди особых экспонатов музея есть поистине уникальные. В частности, это единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68. Любители железнодорожной старины обнаружили паровоз в 1970-е годы на одном из промышленных предприятий Москвы. Локомотив требовал масштабной реконструкции. Паровоз С68, построенный в 1917 году, после целой эпопеи спасения с участием любителей и энтузиастов, беспрецедентной для советского времени (всего сохранилось около 70 процентов деталей паровоза), был восстановлен в московском локомотивном депо Ховрино Октябрьской железной дороги, в 1982-1983 годах как памятник переезду советского правительства 11 марта 1918 года из Петрограда в Москву (состав вели паровозы серии С, работавшие на Николаевской железной дороге).
Вряд ли любители раритетов обойдут вниманием Паровоз Ь-2023 — «Первый высокоэффективный маневровый паровоз Российской империи». Паровоз Ь-2023 («мягкий знак» №2023) является одним из самых старых паровозов, сохранившихся в России. Он был построен в 1897 году Коломенским заводом для Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги для выполнения маневровых и хозяйственных работ. Локомотивы этого типа называют танк-паровозами (от английского слова tаnk — «цистерна»). Паровозы данной серии не имеют тендера, а вместо него по обеим сторонам котла находятся баки-цистерны для топлива и воды. Паровоз, представленный в Музее железных дорог России, имеет нефтяное отопление: заправочная горловина спереди предназначена для воды, сзади — для мазута. Данный вид отопления был распространен прежде всего в южных провинциях России, откуда и прибыл паровоз.
Еще один интереснейший экспонат музея — артиллерийская установка ТМ-3-12 — уникальная сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». История создания этой артиллерийской установки связана с событиями дореволюционной России. В то время шло активное строительство линкоров, вооруженных мощными орудиями калибра 12 дюймов (305 миллиметров). Один из таких линкоров, «Императрица Мария», затонул при загадочных обстоятельствах в Севастополе в 1916 году, а в 1931-м башенные установки были подняты со дна Черного моря, и часть орудий установили на железнодорожные транспортеры.
Без сомнения внимание посетителей привлечет и первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза — Эр-791-81. Паровозы серии Эр послевоенной постройки строились в Румынии, Чехословакии, Венгрии и Польше в 1946-1957 годы. Всего было построено около 2,9 тысячи единиц. Паровозы строились для пополнения понесшего потери во время Великой Отечественной войны паровозного парка отечественных железных дорог и создания стратегического запаса паровозов. Паровозы серии Эр выпускались с учетом их возможного военного использования в Европе на основании очень положительного опыта эксплуатации паровозов семейства Э в годы Великой Отечественной войны. Часть паровозов сразу после постройки была направлена в военный запас.
Уникален и этот экспонат — мобильный «Ядерный щит», не имеющий аналогов в мире, — боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты. Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, а также личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения. К 2007 году все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, которые были переданы в музеи. Сохраненный образец БЖРК нового Музея железных дорог России уникален тем, что позволяет гостям экспозиции увидеть макет баллистической ракеты в предпусковом состоянии, специализированные устройства для оперативного отведения в сторону проводов контактной сети, а также оригинальный тепловоз ДМ62 с увеличенной мощностью.
Музей полон уникальных экспонатов, и вряд ли посетители комплекса останутся разочарованы — для каждого любителя железнодорожной старины найдется своя история.