На ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction, которая пройдет в Москве с 28 ноября по 2 декабря в Центральном доме художника, будет представлено большинство самых важных отечественных и переводных научно-популярных книг. «Лента.ру» выбрала самые интересные издания в этом жанре.
Аркадий Ипполитов «Просто Рим» (изд-во «КоЛибри»)
Аркадий Ипполитов — хранитель кабинета итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже, крупнейший знаток и тонкий ценитель итальянской истории и культуры, автор книг «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и «Только Венеция. Образы Италии XXI» выпустил новое исследование. Теперь о Риме. Впрочем ничего нового. То есть, с одной стороны, новое все, в том смысле, что теперь он рассказывает не о Ломбардии и Венеции, а о Риме, а с другой — ничего, потому что по-прежнему термины вроде «барокетто» и «сеттеченто» соседствуют с шутками и, например, ироничным определением следа Дэмиена Херста в истории культуры, — и читать это весело даже неофиту.
Андрей Шарый «Балканы: окраины империй» (изд-во «КоЛибри»)
Балканы — это не только декорации фильмов Эмира Кустурицы, это еще и народы, у которых есть свой исторический путь, свои надежды и представления о будущем. «Здесь зарождалась античная цивилизация, в Средневековье возникали и гибли греко-славянские княжества и царства, Византия тысячу лет стояла на страже Европы, пока ее не поглотила османская лавина. На Балканах сошлись главные цивилизационные швы и разломы Старого Света: западные и восточный христианские обряды противостояли исламскому и пытались сосуществовать с ним; славянский мир искал взаимопонимания с тюркским, романским, германским, албанским, венгерским». В своей новой книге Андрей Шарый — писатель и журналист — рассказывает о старых и молодых балканских государствах.
Александр Долинин «Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар» («Новое издательство»)
Очень редко, но еще случается, что труд академического литературоведа важен и интересен широкому кругу читателей. Это случай набоковеда Александра Долинина. Его книга — плод 30-летних размышлений и изысканий, связанных с романом Владимира Набокова «Дар» и представляет собой постраничный комментарий к тексту.
Роберт Сапольски «Биология добра и зла» (перевод Ю. Аболиной, Е. Наймарк, изд-во «Альпина нон-фикшн»)
Агрессия, лень, альтруизм, этика — откуда берутся истоки того поведения, что мы считаем достойным или осуждаемым? Очень издалека берутся — утверждает приматолог Роберт Сапольски. И доказывает это в своей новой книге.
Дэн Джонс «Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена» (перевод Н. Нарциссовой, изд-во «Альпина нон-фикшн»)
Романы Дюма и Дэна Брауна сделали тамплиеров модными ребятами, но нельзя сказать, чтобы пролили много света на историю этого могущественного рыцарского ордена. Книга Джонса — попытка поговорить о феномене тамплиеров без гнева и пристрастия (хотя он не избежал некоторой очарованности храмовниками) в широком историческом и культурном контексте.
Роберт Макки, Том Джерас «Сториномика» (перевод И. Евстигнеевой, изд-во «Альпина нон-фикшн»)
Хотите заинтересовать людей? Расскажите историю. Хотите им что-то продать? Расскажите историю. Автор «Истории на миллион долларов» Роберт Макки и его соавтор генеральный директор компании Skyword Том Джерас рассказывают о том, как искусство сочинять истории может пригодиться в современном мире инноваций.
Митио Каку «Будущее человечества: Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия» (перевод Н. Лисовой, изд-во «Альпина нон-фикшн»)
О необходимости осваивать пригодные для жизни миры за пределами Земли давно уже пишут не только фантасты, но и серьезные ученые и популяризаторы науки. Книга известного автора Митио Каку строит отнюдь не эфемерные прогнозы того, как мы будем покорять Вселенную — от колонизации Марса до встречи с иными цивилизациями.
Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский «Венедикт Ерофеев: посторонний» («Редакция Елены Шубиной»)
Авторы первой биографии Венедикта Ерофеева попытались, опираясь на документальные свидетельства, «отделить правду от мифов и нарисовать портрет человека, стремившегося к абсолютной свободе и в прозе, и в жизни». Биография Венедикта Ерофеева рассказана параллельно истории из жизни Венички, героя поэмы «Москва-Петушки». В книге представлены фотографии и материалы из личных архивов семьи и друзей Венедикта Ерофеева.
Кейтлин Даути «Уйти красиво» (перевод К. Дементьевой, изд-во «Бомбора»)
«Когда дым застилает глаза. Провокационные истории о своей любимой работе от сотрудника крематория» — первая книга Кейтлин Даути, главы похоронного бюро в Лос-Анджелесе, писателя и популярного YouTube-блогера, принесла своему автору приличную мировую славу. В новой книге она рассказывает о своих путешествиях по всему миру, ритуалах погребения и традициях прощания с усопшими, принятых у разных народов. Если праздник Диас де Лос Муэртос или парад Дня мертвых в Мехико до сих пор кажутся вам чем-то непривычным — тогда мы идем к вам.
Теодор Драйзер «Русский дневник» (изд-во «Бомбора»)
В первой трети ХХ века многие писатели с мировым именем приезжали с официальными визитами в молодое Советское государство и выпускали потом восхищенные книги. Среди них был и Теодор Драйзер. Правда реакция его была разной, совсем не восторженной. Он встретился с Сергеем Эйзенштейном, Константином Станиславским, Анастасом Микояном, Владимиром Маяковским и увидел не только то, что ему хотели показать.
Энди Мерифилд «Любитель. Искусство делать то, что любишь» (перевод А.Боровикова, Е.Изотова, изд-во Ad marginem)
Шарль Бодлер, Федор Достоевский, Ги Дебор, Ханна Арендт и Джейн Джекобс были... самоучками, непрофессионалами, которые доказали общественности, что любители тоже заслуживают внимания. Модная и скользкая тема: чем любитель отличается от профессионала, кто рискует, а кто просчитывает риски, кто расплачивается с аудиторией профессионализмом, а кто —чувствами.
Мария Степанова «Против нелюбви» (изд-во АСТ)
Александр Блок, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Григорий Дашевский, Сильвия Плат, Сьюзен Зонтаг, Донна Тартт — герои этого сборника. Поэт Мария Степанова после книги «Памяти памяти» доказала всем — она владеет искусством писать ту самую публицистику, которая читается как поэзия.