Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Трансграничный паралич

Институт Гайдара оценил рынок электронной торговли в России

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Российский рынок электронной торговли к 2024 году увеличится в 2,37 раза по сравнению с 2018 годом и составит 2,78 триллиона рублей, следует из прогноза Института экономической политики имени Егора Гайдара (документ имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Электронная торговля к этому моменту может занять 8,5 процента от оборота всего российского ритейла против 3,47 процента в 2017 году и 4,07 процента в 2018-м, говорится в исследовании. Прогноз института Гайдара консервативнее экспертных оценок других авторитетных экспертов.

Так, в банке Morgan Stanley предполагают, что российский рынок электронной коммерции к 2024 году достигнет 3,491 триллиона рублей, а по оценке основательницы школы электронной коммерции iWENGO Юлианы Гордон, рынок интернет-торговли вырастет минимум до 4,5 триллиона рублей. По прогнозу Ozon, объем рынка e-commerce может достичь 2,5–3 триллионов рублей уже в 2022 году. С чем связана сдержанность в оценках экспертов Института Гайдара, и как эти цифры коррелируются с объемами трансграничной торговли, в материале «Ленты.ру».

Как считали

Главная ценность исследования — данные по объемам трансграничной торговли: 262 миллиарда рублей в 2017 году и 316 миллиардов рублей в 2018. Прогнозные значения на 2019 могут составить 360-380 миллиардов рублей. Общие показатели объема электронной торговли в России: 1,0356 триллиона рублей в 2017 году и 1,172 триллиона рублей в 2018 году. При приросте от 13 до 19 процентов в год прогноз на 2019 год общего объема электронной торговли в России составит 1,32-1,39 триллиона рублей. Прогноз Института Гайдара подготовлен на основе сопоставления оценок различных экспертных организаций, в том числе компании Data Insight, Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), ЦБ РФ, Hermes Group, НАДТ и Euromonitor International. Важно отметить, что оценки эти сделал российский научно-исследовательский институт, а не аудиторы из «Большой четверки» (Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG).

Анализом рынка занимались многие экспертные институты, но исследования были непрозрачны и существенно завышали долю трансграничных продаж. Объемы рынка при этом отличались едва ли не на порядок. Абсолютные значения оборота в миллионах рублей кратно отличаются от среднего значения исследователей, специализирующихся на оценке объема рынка электронной торговли в России (разница ниже в 3,28 раза в 2014 году, в 2,99 раза — в 2015 году, в 2,82 раза — в 2016 году, в 2,62 раза — в 2017 году). Разница между оптимистичным прогнозом Morgan Stanley за 4 года и консервативной оценкой одного исследователя (НАДТ) составляет 3,98 раза. Data Insight дает очень близкие значения ежегодного прироста оборота рынка электронной торговли, начиная с 2015 года (плюс 25,3 процента в 2015 году, плюс 27,4 процента в 2016 году, плюс 20 процентов в 2017 году и плюс 21,3 процента в 2018), что порождает гипотезу о предзаданной ожидаемой динамике развития рынка после исходного «установочного исследования в 2013-2014 годах.

Лидером максимальных прогнозных значений в 2013 – 2014 годах являлось АКИТ, в 2015, 2016 и 2018 годах — Data Insight. В 2015, 2016, 2018 годах эксперты института Гайдара отмечают и созависимость показателей Euromonitor и АКИТ: в 2015 и 2016 году данные по объемам рынка электронной торговли Euromonitor (665 и 805 миллиардов рублей) и АКИТ (760 и 920 миллиардов рублей) отличаются ровно на 12,5 процента. С учетом этих фактов эксперты использовали в своих расчетах не только данные АКИТД, НАДТКАД и других источников исследователей, но и официальные сведения, в частности «данные "Почты России" по почтовым отправлениям», а средний чек посчитали, как среднее арифметическое между этими данными и данными «Почты». Ее статистика по объему посылок максимально близка к действительности, поскольку основной объем посылок формирует Китай с весомой долей AliExpress. Важной особенностью этого игрока является способность работать c «низкостоимостными» заказами (ниже 600 рублей).

По собственным данным «Почты России», в 2017 году через нее прошло 264 миллиона международных почтовых отправлений — на 26 процентов больше, чем годом ранее. Число международных посылок, обработанных «Почтой» по итогам трех кварталов 2018 года, составило 258,9 миллиона посылок, при этом доля Китая на этом рынке достигла 94 процентов. Темп роста составил 25 процентов к аналогичному показателю прошлого года. Таким образом, можно сделать прогноз по количеству посылок в 330 миллионов штук в 2018 году, а при среднем чеке в 564 рубля можно говорить о том, что через этот канал прошло не более 186 миллиардов рублей платежей.

Предположив, что существенная доля этого канала (как в платежах, так и в штуках) наполнена заказами с китайских торговых площадок, таких как AliExpress и Tmall, и учтя оценку их доли в GMV в маркетинговом канале (58,82 процента в среднем за период сентябрь 2017-го — январь 2018 года) можно оценить трансграничную торговлю в России в 262 миллиарда рублей в 2017 году и в 316 миллиардов рублей за 2018 год (плюс 25 процентов). При этом в Институте Гайдара отметили, что средние значения публичных оценок исследователей оказались завышены на 30 процентов по 2017 году, и в 3 раза — в случае с данными ЦБ РФ. Почему столь сильно разнятся данные исследователей?

Конфликт интересов

Единственным показателем из официальной государственной статистики, упоминающим продажи через интернет, является показатель «Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли» от Росстата. Но абсолютные значения оборота в миллионах рублей кратно отличаются от среднего значения исследователей, специализирующихся на оценке объема рынка электронной торговли в России. При этом ни одно из негосударственных исследовательских агентств не предоставляет доступ ни к исходным данным, ни к источникам, ни к описанию полной методики обработки исходных данных, обосновывая мотивы коммерческой тайной поставщиков исходных данных для целей агрегации. Сегодня крупные игроки на рынке электронной торговли, оперируя пулом данных фактически только по своей собственной деятельности, проводят экстраполяцию на весь рынок, и представляют свои оценки для всех остальных участников, нередко выдавая желаемое за действительное. Каждый действует в своих интересах, либо подогревая цифры, либо занижая их. Например, причина завышения показателей АКИТ может быть связана с необходимостью показать нарастающий объем трансграничной торговли, хотя бы для того, чтобы иметь возможность лоббировать более жесткие требования к регулированию и сохранить монополию российских игроков на большинстве рынков.

Так АКИТ предлагала ввести НДС с зарубежной интернет-торговли. Пусть частично, но ассоциация своего добилась: с 1 января 2019 года норма беспошлинного ввоза была снижена с 1000 до 500 долларов, а с 1 января 2010 года она составит всего 200 долларов. Еще одна инициатива, которую отстаивает АКИТ, но не eBay, — это запрет параллельного импорта (поставки товаров в страну без согласия производителей этих товаров: например, покупки iPhone в США по американским ценам и продажа их в России).

Еще одна причина, почему не считают правильно, — бездействие государства. На сегодняшний день органами власти не сформирован общий блок статистических показателей, который бы позволил характеризовать и анализировать рынок электронной торговли. В выводах исследования Института Гайдара говорится «о необходимости совершенствования сферы государственной статистики, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно и методически обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации об экономических процессах в Российской Федерации. (…) На сегодняшний день не сформирован общий блок статистических показателей, который бы позволил анализировать рынок электронной торговли». Для целей прогнозирования, планирования, оценок, полноценных исследований необходимо построение обобщенных моделей рынка электронной торговли с задействованием всего спектра источников.

Проблема для малых и средних

Развитие электронной торговли в России будет способствовать повышению доли малых и средних предприятий в ВВП России, считают авторы исследования. Рост рынка в 2,37 раза (до 2,78 триллиона рублей) — это очень хороший показатель. Об этом говорил и президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Он поставил задачу увеличить долю МСП в ВВП к 2024 году с 21 до 40 процентов.

Стратегия развития электронной торговли в РФ до 2025 года, подготовленная Минпромторгом также подразумевает, что к 2025 году доля электронной торговли в России достигнет 20 процентов в общем объеме торговли. При этом доля России на мировом рынке интернет-торговли должна составить к указанному периоду 10 процентов.

Минпромторг также ожидает, что к 2025 году не менее 70 процентов розничных магазинов будут использовать для продаж интернет-каналы. Количество интернет-продавцов, занятых в сфере электронной торговли РФ, должно составить не менее 100 тысяч. Все это, как правило, малые и средние предприятия или даже индивидуальные предприниматели.

Впрочем, темпы роста объемов трансграничной торговли могут замедлиться или даже остановиться. Дело в том, что вопрос о резком снижении беспошлинного порога на товары, приобретенные по каналам трансграничной электронной торговли, до сих пор обсуждается. Некоторые участники рынка и вовсе предлагают довести его до нуля, опираясь на оценки объема рынка трансграничной торговли Центрального Банка России, учитывающие, в том числе покупки россиянами услуг в иностранных интернет-магазинах (Booking.com и Airbnb.com). Поэтому данные ЦБ могут быть сильно завышены, что и показало исследование Института Гайдара. Было бы ошибочно опираться только на них в решении вопроса введения импортных пошлин на товары, приобретенные по каналам электронной торговли за границей.

Между тем обнуление беспошлинного порога неизбежно приведет к резкому снижению объемов трансграничных покупок, что в свою очередь негативно скажется на развитии инфраструктуры электронной коммерции и внутри страны. В частности, может быть заморожен совместный проект ВТБ и «Почты России» по созданию сети логистических центров за 35 миллиардов рублей. Минувшим летом гендиректор «Почты России» Николай Подгузов попросил вице-премьера Максима Акимова перенести снижение порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов.

По его словам, снижение беспошлинного порога в разных странах приводило к негативным результатам. Так, в Швеции в начале 2018 года отменили освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых товаров в электронной торговле. В итоге потребители стали намного чаще отказываться от заказанных онлайн товаров. Это привело не только к затовариванию складов в почтовых отделениях, но и к расходам шведского почтового оператора, обязанного покрывать стоимость возвратных отправлений. Схожие последствия зафиксировала и «Почта Беларуси». В 2017 году белорусский государственный почтовый оператор «Белпочта» не досчитался 2,1 миллиона долларов от входящих почтовых отправлений.

Учитывая, что объем рынка интернет-торговли зависит от числа вовлеченных покупателей в Интернете, которое в последние три года практически не изменяется, дальнейший рост электронной торговли возможен за счет увеличения количества заказов на одного онлайн-покупателя. А этого вряд ли можно добиться ужесточением таможенной политики и усилением налоговой нагрузки.