Поклонникам кинематографа Винни Джонс известен как актер, ставший героем нескольких культовых фильмов режиссера Гая Ричи, но до дебюта в кино британец был достаточно успешным футболистом, прославившимся грубым стилем игры, взрывным характером, пристрастием к алкоголю и рукоприкладству. Подробнее о спортивной карьере кинозвезды — в материале «Ленты.ру».
Из любителей в АПЛ
Трудно представить, но фактурный громила Джонс в подростковом возрасте был щуплым и невысоким, из-за чего его футбольная карьера могла и не начаться. Тренеры основной команды «Уотфорда» забраковали воспитанника академии клуба, посчитав, что во взрослом футболе без физической мощи делать нечего. Другие профессиональные английские клубы заинтересованности в юном игроке не выразили.
На некоторое время Джонс завязал с футболом. Работал на стройке, в супермаркете, даже хотел отправиться добровольцем на войну с Аргентиной за Фолклендские острова, но страсть к самой популярной игре с мячом все-таки взяла верх. В 1984 году молодой человек оказался в составе клуба «Вилдстоун» и даже добился с ним определенных успехов, выиграв любительские чемпионат и Кубок Англии.
Игра молодого футболиста приглянулась тренеру «Уимблдона» Дэйву Бассету. Но для начала он предложил Джонсу поиграть в третьем дивизионе чемпионата Швеции за клуб «Хольмсунд». Скандинавы нуждались в игроках со школой, Винни же, недолго думая, согласился.
«В "Хольмсунде" я понял, что быть профи чертовски приятно: 150 фунтов в неделю, классный домик с видом на море, казенное авто, возможность за счет клуба затариваться в супермаркете и спортивном магазине. Кроме того, для рыбалки мне предоставляли шикарную моторку!» — вспоминал футболист.
Уже на заре карьеры у Джонса завязались тесные взаимоотношения с алкоголем со всеми вытекающими: он любил зажечь в баре, устроить драку. От щуплого подростка не осталось и следа: Винни вымахал почти до 190 сантиметров, вырос в плечах и набрал мышечную массу. Его отличала жесткая манера игры, он хорошо действовал в отборе и уверенно чувствовал себя в борьбе на «втором этаже».
Бассет следил за успехами Джонса в Швеции и в 1986 году предложил ему вернуться в Англию, чтобы пройти просмотр в «Уимблдоне», который только-только завоевал путевку в премьер-лигу (на тот момент турнир назывался первым дивизионом). Винни пару раз забил в контрольных играх, поразил тренеров способностью далеко вбрасывать мяч из аута, и в итоге клуб и игрок ударили по рукам.
Добро пожаловать в банду
В «Уимблдоне» Винни Джонс оказался в своей тарелке. В команде были такие же, как и он, — любящие выпить и подраться парни из рабочих семей. Но на поле эти ребята грызли землю. Недостаток мастерства и технического оснащения с лихвой компенсировался жесткостью, которая часто и не всегда успешно граничила с жестокостью. В прессе «Уимблдон» быстро окрестили «бандой психов».
«Никому не нравилось выходить против нас. Да, мы были жесткими и как следует орудовали ногами, но мы были в этом хороши, и соперник не знал, что делать. Для нас это был единственный способ выжить в первом дивизионе. Я немало забивал в дебютном сезоне, это отвлекало публику от моей грязной игры», — вспоминал Джонс.
Винни быстро заслужил репутацию одного из самых отмороженных футболистов лиги и был награжден говорящим прозвищем Топор. Джонс прыгал в безумные подкаты, бил ногами лежащих на газоне соперников, а однажды во время матча схватил и крепко сжал гениталии Пола Гаскойна.
«Это было очень больно. Я порядочно боялся этой игры, ведь был новичком в большом футболе. Когда мы выходили на поле, я почувствовал тяжелое дыхание в затылок. "Привет, Винни", — все, что я смог пропищать», — вспоминал Гаскойн много лет спустя.
Английский футбол конца 1980-х — начала 1990-х был суров, и Винни со своими шалостями умудрялся избегать длительных дисквалификаций. Сейчас за один подкат в стиле Джонса футболист отправится отдыхать матчей на десять, в те же времена британские судьи охотно «давали побороться».
В 1988 году произошло историческое для «Уимблдона» событие — команда добралась до финала Кубка Англии. Накануне решающей встречи с «Ливерпулем» пресса устроила настоящую травлю лондонцев, считая клуб дебоширов и грубиянов недостойным победы в таком турнире.
«Представьте, сколько великих футболистов никогда не выигрывали этот трофей. Если победит "Уимблдон", в котором есть такие игроки, как Винни Джонс, это будет издевательством над футболом!» — написали в одной из газет.
Назло скептикам и ненавистникам трофей завоевал именно «Уимблдон». Победный мяч ударом головой на 37-й минуте забил Лоуренс Санчес. До сих пор это единственный трофей в истории клуба. Джонс принял в игре непосредственное участие, весь матч «отоваривая» по ногам несчастных мерсисайдцев.
Драки, пьянки, скандалы
В «Уимблдоне» устали от выходок Джонса на футбольном поле, которые часто карались красными карточками, и по окончании сезона-1988/1989 решили избавиться от защитника. Винни по году отыграл за «Лидс», «Шеффилд» и «Челси», но в 1992-м вернулся в родной «Уимблдон». На протяжении еще шести лет он наводил ужас на футболистов соперника, но громких побед лондонцы больше не одержали. Джонс же не переставал становиться героем всевозможных скандалов.
Помимо диких выходок на поле, Винни регулярно напивался и дрался в барах. Его неоднократно задерживали за вождение в пьяном виде. Однажды Джонс избил соседа в ходе спора о границах земельных участков. Топор мог бы легко разделить участь Александра Кокорина и Павла Мамаева, но всякий раз футболист «отскакивал» и отделывался штрафами или небольшим количеством часов общественных работ.
В свободное от пьянок и драк время Винни выходил на футбольное поле, где кошмарил соперников. В 1992 году ему удалось получить желтую карточку уже на третьей секунде матча. Сразу после стартового свистка Джонс двумя ногами прыгнул в несчастного Дэна Уайтхауза из «Шеффилда», который был так же далеко от мяча, как защитник от нахождения в здравом рассудке. Арбитр, видимо, побоялся разделить участь пострадавшего и решил ограничиться предупреждением.
В том же году Джонс прославился участием в скандальном документальном фильме о футболе. Винни вместе с несколькими другими отъявленными костоломами подробно рассказывал, как нужно играть, чтобы причинить сопернику максимальные страдания. За этот киношедевр игрок получил от Футбольной ассоциации солидный штраф в размере 20 тысяч евро.
Джонс всегда мечтал играть за сборную Англии, но из-за безбашенного характера и высокой конкуренции сделать ему этого так и не удалось. Однако Винни все же смог провести целых девять матчей на международном уровне — в составе национальной команды Уэльса. У футболиста нашлись валлийские корни по материнской линии, после чего игрок получил возможность показать свой бешеный нрав за пределами Туманного Альбиона.
«Я парень из неблагополучного района. Но только потому, что неблагополучным районом называли тот участок поля, где играл я», — говорил Джонс.
К концу девяностых футбольная карьера Топора неминуемо катилась к закату, после ухода из спорта пределом мечтаний Джонса наверняка стала бы работа вышибалой в клубе, но все изменил случай.
Как в кино
Начинающий британский режиссер Гай Ричи заметил харизматичного Джонса в одной из передач о футболе и «влюбился» в того с первого взгляда. На пробы футболист поехал прямо из полицейского участка, где оказался после очередной драки. «Я увидел Винни и сразу понял, что такой парень мне и нужен. Свирепый взгляд, жесткость. Настоящий гангстер. Если бы я встретил его в переулке, то решил бы, что он ограбит меня», — восхищался Ричи.
Низкобюджетная картина «Карты, деньги, два ствола» по всем законам должна была остаться малоизвестным артхаусным кино, но в итоге фильм стал культовым, прославив на весь мир и режиссера, и актеров. Винни даже не пришлось играть рэкетира Большого Криса, он просто делал то, что привык делать на протяжении всей футбольной карьеры. Наличие оружия только добавляло безбашенности образу футбольного отморозка.
За дебютной картиной последовали съемки в еще одном киношедевре Ричи — «Большой куш», участие в фильмах «Угнать за 60 секунд» и «Евротур». Одной из самых ярких стала роль Джонса в фильме «Костолом», где он сыграл футболиста, оказавшегося за решеткой. Всего в активе спортсмена набралось более полусотни работ в полнометражном кино и сериалах, его появление, пускай даже эпизодическое, добавляет изюминку в любой фильм.
Несмотря на многомиллионные заработки и всемирную известность, Винни до сих пор ностальгирует о спортивной карьере. Блеск софитов и красные ковровые дорожки никогда не заменят запаха свежескошенной травы, радости гола и кричащего от боли соперника.
«Ощущение от футбола нельзя воссоздать. Поэтому у многих игроков случаются срывы после завершения карьеры. Гольфом его не заменить. То, как мне подвернулась новая карьера, — замечательно. Но отдал бы все, лишь бы вновь бегать по полю в качестве игрока или тренера», — отмечает Джонс.
Новый сезон АПЛ стартовал 9 августа. «Ливерпуль» после двух туров чемпионата занимает первое место в турнирной таблице, имея в активе шесть очков. Компания Rambler Group, в структуру которой входит онлайн-кинотеатр Okko, приобрела права на показ матчей английского чемпионата на ближайшие три сезона. Специально созданную видеоредакцию Okko Спорт возглавляет комментатор Владимир Стогниенко.