В это трудно поверить, но Евгения Медведева и Этери Тутберидзе снова вместе. Утром 16 сентября пришла новость, что двукратная чемпионка мира по фигурному катанию вернулась к бывшему тренеру и уже провела первую за два с половиной года тренировку на катке «Хрустального». Еще несколько дней назад на контрольных прокатах по видеосвязи спортсменку сопровождал канадец Брайан Орсер — специалист, принявший ее после горького поражения на Олимпиаде в Пхенчхане от другой, более юной ученицы Тутберидзе Алины Загитовой. Было ощущение, что Орсер и Медведева — идеальный тандем, но... «Лента.ру» разбиралась, почему фигуристка решилась на столь неожиданные перемены, зачем это Тутберидзе и чего ждать от сотрудничества, у которого, как еще недавно казалось, совсем нет будущего.
«Мы слишком хорошо друг друга изучили»
Февраль 2018-го, Олимпийские игры, Пхенчхан. Медведева после близкого к идеальному прокату произвольной программы сидит в kiss and cry (место, где фигуристы и тренеры ожидают объявления оценок после выступления) в сопровождении Тутберидзе и Сергея Дудакова, еще одного тренера группы. Оценок пока нет, но она уже понимает, что проиграла: отрыв после короткой и более высокая техническая база гарантируют Загитовой золото. «Я сделала все, что смогла. Сделала максимум, это был мой максимум!» — повторяет Медведева в слезах. Тутберидзе остается непроницаемой: «Нет, это не так». Потом она расскажет, что после проката Женя обвинила ее в поражении: будто 15-летнюю Алину можно было оставить в юниорах еще на год и не пустить на Игры. Фигуристка эти слова опровергнет.
Тогда еще не было очевидно, что пути Медведевой и Тутберидзе разошлись. В первых интервью после Олимпиады спортсменка обещала, что они с тренером без всяких сомнений и дальше пойдут вместе. «Мы за эти 11 лет слишком хорошо друг друга изучили», — объясняла она. А еще говорила, что судейство было честным, что рада за Загитову, но сама сдаваться не собирается. Силе воли и сдержанности Медведевой тогда все приятно удивились.
Однако уже спустя несколько месяцев за совместное будущее спортсменки и тренера стало тревожно. У всех на глазах развивался их конфликт — судя по всему, совершенно неразрешимый. Медведева, которой все-таки стало невыносимо тесно на одном катке с Загитовой, отказалась выходить с Тутберидзе на связь. Не отвечала на сообщения, звонки, не появлялась на тренировках. 6 мая разошлась информация о переходе фигуристки из «Хрустального» в команду Брайана Орсера — пожалуй, лучшего иностранного специалиста в фигурном катании. А на следующий день спортсменка дала первый комментарий прессе. «Могу сказать точно: слухи иногда подтверждаются», — иронично заметила она.
«Хотелось бы, чтобы у нее хватило совести прийти с цветами»
Расставание получилось крайне болезненным, и особенно — для Тутберидзе, хотя ей к внезапным уходам учениц после Полины Шелепень и Юлии Липницкой не привыкать. Специалист тогда даже согласилась сразу на несколько телевизионных интервью — вот уж необычно для нее, «железной леди» и одного из самых необщительных тренеров в стране. «Мне бы хотелось, чтобы у нее хватило совести прийти и подарить цветы, сказать спасибо», — заметила тренер. И в этом ее поддержала большая часть болельщиков.
«Многие говорили, что я ужасный человек. Я не удивилась такой ненависти», — призналась позже спортсменка. Если это действительно так, и фигуристка была готова к волне критики, трудностям жизни в другой стране и болезненным попыткам найти себя там, значит, в группе Тутберидзе она действительно не могла больше оставаться. Уйти было оправданно, хотя и очень рискованно.
Орсер попытался перестроить в фигуристке все, да и сама она была просто одержима идеей поменяться. И ведь они вместе действительно многого смогли достичь. Уже то, что спортсменка стала работать с лучшими мировыми хореографами, немало ей дало. Медведева залечила травмы, какие было возможно, стала консультироваться с диетологом, больше времени проводить в тренажерном зале. Во всех интервью она говорила, что ей подходит система тренировок и вообще все нравится. «Думаю, что приняла правильное решение. Нет. Я уверена, что приняла правильное решение», — в таком духе фигуристка высказывалась не раз. А еще подчеркивала, что в «Хрустальный» ее не тянет. Да и странно это выглядело бы на фоне всеобщей истерии по поводу ее перехода.
Медведева 3.0
И вот теперь, когда, казалось бы, обратной дороги нет, Медведева неожиданно возвращается, вновь демонстрируя смелость. К счастью, на этот раз сменить тренера спортсменке удается без скандалов: с канадцем они, по ее словам, сохраняют дружеские отношения. В это, кстати, охотно верится — во время контрольных прокатов общение между ними было очень теплым и конструктивным, пускай и по видеосвязи. «Я благодарна Брайану за проделанную работу. Безумно благодарна ему за понимание. Он отнесся с одобрением к моему решению. Я рада, что все так получилось», — заявила фигуристка.
Кстати, Тутберидзе наблюдала за последними прокатами Медведевой в «Мегаспорте» у борта, а после крайне неудачной произвольной программы даже попыталась поддержать, поаплодировав. Обычно она не проявляет интереса к бывшим ученицам, особенно к тем, что уходили громко. Тогда-то и пошли разговоры: лед тронулся, тренер и фигуристка помирились. Только вот и представить было нельзя, какие вопросы станут актуальными уже спустя несколько дней.
Что не так было в Канаде?
Во-первых, до нее Медведева в последние полгода не могла доехать из-за пандемии коронавируса. К сезону она готовилась в Москве под присмотром заслуженного тренера СССР Татьяны Тарасовой, а с Орсером только созванивалась — вряд ли это было так удобно. Казалось, фигуристку гнетет эта вынужденное одиночество, хотя напрямую она об этом не говорила. Во-вторых, результата — такого, к которому Женя привыкла, то есть гарантированного места в сборной на международных стартах и стабильных призовых мест — Орсер ей дать не смог.
Виноват ли в чем-то Орсер?
Вряд ли. Если говорить о пандемии, то как раз он ее главный заложник: многие его ученики разбросаны по миру, например, двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю сейчас в Японии. К тому же Орсер позаботился, чтобы всем фигуристам его группы поставили программы. С Медведевой работали Джеффри Батл и Ше-Линн Бурн. Что до результатов — так он ничего и не обещал. Канадец всегда говорил, что ему нужно время. И, справедливости ради, его не терял. Все-таки бронза чемпионата мира-2019, пусть это и единственная награда фигуристки, если не брать этапы Гран-при, — его большая заслуга. Кроме того, Орсер многое улучшил в технике и поменял в психологии Медведевой. Он научил ее работать ради себя, а не потому, что надо, показал, как получать удовольствие от процесса. Фигуристка стала заметно лучше скользить и меньше нервничать.
Зачем Медведева Тутберидзе?
Перед началом сезона специалист осталась без двух потенциальных претенденток на участие в Олимпиаде: в академию Евгения Плющенко перешли Александра Трусова и Алена Косторная. Это стало большим ударом, а признание, возвращение Медведевой, пусть она и не способна всерьез с ними конкурировать, смягчит его. Кроме того, для Тутберидзе работа с 20-летней спортсменкой — вызов. Еще никогда она не приводила к победам столь взрослых фигуристок. Ну и последнее, человеческое. На это обратил внимание Александр Жулин: «Хорошо, что Этери Георгиевна на это пошла. Думаю, это единственный правильный путь для Евгении, потому что это тот тренер и тот ученик, которые должны работать вместе. Это будет шаг вперед».
Без громких обещаний. Просто работаем
Намерение спортсменки поддержали все отечественные эксперты. Так, Тарасова назвала это достойным решением двух великих женщин, хореограф Илья Авербух — самым разумным, что можно было сделать, а олимпийский чемпион и тренер Максим Траньков заявил: «Эта новость стала сюрпризом для всех. Но решение вполне логичное. Если выбирать из российских специалистов, то Тутберидзе — лучшая». Правда, пока по-настоящему внятную оценку произошедшему давать рано: даже после первого сезона работы итоги можно будет подвести лишь промежуточные. Ясно лишь, что сейчас сама Медведева полна сил и довольна возвращением, а в «Самбо-70» ей очень рады. Хореограф группы Тутберидзе Алексей Железняков на своей странице во «Вконтакте» написал: «Женю всегда любил и уважал, как родную дочь. Добро пожаловать назад в семью, к истокам».
***
Медведева уже провела первую тренировку в «Хрустальном». Это значит, что скоро именно Тутберидзе снова будет выводить фигуристку на лед и настраивать ее на прокат. Держать салфетницу и куртку, стоя у борта, кивать в такт музыке, а в kiss and cry ободряюще держать за плечо. Как в лучшие для Жени годы.
Скучали?