«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных знаменитым путешественникам, землепроходцам и первооткрывателям. В предыдущих материалах речь шла об офицере русского флота Витусе Беринге, адмирале Иване Крузенштерне, пожарном-велосипедисте Онисиме Панкратове и легендарном герое преданий и мифов Николае Миклухо-Маклае, советском геологе Татьяне Устиновой. Следующая героиня — Элис Хайлер Рэмси, 22-летняя автомобилистка, которая стала первой женщиной, совершившей трансконтинентальное путешествие по Америке. О том, как обычной домохозяйке практически в одиночку удалось пересечь всю страну от океана до океана на машине, — в материале «Ленты.ру».
Отделалась легким испугом
Искренняя страсть к автомобилям у Элис Рэмси началась с лютой ненависти — однажды мимо юной американки из городка Нью-Барбадос на жуткой для начала XX века скорости, около 50 километров в час, пронеслась машина и сильно испугала ее лошадь. Девушка пришла в ярость, однако ее муж Джон пришел к выводу, что лучший способ преодолеть такое раздражение — попробовать водить транспорт самостоятельно. К слову, отец девушки, торговец углем и капитан парохода Джон Хайлер, с гордостью поощрял интерес дочери к машинам.
Щедрый супруг-конгрессмен в 1908 году подарил своей 22-летней возлюбленной ярко-красный родстер Maxwell — он представлял собой аппарат с открытым кузовом без лобового стекла и дверей. Вождению Элис научилась всего за пару уроков — крутить руль и выжимать педали, поочередно ловко переключая передачи, будто бы было у нее в крови. За одно лето девушка исколесила все окрестности близ своего дома и проехала в общей сложности почти десять тысяч километров, в том числе по бездорожью — железный конь с пылким моторным сердцем внутри стал ее настоящей слабостью. Позднее в своих мемуарах Рэмси писала: «Хорошее вождение не сравнится даже с сексом. Это на порядок выше».
Четырехколесные путешествия настолько захватили Рэмси, что она внезапно решилась на участие в гонке на выносливость, которую в местечке под названием Монток в городе Ист-Хэмптон проводила Американская автомобильная ассоциация — американка стала одной из двух женщин, бросивших вызов 200-мильному маршруту, и, заработав достаточное количество баллов, заслуженно взяла бронзу. Конкурс стал для автомобилистки судьбоносным — именно там ее заметил Карл Келси, старший менеджер по продажам одного из ведущих на тот момент автопроизводителей Maxwell-Briscoe.
Фото: carsforgottenstories.com
Неукротимый энтузиазм Элис и ее явный талант к вождению привлекли внимание компании — в тот момент они занимались поиском идей и героев для рекламной кампании, которая бы доказала, что их продукт идеально подходит для поездок по Соединенным Штатам. Вдохновившись успехами Рэмси, руководство с гордостью заявило, что их автомобили настолько просты в управлении, что с ними может справиться любая женщина. Бренд впоследствии захотел сотрудничать с Элис — ей предложили захватывающее трансконтинентальное путешествие, на которое она дала согласие без раздумий.
Не разберешь, пока не повернешь
От Ворот ада к Золотым воротам — так звучал лозунг отчаянной домохозяйки и молодой матери Рэмси вместе с ее скромным экипажем из двух сестер мужа, Маргарет Этвуд и Нетти Пауэлл, и 16-летней подруги Эрмин Джанс. Условия акции были просты: при полной поддержке автопроизводителя в виде финансовых средств и запчастей по мере необходимости девушки должны были преодолеть расстояние в шесть тысяч километров от Нью-Йорка до Сан-Франциско на зеленом четырехцилиндровом Maxwell DA, мощность которого составляла 30 лошадиных сил — старт туру был дан 9 июня 1909 года.
Фото: National Automotive History Collection / Detroit Public Library
Одетые в шляпы и очки, в специальных накидках, защищавших длинные платья от дорожной грязи, они останавливались в отелях, ели в ресторанах, устраивали пикники на обочинах и по пути покупали все, что было доступно, в небольших магазинах. Асфальтированным был лишь крошечный участок громадного пути, по которому шла группа.
К слову, кроме Элис никто из членов команды водить автомобиль не умел, равно как и ориентироваться по местности: дорожных карт у путешественниц не было, и они вынужденно пользовались путеводителем с пошаговыми инструкциями, помогающими водителям хотя бы примерно понимать, как добраться из одного города в другой по необозначенным дорогам.
Иногда экипажу и вовсе приходилось включать интуицию и уповать на удачу: оказавшись в затруднительном положении и окончательно заблудившись, женщины, к примеру, ориентировались по телеграфным столбам и следовали в ту сторону, с которой было подключено большее количество проводов, надеясь, что этот путь непременно приведет их к населенному пункту. При этом рекордная скорость, которую удавалось развить скромному Maxwell DA, составляла не более 70 километров в час.
Рэмси предстояло проявить себя истинной автомобилисткой: за время поездки она самостоятельно сменила 11 шин, чистила свечи зажигания, ремонтировала сломанную педаль тормоза и однажды даже спала в машине, застрявшей в дорожной грязи. Трансконтинентальный тур осложняли отвратительные погодные условия и массовое отсутствие дорожного покрытия как такового. Вдобавок нередко приходилось проявлять чудеса изобретательности: к примеру, однажды девушки носили воду из придорожных канав для охлаждения перегревшегося радиатора при помощи держателей для зубных щеток.
Фото: National Automotive History Collection / Detroit Public Library
Сумасшедших приключений на их долю выпало немало. Однажды в Неваде путешественницы оказались окружены группой индейских охотников, вооруженных луками и стрелами, которые до смерти напугали их своим воинственным видом, пока не рассказали, что всего лишь охотятся на зайцев.
В другой раз американки едва ли не стали участницами разыскных мероприятий в штате Небраска, где активно велась слежка за опаснейшим серийным убийцей — тогда полицейский отряд вдруг ни с того ни с сего начал обыскивать транспортное средство, и девушкам с трудом удалось убедить стражей порядка, что они не имеют никакого отношения к преступлениям. А на западе страны, в Вайоминге, они столкнулись с полчищами клопов в одном из местных отелей. Несмотря ни на что, Элис и ее спутницы не сдавались.
Эхо славы
Толпы восторженных людей с трепетом собрались около отеля St. James's в Сан-Франциско — так «красоток-автомобилисток», как их прозвали в местных газетах, спустя 59 дней после старта встречали на другом конце континента (некоторые особо ярые поклонники специально проделали долгий путь из других штатов, чтобы вживую увидеть кумиров). Рэмси объявили первой во всем мире женщиной, переехавшей всю страну поперек, от одного океана к другому — мужчина же совершил аналогичное приключение всего на шесть лет раньше.
Одержимость автомобилями и вождением сопровождала Рэмси всю ее жизнь — даже войдя в историю, она продолжила пускаться в заезды, хоть и огласке ее путешествия предавались все меньше. Еще как минимум 30 раз она совершала крупные выезды по пересеченной местности, в том числе осмелилась взяться за крутые перевалы в Швейцарских Альпах и была полна решимости одолеть самый крутой из них, если бы ее на старости лет не остановили врачи, напомнившие об установленном в организме кардиостимуляторе. К слову, в одной из поездок уже бабушку Элис сопровождал ее внук, которого она на всю жизнь вдохновила своей смелостью и непоколебимой решимостью.
Старость автомобилистка встречала в окружении семьи и близких — растила сына и дочь, тесно общалась с писательницей Элизабет Эллиот и даже сама написала книгу, детально рассказав в ней о главном трансконтинентальном путешествии своей жизни, и дожила до 96 лет. Почти через два десятка лет после смерти, в 2000 году, Рэмси стала первой женщиной, имя которой занесли в Зал автомобильной славы. Впоследствии она также официально стала женщиной-автомобилисткой века.
Изображение: страница Newspapers.com на Facebook
Спустя сотню лет легендарный заезд Рэмси был повторен — по уже вполне известному маршруту и на абсолютно идентичном Maxwell DA 1909 года отправилась Эмили Андерсон в компании штурмана Кристи Катании. Учитывая, что за целый век условия передвижения между штатами изменились — по крайней мере, появилось твердое покрытие, стоянки и другие удобства, — водительнице потребовался лишь 31 день, чтобы достичь финиша.
Андерсон вспоминала, что однажды в поездке услышала, как кто-то на улице выкрикнул, восхищаясь старинным авто: «Еще и девушка за рулем!» Американка заметила, что была счастлива повторить подвиг женщины, которая не просто развеяла миф о том, что представительницы слабого пола не способны умело водить автомобиль и следить за его состоянием, — а напрочь его разрушила.