Федор Савинцев занимается профессиональной репортажной фотографией около 20 лет. Однако в последние годы его внимание все больше и больше привлекают обычные, казалось бы, дачные домики, разбросанные по всей Архангельской области. О том, кому они нужны, Федор рассказал «Ленте.ру».
Я — москвич, хотя в силу своей профессии репортера и документального фотографа постоянно курсирую из региона в регион. В прошлом году, например, я много времени провел в Питере. Я снимаю очень много лет, причем на самые разные темы, однако вот уже несколько лет, точнее, два года, мой основной проект связан с архитектурой. Этот мир был для меня совершенно нов, но уже успел стать родным.
Я называю этот проект «6 соток». И в его рамках я снимаю северные домики в различных СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество — прим. «Ленты.ру»).
Как все началось? Я поехал в очередную командировку на Север, в Архангельск, и начал прочесывать садовые товарищества на предмет чего-то необычного. И нашел там буквально архитектурный клад. Хотя… нет, все началось раньше! Еще в 2009-м в Архангельской области с борта вертолета я сделал снимок, который так и назвал: «6 соток». На нем было видно классическое для всей территории нашей страны СНТ, вот только структура его была такова, что все дома там были развернуты в одну сторону. Кроме того, все они были там очень яркими. Этот снимок был очень популярен, он выставлялся в галереях, продавался неплохими тиражами. Но прошло около 10 лет, и я вдруг подумал, что было бы здорово разобраться, что это вообще за поселок такой. И поехал с этой целью в Архангельск.
После долгих поисков я наконец нашел нужное мне место, поехал туда и... обомлел, потому что там оказался буквально кладезь невероятно красивых домов, сделанных из фанеры и досок, то есть всего того, что можно было достать. При этом все они смотрелись невероятно целостно и органично. И я решил снять их все, чтобы задокументировать, сохранить хотя бы так. А следом начал снимать дома в других северных СНТ.
Из записей Федора Савинцева:
«Пришел ренессанс эзопова языка. Так вот, когда за домом следит хозяин, то дом, семья, двор и все вокруг расцветает, живет и радует, но когда хозяин перестает следить или хозяйка неряшлива, то в доме заводятся насекомые и прочие вредители. Но ведь все просто — нужно следить за своим домом, поддерживать чистоту и детям прививать семейные ценности. Вот тогда не будет возникать ситуации, когда домом завладевают вредители. Вот красавчик со своим «сынишкой», всегда, когда вижу эту фотографию, то радуюсь: от цвета, от формы, от деталей».
Из записей Федора Савинцева:
«Именно внутренняя свобода, начитанность, культура позволяли людям того времени создавать такое. Это воплощенные детские рисунки. Считаю важным отметить тот факт, что раздавали эти малюсенькие участки в прямом смысле на болотах, и чтобы построить хоть какой-нибудь дом, нужно было вначале осушать участки, рыть дренажные траншеи и т.д и т.п.
И вот люди после работы, на выходных приезжали и обрабатывали землю, а уж затем, сидя в квартирах, придумывали идеи для своих малюток. Понимаете, звездное небо!!! Корабли! Полярная звезда!»
Нет, красивые дома находились далеко не везде. Но те, что находились, иногда были настоящими шедеврами и памятниками эпохи. С чем это связано? Думаю, с тем, что у людей не было денег на перестройку своих домов, на то, чтобы обшить их сайдингом, вот они и использовали то, что оказывалось под рукой.
Из записей Федора Савинцева:
«Терем-теремок, собранный из фанеры и обрезков. Я когда находил этих гавриков, то улыбка до ушей была, очень похоже было на грибалку (грибы собирать) — смотришь, на горизонте что-то необычное, подбегаешь, а там все в сохране, все детальки того времени. Поверьте мне, таких домов больше нигде в мире нет!!!»
Удивительно, кстати, что мои попытки снять что-то подобное где-то в Подмосковье или в других областях показали, что такой концентрации интересующих меня домов, как в Архангельской области, нет больше нигде.
Из записей Федора Савинцева:
«Эти домики для меня как детские рисунки — чистая фантазия. Нужно осознать, что такого больше не будет. Мне пару постов назад писали, что, мол, сейчас время утилитарного минимализма, но для меня загадка, почему совершенно не интересно ходить и рассматривать современные шедевры архитектуры загородных домов. Когда общался с хозяевами этих маленьких "монпансье", то один дедушка рассказывал, как ходил по поселку и смотрел, что строят, и хотел сделать так же красиво — было желание и стремление к творчеству».
На своей странице в Instagram я очень редко публикую фотографии самого себя, поэтому многие мои подписчики думают, что я — человек пожилой. Ну, а как, на их взгляд, иначе, если меня интересует подобная архитектура! Но — нет. Мне 38 лет. И причина моей любви к дачным домикам совсем не в ностальгии. Они интересуют меня исключительно в плане визуальной эстетики,которая как раз и позволяет окунуться в ностальгию, потому что в той или иной степени связана с историей нашей страны. Точно так же, кстати, как и советские дачи, хоть они и обладают эстетикой совершенно иной. Они — этакий интеллигентский рафинированный рай, ставший героем другого моего проекта.
Из записей Федора Савинцева:
«Это еще один представитель зеленых. Среди сотен домов, укутанных в современные оправдания, такие "ребята" видны очень хорошо, стоят одиноко, доживают свой век, но доживают гордо. Я в сторис показал, как можно обезличить любой дом, но также даю намеки, как можно свой дом индивидуализировать. Сейчас сложность даже не в том, что на строительство нужны немалые деньги, а в том, что строить практически некому — настоящие мастера растворились, а бригады с руками нарасхват, но при желании все воплощается, просто нужно представить себе, что ты хочешь».
Я всегда стараюсь пообщаться с хозяевами, попасть внутрь их домов, узнать их историю. Но люди, конечно, реагируют на это очень по-разному. Особенно сейчас, во время всеобщей дистанцированности. С советскими дачами это еще хоть как-то возможно. А вот с дачными домами в Архангельской области ситуация усугубляется тем, что, скажем, в зимний период они стоят пустые, будто застывшие. И вокруг снег. Вот буквально по пояс, а то и выше. И я в специальных снегоступах иду по нему.
Из записей Федора Савинцева:
«Строилась вся эта красота на пустом месте, на болотах. Люди сами осушали участки, завозили землю, укрепляли, а потом возводили свои домики. Материал доставался с трудом, в основном фундамент состоял из шпал, обшивку делали из материала с остатков пилорам. Кто что мог достать, то и доставал, а затем строили. Я пока только на подходе к пониманию, откуда люди доставали такие цвета для покраски фасадов. Кто-то говорит, что краску доставали у флота. Но пока информация неподтвержденная».
Еще скажу: люди в северных дачных поселках просто не понимают, чем они владеют! Поэтому с каждым годом все эти их дома уходят и уходят. Уходят под натиском дешевых строительных материалов… Так что да, суть моего проекта в том, чтобы сказать: «Посмотрите вокруг и вы увидите, как, несмотря на отсутствие нормальных материалов, люди создавала красоту. А сейчас, обладая куда большими возможностями, мы как будто утратили вкус!» Мне кажется, в эти СНТ вообще нужно водить экскурсии. Но для собственников все это — всего лишь сарай, старье, которое нужно зашить сайдингом.