Суши весла Трагедия на «Пелле» обнажила проблемы судостроительной отрасли

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Чрезвычайное происшествие на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области, в результате которого погибло два человека, выявило кризис всей отрасли. Во-первых, российские корабелы, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые суда, оказались не готовы к росту числа заказов. Во-вторых, регулярный срыв графика сдачи новых судов верфями влечет колоссальные финансовые потери для заказчиков, как правило, находящихся под долговой нагрузкой. В-третьих, можно констатировать отсутствие в России нормальной ремонтной базы даже для существующего рыболовного флота. О том, как трагедия на «Пелле» обнажила проблемы рыбной отрасли, — в материале «Ленты.ру».

Трагедия на заводе «Пелла» произошла 30 марта. Стоявший у причала 61-метровый морозильный траулер «Скорпион» водоизмещением почти три тысячи тонн завалился на бок при испытаниях на крен. Судно находится в процессе достройки. Два человек получили травмы, двое рабочих погибли. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 216 УК — «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ».

Без судна и квот

Траулер «Скорпион» строился для мурманских рыболовов из группы компаний «ФЭСТ». Судно было заложено в конце 2017 года по программе выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы. Другое название программы — «Квоты под киль». На воду судно спустили в июле 2019 года. На торжественной церемонии лично присутствовал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Передача траулера заказчику была запланирована на третий квартал 2020 года, но корабелы не справились с установленным сроком, и ввод судна в эксплуатацию перенесли на середину 2021 года.

Группа «ФЭСТ» объединяет российские рыболовные компании «Феникс», «Эридан», «Стрелец», «Таурус» и выпускает продукцию под брендами Eurofish и «Рыбное меню». Флот этих компаний ведет промысел в Баренцевом и Норвежском морях. В «ФЭСТ» уже заявили, что откажутся принимать судно. Морская вода могла повредить оборудование, уже установленное на «Скорпионе» и стоящее не один десяток миллионов рублей, да и моряки-рыболовы вряд ли захотят ходить на судне, где погибли люди.

Фото: ТГД

Траулер «Скорпион» — первое из двух судов, строящихся на заводе «Пелла» по заказу мурманской «ФЭСТ» по программе «Квоты под киль». Стоимость каждого — 33 миллиона евро, общий объем инвестиционного проекта — 66 миллионов евро. Объем предоставленного «Альфа-Банком» финансирования — 47 миллионов евро. Этот кредит необходимо возвращать, но компания осталась и без траулера, и без квот на вылов, под которые выделялись деньги на проектирование и строительство новых судов. Точную сумму убытков в «ФЭСТ» не раскрывают, но речь может идти о десятках миллионов долларов. И дело не только в убытках. Неспособность кораблестроителей сдать суда в срок угрожает еще и человеческим жизням.

Тотальное отставание

В критической ситуации по вине корабелов оказалась не только «ФЭСТ», а практически все рыбопромышленные компании. Глава Росрыболовства Илья Шестаков еще в октябре прошлого года докладывал Владимиру Путину, что по программам господдержки заявлено строительство 107 рыбопромышленных судов: в рамках инвестиционных квот («Квоты под киль») будет построено 56 судов, в рамках проведения аукциона по крабам — еще 35 краболовных судов. Остальные суда будут построены по программе поддержки Минпромторга, которая предусматривает компенсацию 30 процентов затрат на строительство. «К сожалению, есть определенные проблемы, связанные со сроками строительства», — отмечал тогда глава Росрыболовства.

Фото: 47News

По данным этого ведомства, российские судостроительные заводы набрали более полусотни заказов (53 договора под строительство рыбопромысловых судов) на сумму в 171 миллиард рублей, но не справляются с ними. За три года действия госпрограммы «Квоты под киль» из 53 судов только 5 переданы заказчику, 11 спущены на воду. По словам Ильи Шестакова, сроки задержек составляют от полугода до двух лет.

На судостроительном заводе «Пелла», по информации «Комсомольской правды», сейчас строятся сразу шесть рыболовецких судов (включая «Скорпион»), больше портфель заказов только у компании «Северная верфь» — десять судов, и из них спущены на воду пока всего два. Согласно материалам, подготовленным к заседанию правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, которое в начале февраля провела вице-премьер Виктория Абрамченко, в реализации программы «Квоты под киль» участвуют также Выборгский судостроительный завод (одно судно построено, пять — в процессе), «Адмиралтейские верфи» (три судна на стадии строительства), ССЗ «Вымпел» (одно построенное судно).

Наиболее успешной следует признать работу калининградского судостроительного завода «Янтарь», который уже передал заказчику (камчатскому Рыболовецкому колхозу имени Ленина) три 50-метровых сейнера и строит еще два; один из них уже спущен на воду. Но и тут не обошлось без корректировок графиков строительства: изначально предполагалось, что серия будет сдана в 2018-м — начале 2019 года, но в итоге головной траулер «Ленинец» был сдан только в августе 2019 года, «Командор» — в декабре 2019 года, третий траулер «Ударник» — летом 2020 года.

Фото: @pellashipyard

Береговая линия

Пытаясь восстановить российскую судостроительную отрасль и рыболовный флот и столкнувшись с массой нерешенных проблем на верфях, чиновники упускают еще одну нерешенную задачу: отсутствие в России судоремонтных мощностей. Даже новые суда необходимо регулярно обслуживать, а делать это негде. Так, по данным комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, в 2018 году специализированная судоремонтная база рыбохозяйственного комплекса была представлена всего 30 предприятиями, которые фактически способны обеспечить не более 15 процентов потребностей рыбопромышленных предприятий в судоремонте.

При этом лишь 18 заводов можно отнести к крупным и средним предприятиям: 10 из них сосредоточены на Дальнем Востоке, на Северном и Южном бассейнах — всего по два, на Западном — один, оставшиеся три — на Каспии. Как отмечает «Комсомольская правда», около 80 процентов основных фондов судоремонтных предприятий устарели физически и морально, смогут ли они работать с новыми судами — большой вопрос.

Фото: Андрей Станавов / РИА Новости

В подобной непростой ситуации, может быть, имеет смысл обратить внимание на береговую инфраструктуру рыбной отрасли. Государство выделяет квоты и под строительство новых заводов, и, в отличие от судов, перерабатывающие мощности на суше возводятся без задержек. Так, за последние три года, по данным Росрыболовства, было заключено 25 договоров под строительство новых рыбоперерабатывающих заводов (14 — на Дальнем Востоке и 11 — на Севере) стоимостью 21 миллиард рублей. Из них сдано в эксплуатацию уже 21 предприятие.

Да и современных перерабатывающих и морозильных мощностей у нас в стране не хватает, особенно после введения ограничений на ввоз рыбной продукции в китайские порты. Возможно, это будет учтено при утверждении концепции второго этапа программы инвестиционных квот, которая уже анонсирована правительством и Росрыболовством.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше