«Наша цель — объединение нации» Почему в Казахстане решили оправдать пособников нацистов и обвинить Россию в геноциде?

Бойцы Туркестанского легиона во Франции. Октябрь-ноябрь 1943 г.

Бойцы Туркестанского легиона во Франции. Октябрь-ноябрь 1943 г. . Фото: Cassowary Colorizations / flickr.com

В Казахстане вновь приобретает актуальность тема сталинских репрессий. Специальная комиссия, созданная в мае указом президента Касыма-Жомарта Токаева, обсуждает очередной этап реабилитации жертв политических репрессий, в числе которых оказались пособники нацистов из Туркестанского легиона. На этом фоне казахстанские политики вновь вспомнили массовый голод 1930-х годов и предложили возложить ответственность за него на Россию. Темы реабилитации и голодомора в Казахстане рассматривают как способ укрепления суверенитета и восстановления исторической справедливости. Новая история должна стать основой для государственной идеологии, а ее критикам уже пригрозили уголовной ответственностью. О том, кто и зачем решил пересмотреть историю Казахстана, — в материале «Ленты.ру».

Новый импульс

Планы Комиссии по реабилитации жертв репрессий стали достоянием общественности накануне первого заседания. О них рассказал депутат парламента Берик Абдыгалиулы. Он дал большое интервью, которое было опубликовано на казахском и русском языках государственным агентством «Казинформ», что позволяет считать его как минимум официальной позицией части политической элиты страны. Из этого интервью напрашивается вывод: похоже, комиссия будет заниматься не столько исправлением судебных ошибок, сколько переписыванием истории.

Например, среди тех, кто был обвинен по статье «бандитизм», остались нереабилитированные. В действительности они же не были бандитами... Они убивали «красных»

депутат парламента Казахстана Берик Абдыгалиулы

По словам Абдыгалиулы, ведомство займется пересмотром приговоров, вынесенных членам антисоветских бандформирований, причастных к убийствам представителей местной власти и красноармейцев, а также пособникам нацистов, вступивших во время Второй мировой войны в немецкий Туркестанский легион. Помимо реабилитации юридической, планируется также реабилитация «политическая» для отдельных фигур.

Например, для умершего во время войны идеолога Туркестанского легиона Мустафы Шокая. «И если завтра кто-то начнет писать, что "Мустафа Шокай — предатель", мы его за это привлечем к ответственности...», — грозит чиновник. Та же ответственность ждет тех, кто отрицает факт голода 1930-х годов или вздумает порочить алашординцев — идеологов существовавшего в годы Гражданской войны самопровозглашенного казахского национально-территориального образования.

Солдаты Туркестанского легиона в Нормандии, 1943 год

Солдаты Туркестанского легиона в Нормандии, 1943 год

Фото: Karl Müller / Федеральный архив Германии

Стоит отметить, что попытки встроить тему голода в национальную политику в Казахстане идут давно. Эту кампанию долгое время вела команда американского «Фонда Сороса». Активные участники его проектов выпустили ряд книг и пропагандистских фильмов, таких как «Зулмат» (Жанболот Мамай) и «Откочевники мертвой степи» (Досым Сатпаев).

В ответ спикер казахстанского парламента Маулен Ашимбаев призывал «не политизировать голод» и называл его «страшным гуманитарным бедствием для всех стран бывшего Союза», чем, казалось бы, закрыл дискуссию. Но официальная Комиссия по реабилитации теперь снова рассматривает голод как часть «репрессий» и не исключает принятие резолюции о «геноциде». А ведь именно с таких деклараций начиналась русофобская кампания на Украине.

В 2020 году парламентская партия «Ак жол» выступила с требованием признать голод 1930-х «организованным тоталитарной властью большевиков» «геноцидом нашего народа»

Причем в Комиссии открыто говорят, что создают новую идеологию вокруг антироссийских обвинений. «Всех, кто пострадал в царское время, при коммунистической власти, нужно считать жертвами (...). Мы должны помнить пострадавших в борьбе за независимость, это наш долг перед предками. Главная наша цель — объединение нации (...). Например, возьмем такой вопрос, как холокост. Весь Израиль в один день погружается в траур, вспоминает погибших. Так происходит консолидация нации», — заявил Абдыгалиулы.

Высшее руководство Казахстана пока не высказывалось публично об этих планах. Но позицию Абдыгалиулы разделяют многие члены комиссии, они охотно рассуждают о «российском колониализме», с которым призывают порвать.

Необходимая плата

«Туркестанским легионом» принято называть группу батальонов 1-го Восточно-мусульманского полка СС, куда немцы вербовали предателей из числа тюркских народностей. Их использовали преимущественно при охране тыла и для карательных акций на оккупированных территориях Белоруссии и Польши. Последний раз полк был задействован при подавлении Варшавского восстания. Приговором Нюрнбергского трибунала формирования СС, включая туркестанские части, были признаны преступными организациями.

Казахстанские националисты утверждают, что в СССР репрессировали за участие в легионе практически всех казахов, прошедших немецкий плен. Но это лишь повторение пропагандистских штампов холодной войны. В действительности за сотрудничество с врагом в рамках «Легиона» и смежного с ним «Туркестанского комитета» перед судом предстали 49 человек, осужденные на Алматинском процессе 1947 года.

.

Солдаты Туркестанского легиона

.. Фото: Karl Müller / Федеральный архив Германии

Вопреки стереотипам, СССР не проводил массовые репрессии против коллаборационистов. Сейчас историкам хорошо известна директива НКВД 494/94 от 1943 года, которая предписывала подвергать аресту и суду только тех, кто активно сотрудничал с врагом, занимал высокие посты в своих формированиях или участвовал в военных преступлениях. «Решение, принятое Кремлем по коллаборационистам, сегодня может показаться невероятным… На самом деле директива 494/94 носила вполне обоснованный характер и исходила из вынужденного для многих коллаборационистов сотрудничества с немцами», — пишет историк Александр Дюков.

Казахстанцам, как и прочим советским военнопленным, в немецких лагерях угрожали голод, издевательства и казни. И об этом прекрасно знали организаторы «Легиона», включая упомянутого выше Мустафу Шокая, в прошлом лидера националистического движения «Алаш-Орда». Он лично наблюдал расправы нацистов над казахами и узбеками в концлагере Дебиц, но считал их необходимой «платой» за борьбу с СССР.

1
из 100

бывших бойцов, служивших в «восточных легионах» рейха, попадал под арест после возвращения в СССР (из книги «Великая оболганная война-2»)

«Военнопленные туркестанцы являются, по нашему мнению, весьма важным капиталом в руках Германии, — писал он в личном письме одному из соратников. — Сама судьба передала ей много тысяч туркестанцев… Да, у нас нет другого пути, кроме пути антибольшевистского, кроме желания победы над советской Россией и большевизмом. Путь этот, помимо нашей воли, проложен из Германии. И он усеян трупами расстреливаемых в Дебице… Но мы все же должны продолжать выполнение нашей задачи, не сворачивая».

Важной функцией коллаборационистских формирований была пропаганда, подготовка листовок, убеждающих красноармейцев-казахов сдаваться в плен и попадать в лагеря смерти. Но Шокая это не беспокоило. Как и не беспокоит некоторых казахских чиновников, которые добиваются его «политической реабилитации» и уже поставили ему памятник в Кызыл-Орде.

«Резать всех русских»

История Туркестанского легиона — важный, но не единственный эпизод, на котором казахстанские политики собираются формировать новую историческую правду. В 1920-1930-е годы Казахстан стал ареной политической борьбы между новым советским государством и местными феодальными элитами, классом так называемых баев, сформировавшимся незадолго до Революции. Это были традиционные общинные лидеры, которые превратились в крупных собственников скота и земли. Они эксплуатировали своих соплеменников и создавали буфер между ними и союзным центром, захватывая местное самоуправление и пользуясь неграмотностью большинства казахов.

Свои действия, какими бы они ни были антинародными, объясняли новыми порядками, введенными русскими начальниками в степи

казахский военный и писатель Бауыржан Момышулы

Изначально баи адаптировались к советской власти с помощью подкупа и ввода своих родственников в партийное и советское руководство, которое подчинили себе во многих местах. Но Москва начала выстраивать жесткую вертикаль власти и напрямую работать с населением всех национальностей, что вызвало протест байства. Таким образом, коллективизация в Казахстане, которая, как считается, и стала одной из главных причин массового голода, была следствием вооруженного сопротивления старых элит.

Например, Иргизское восстание 1930 года местные баи начали готовить еще в 1926-м, агитируя население против власти и обещая ее скорое падение. Баи опирались на подконтрольные вооруженные группировки «джигитов», раньше выполнявшие при них функции охраны и коллекторов, а теперь ставшие ядром вооруженных банд. В Казахстане за три года прошло 372 вооруженных выступления, причем это были отнюдь не мирные протесты, а подготовленные мятежи.

Закрытая сводка Объединенного государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ) об одном из выступлений 1930 года, в ходе которого погибли более 400 человек, гласит: «Выступление сопровождалось вооруженным налетом на ряд аулов Сузакского района и временным захватом районного центра Сузак. Выступлением руководил авторитетный бай, бывший волуправитель, объявивший себя ханом. Подготовка к выступлению велась в продолжение трех месяцев, предусматривалась мобилизация населения от 18 до 35 лет, изготовлялось оружие и боеприпасы в специальных мастерских. В выступлении принимали участие около 1000 человек… Повстанцы призывали к "священной войне" против советской власти и коммунистов».

Наравне с этим боевики вели индивидуальный террор против сочувствующих советской власти. Вот еще примеры из сводок, напоминающие современные репортажи о терактах в горячих точках: «В Куня-Ургенчском районе шайка Шалтай-батыра произвела налет на аулсовет № 5, вырезала семью предРИКа, убила секретаря аулсовета и трех дехкан»; «В ауле № 12 Еркенчилинского района баями убит учитель на почве хлебозаготовок. В селе Каширинском Сталинского района в окно дома активиста, члена комсода, он же организатор колхоза и селькор, брошена граната, тяжело ранившая его жену и легко его самого»; «Ханом Кожбаном был отдан приказ — резать всех русских на территории Кара-Кум».

Один из казахских отрядов басмачей, 1920-е годы

Один из казахских отрядов басмачей, 1920-е годы

Фото: Public domain / Журнал «Оружие»

Реакция властей на эту вольницу экстремизма была достаточно сдержанной. По сводкам ОГПУ, в 1929-1932 годах в стране было арестовано госбезопасностью около 14 тысяч этнических казахов, причем среди причин ареста велика доля неполитических дел — спекуляция, взятки, контрабанда. Приговоры судов также были менее жесткими, чем можно ожидать. В 1932 году 22 процента подсудимых освобождались республиканским судом, 22,3 процента приговаривались к заключению, а смертный приговор получали лишь 1,5 процента осужденных. Прочие передавались для доследования по чисто уголовным делам в милицию и прокуратуру или получили наказание без лишения свободы.

Казахский джут

Трагический голод в Казахстане 1932-1933 годов не был уникальным явлением. Джуты — природные условия, вызывающие массовый падеж скота и голод — наблюдались на этой территории каждые несколько лет. «Великие джуты», при которых гибло от 50 процентов скота, были зафиксированы 1903, 1911-1912, 1927 годах. Локальные джуты районного и областного масштаба происходят часто и до сих пор. Последний, кстати, наблюдался летом 2020 года из-за засухи в казахском Мангистау.

Катастрофу 1932-33 годов усугубили проблемы с урожаем растений по всему СССР, эпидемия спорыньи, головни и насекомых-вредителей. Причем нехватка продуктов ударила в те же годы по Западу, США, Чехии, Румынии и Испании, где прошли многочисленные «голодные марши»

Крайне негативную роль в трагедии 1932-1933 годов в Средней Азии играла байская оппозиция, захватывавшая контроль на местах. Она расхищала продовольствие в голодное время, сводя личные счеты. Во многих случаях речь шла о прямом грабеже и скотокрадстве. Как сообщалось в секретных сводках ОГПУ, «отмечены многочисленные случаи, когда байская верхушка сильнейших родов, захватив соваппарат и правления колхозов, получив в свои руки такое мощное оружие экономического давления на родичей враждебного рода, как распределение продссуды, доводила членов слабейших родов до вымирания».

Беженцы голодомора, Казахстан, 1933 г.

Беженцы голодомора, Казахстан, 1933 г.

Фото: Дом-музей Дмитрия Багаева / zakon.kz

О многих подобных примерах рассказывает книга Дмитрия Верхотурова «Казахский геноцид, которого не было», где изучаются причины голода на основе хозяйственной документации властей и парторганизаций. Историк доказывает, что больший вклад в развитие кризиса внесли не ошибки властей, а именно подрывная деятельность байской оппозиции, описывает массовый угон скота бандами через границу в Китай и пример гибели целого аула, ограбленного во время зимовки.

Книга стала лидером продаж в Казахстане, но местные националисты начали кампанию по ее запрету, а в адрес самого Верхотурова прозвучали угрозы расправы. Минимум один книжный магазин вынужден был уступить угрозам радикалов и снять издание с торгов. Теперь некоторые политики добиваются официального запрета независимых исследований голода.

Об истории голода пишут в основном русские, а не казахи. Думаю, казахи хотели бы эту страницу своей истории забыть и стереть из памяти. Отчасти мне это стремление понятно. Только это неверный ход

писатель Дмитрий Верхотуровиз интервью порталу StanRadar.com

Исторические экскурсы членов казахстанской комиссии по реабилитации и иных националистов не имеют ничего общего с историческим поиском. Это исключительно создание базы для новой идеологии, где казахский народ представляется как жертва российской «колонизации». Такую модель долго продвигали казахские националисты при поддержке западных фондов, а теперь она нашла защитников на официальном уровне.

Бандиты и предатели превращаются в героев, потому что настоящие герои в истории Казахстана неудобны. Бауыржан Момышулы, которого Фидель Кастро назвал «главным героем Второй мировой», летчик Талгат Бегельдинов, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов, космонавт Токтар Аубакиров — это граждане СССР и носители его идеологии. Их имена не получается использовать в политических комбинациях националистов-«западников», вбивающих клин между Россией и Казахстаном. Кроме того, политики могут считать, что внушение народу комплекса жертвы сделает его более управляемым, чем память о предках, которые творили историю, побеждая и создавая Казахстан, каким его знает современное поколение.

Избиратель с комплексом жертвы не будет критиковать чиновников, требовать многого и защищать свои права, считая, что история и политика процесса идут независимо от его устремлений. Хочется верить, что высшее руководство Казахстана несколько больше уважает свой народ и не поддерживает фальсификацию истории под флагом «реабилитации».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше