Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.
Как богатырши появились в русских былинах?
Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.
В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.
И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.
Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?
Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.
Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.
Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?
Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.
Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?
В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.
А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.
То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.
Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?
Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.
Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».
А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).
Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал...
Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.
Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.
То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?
Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.
И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал...
Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.
А злодейки были среди этих воительниц?
Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.
Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.
А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?
В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.
Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?
О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.
Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.