Как показывают опросы ВЦИОМ, только треть россиян сегодня полностью довольны своей работой. Переход на удаленку, профессиональное выгорание, конфликты с начальством — причин, по которым хочется бросить все и сменить профессию, можно найти много. Делать это правильно, заранее получив перспективную современную специальность, учили во вторник на круглом столе «Дополнительное профессиональное образование», прошедшем в Архангельске в рамках федерального проекта «Содействие занятости».
Вон из профессии — советы специалистов
«Лучшим событием в моей карьере было увольнение, — признался один из спикеров круглого стола, коуч-консультант и основатель проекта Gesam.ru Илья Мензелеев. — Мы почему-то считаем, что работа — это про надо, про инвестиции сил, времени и ресурсов туда, где мы зарабатываем деньги, а жизнь — это про трату денег и то, что мы на самом деле любим. В результате разрыв жизни и работы приводит нас к выгоранию. Меня линейная и успешная карьера привела к полной разбалансированности».
Такие чувства близки множеству россиян. В прошлом году портал SuperJob выяснил, что почти каждый второй россиянин согласен сменить профессию. Еще больше тех, кто хотел бы поискать себя в смежных отраслях деятельности или просто повысить собственную квалификацию. А мешает им в этом пресловутая инерция мышления — оставшаяся с прежних времен привычка считать карьеру прямой линией, которой кем-то запрещено отклоняться в стороны.
«В советские времена выстраивались прямолинейные профессиональные траектории, у того поколения был жизненный стереотип — стать лучшим в одной однажды выбранной области, — напомнила проректор по образовательной деятельности Северного (Арктического) федерального университета Людмила Морозова. — У современной молодежи такая прямая линия тоже встречается, но к профессиональной реализации уже можно идти разными путями, разными профессиями. Нужно использовать все возможности, которые подкидывает жизнь».
Примеров того, как сменив специальность, человек пришел к успеху, великое множество. С появлением новых профессий и изменением рабочей среды, внедрением дистанционных форм трудового процесса, переформатированием рынка труда их наверняка станет еще больше. Так стоит ли страдать и мучиться на нелюбимой работе, если все еще можно изменить?
«У нас в рекламе работают финансовый аналитик, журналист, искусствовед и другие люди «не по профессии». Мне кажется, работодатель предпочтет кандидата, имеющего опыт, который постоянно учится чему-то новому. Это как минимум покажет адаптивность сотрудника, стремление к знаниям. Например, у нас директор по новым медиа и брендам по профессии биотехнолог. Она не планировала работать в рекламе, просто вместе с друзьями решила сделать свой бренд одежды, поняла, что не знает, как его продвигать, а получив такой опыт на собственном бренде, перешла к нам в агентство», — говорит исполнительный директор агентства креативных коммуникаций Blacklight Мария Зайцева.
От сторителлинга до путины
Важной особенностью современного рынка труда стало появление новых профессий, в которых очень ждут мастеров своего дела. Разобраться в них и так непросто, а тут еще СМИ постоянно подбрасывают прогнозы «аналитиков» о том, какие специальности будут остромодными в самом ближайшем будущем. Попадаются среди них и экопроповедники, и космические гиды, и медиаполицейские…
«Не читайте "атласов профессий будущего" — не нужно нам никаких космических полицейских! — призывает к серьезности карьерный консультант Лаборатории карьеры Алены Владимирской Дмитрий Утукин. — Сегодня растет IT-сфера: разработчики, дата-сайентисты, растет диджитал — то есть SMM, таргетологи, растет E-commerce, которому необходимы специалисты по маркетплейсам и работе с партнерами. На подъеме робототехника, поскольку все автомобильные бренды сегодня строят беспилотники, а роботы востребованы повсюду от промышленности до сельского хозяйства».
Важно отметить, что получить новую специальность многие россияне могут сегодня совершенно бесплатно. Собственно, именно такая цель и ставилась перед федеральным проектом «Содействие занятости». Его идея в том, чтобы силами дополнительного образования предоставить людям возможность повысить свою востребованность на рынке труда. В эту работу вовлечены десятки российских вузов, сотни специалистов и тысячи обучающихся.
«Несколько лет назад никому во сне не могло присниться, что государство будет бесплатно обучать сторис-мейкеров, — признается начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти Томского государственного университета (ТГУ) Святослав Перехожев. — Но сегодня дополнительное образование действительно может помочь людям. Пять лет назад слова «цифровая трансформация» были для нас каким-то далеким светлым будущим. Пандемия ускорила все процессы, и сегодня очень много людей обучается именно по программам, связанным с цифровой трансформацией и платформенной занятостью. Таргетолог, SMM-щик, сторис-мейкер — про такие профессии мы недавно еще ничего не знали».
Томский университет, назначенный оператором федерального проекта, собрал интересный срез данных о том, что в разных российских регионах успехом пользуются разные профессии. Например, в Новосибирской области у студентов сферы дополнительного профессионального образования лидирует квалификация создания онлайн образовательных курсов. В Архангельской области предпочитают изучать развитие собственного бизнеса, а на Камчатке среди вахтовиков, приехавших на путину добывать рыбу, теперь очень много жителей Алтайского края — соответствующее профессиональное образование они получили у себя дома, благодаря дистанционным образовательным сервисам.
«Сейчас выбор профессии на всю жизнь не работает. Так, чтобы один раз решил и потом строишь карьеру 40 лет — такого нет. Плюс нашего времени в том, что можно попробовать разное», — констатирует Мария Зайцева.
«Все меняется очень быстро, индустрия, в которой ты работаешь, выплюнет тебя, если ты ничего не делаешь, чтобы идти с ней в ногу, — добавляет Илья Мензелеев. — Но ключ к востребованности лежит в понимании собственной мотивации, в ответе на вопрос: "А зачем мне это нужно и в какой сфере я хочу реализоваться?" Можно быть безумно востребованным 60-летним видеоблогером — если человек нашел свою нишу, все будет замечательно работать».
О проекте
Уже упоминавшийся федеральный проект «Содействие занятости» — реальный шанс для многих попробовать изменить свою профессиональную траекторию. На сегодняшний день 89 вузов приняли свыше 200 тысяч заявлений о приеме на курсы переподготовки или повышения квалификации. В этом году только в ТГУ и сети его партнеров обучение должны пройти порядка 56 тысяч человек, и уже сейчас идет набор слушателей на следующий, 2022 год.
Согласно нормативам, право на бесплатное обучение имеет несколько категорий граждан. Это, в частности, люди в возрасте от 50 лет и старше, безработные и лица, находящиеся под угрозой увольнения в связи с закрытием предприятий или сокращением штатов. Заметную часть студентов составляют женщины, ушедшие в отпуск по уходу за ребенком — после его окончания они выйдут уже на новую, более интересную и востребованную обществом работу.
«Наше правительство хочет изменить этот список: в следующем году может появиться новая категория «молодежь до 30 лет». Этот проект пока обсуждается, но под молодежью понимают тех, кто отслужил в армии и не трудоустроился в течение четырех месяцев, а также те, кто не нашел работы в течение четырех месяцев после завершения образования. Если поправки примут, они тоже смогут получить дополнительное образование бесплатно», — говорит Святослав Перехожев.
А вот категория «безработные» скорее всего уйдет в прошлое, добавляет эксперт — в ней почему-то слишком много «профессиональных безработных», людей, которые на самом деле не очень хотят работать.
Тем, кого заинтересовала возможность сменить профессию, на круглом столе подробно объяснили порядок действий. Начинать нужно с сайта «Работа в России». Выбрав на нем программу по вкусу, следует загрузить на сайт документы, подтверждающие право на получение бесплатного образования. После этого начинается обучение, завершающееся сдачей квалификационных испытаний и вручением документа об образовании. Оформившись на новую работу, не забудьте сообщить об этом организаторам проекта — ведь в их KPI входит не только количество обученных, но и процент успешно трудоустроившихся.
«В этом году мы бесплатно обучали по шести программам повышения квалификации и двум программам переподготовки… 70 процентов слушателей, которые не имели работы и искали ее, трудоустроились», — поделилась результатами начальник управления дополнительного образования САФУ Анастасия Зайцевская.
В каком-то смысле мы должны быть благодарны коронавирусу — именно из-за пандемии и вызванных ей тектонических сдвигов в сфере занятости получили мощнейший импульс к развитию платформы удаленной работы и дистанционные образовательные форматы. Стоит ли воспользоваться открывающимися возможностями, решать, конечно, предстоит каждому самостоятельно. Но то, что такие возможности действительно появились —дорогого стоит.