Алена Богомолова, исследователь арктической природы и народов Севера, популяризатор северного образа жизни, ландшафтный дизайнер
Какой образ возникает при слове «капитан»? А если этот капитан — женщина? Новую серию публикаций о великих деятелях Русского Севера открывает рассказ о легендарной Валентине Орликовой — первой женщине-капитане морозильного рыболовного траулера, единственной женщине-капитане китобойного судна, ветеране Великой Отечественной войны, первой женщине в рыбной отрасли страны, удостоенной звания Героя Социалистического Труда.
Несмотря на все регалии и специфический род занятий Орликова была хрупкой интеллигентной женщиной с утонченными манерами. Коллеги вспоминали ее как доброжелательного, искреннего и душевного человека, она никогда не повышала голос, общаясь с экипажем из 90 человек, при этом дисциплина на корабле под ее началом всегда была безупречной.
Валентина Орликова родилась во Владивостоке и с детства мечтала о море. После школы она поступила на вечерний факультет водного техникума путей сообщения, потом переехала в Ленинград, чтобы учиться в кораблестроительном институте. Надо сказать, ее первая попытка поступления была неудачной: руководство института скептически отнеслось к желанию девушки освоить «мужскую» специальность и отказало ей. Но искренность и упорство абитуриентки в конце концов покорили декана, и Валентина стала студенткой.
К сожалению, первый муж не разделял увлечений Валентины и требовал, чтобы она бросила учебу, поэтому в скором времени она связала свою жизнь с однокурсником Борисом Соченовым, который так же, как она, болел морем.
После второго курса Валентина поняла, что желает заниматься судоводством, и перевелась на соответствующий факультет, где несла морские вахты наравне с другими матросами-практикантами, изучая штурманское дело.
С началом войны Валентину задействовали в эвакуации раненых по морю, после чего она на несколько лет попала на теплоход «Двина» помощником капитана. Это судно курсировало в Америку, доставляя из СССР сырье, а обратно — медикаменты и вооружение. Путь был непростым, неофициально он назывался «холодный коридор ада»: плыть приходилось под постоянным прицелом немецких подлодок и самолетов через Баренцево море, Норвежское море и Атлантический океан.
В Америке тогда много внимания уделяли советским морякам: их встречали, брали у них интервью, снимали в кино. Валентина Орликова не могла остаться незамеченной. Она была молода, знала английский, безупречно выглядела, общалась приветливо и остроумно. Заголовками «Очаровательная малышка — морской офицер» пестрели американские газеты. Все удивлялись: как она сумела сохранить женственность, постоянно находясь среди мужчин? И главное — как она командует этими мужчинами? Валентина объясняла, что ее слушаются, потому что понимают: от выполнения ее распоряжений зависит жизнь всего экипажа.
После войны Орликова стала первой и единственной женщиной-капитаном китобойного судна «Шторм». Вместе с другими китобоями она освоила новый район промысла у Курильских островов, за что в 1950 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Вскоре Валентину Орликову пригласили работать в министерство рыбного хозяйства, но море продолжало манить ее, поэтому на выбор ей предложили перевод в Одессу, родной Владивосток или Мурманск. Валентина всегда предпочитала самые сложные и интересные задачи, поэтому выбрала Заполярье.
Как раз в это время Мурманский траловый флот начал пополняться рефрижераторными траулерами, судами кормового траления с большим радиусом действия. Это были целые плавучие комбинаты — с кормовым тралением и рефрижераторной установкой, рыбофабрикой, мукомолкой и огромной командой.
Орликову назначили капитаном на траулер «Николай Островский», который только что прибыл в Мурманск с судоверфи в Западной Германии. Здесь ей пришлось осваивать новый корабль, новый коллектив, учиться ловить рыбу. С первого дня она спускалась к матросам посмотреть, как они работают, изучала все нюансы и карты промысла, рыбопоисковые аппараты. Все планы выполнялись и перевыполнялись, ошибок и аварий не было. Орликова не просто точно выполняла свою работу, но и находила новые места лова, составляла карты, придумывала новые способы перегрузки рыбы в открытом море и в порту.
В 1957 году Орликова стала капитаном траулера «Новиков-Прибой». Рейсы в Северную Атлантику были крайне сложными. Один молодой моряк описал такой рейс: «Предложите сходить еще в рейс и получить персональную пенсию — ни за что не пойду, а Орликова — черт ее знает, плавает и чувствует себя как дома».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
В начале 1966 года Валентина Орликова уволилась из флота и вернулась в Москву. В 1969 году она вышла на пенсию, но и после этого отправлялась в море на ходовые испытания судов. Более 20 лет своей жизни Орликова отдала морю. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов. Ее сын Александр тоже стал моряком, окончил Мурманское высшее мореходное училище.
Скончалась Валентина Орликова в 1986 году и была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на ее могиле бронзовый бюст. В 2005 году в Мурманске в ее честь назвали улицу, на доме № 40 открылась мемориальная доска. И сегодня в памяти ветеранов рыбного Мурмана Валентина Орликова остается не только сильным и уверенным капитаном, но и легендарной женщиной, которая ни разу не свернула с однажды выбранного курса.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора