Владелец девелоперской компании из Твери с выручкой более двух миллиардов рублей и трое его друзей были задержаны по обвинению в убийстве 13-летней давности. В основе дела — показания заключенных, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления. В материалах уголовного дела разбиралась «Лента.ру».
В январе 2020 года министр просвещения Ольга Васильева и губернатор Тверской области Игорь Руденя принимали построенный в рамках нацпроекта «Образование» школьный центр. Присутствие федерального министра на открытии объекта в тверском микрорайоне Брусилово подчеркивало уникальность образовательного учреждения, где со дня на день должен был прозвенеть первый звонок. Четыре учебных блока, два бассейна, оснащенные по последнему слову техники компьютерные классы и кабинеты технологии — первое за 20 лет учебное заведение, с нуля построенное в регионе. В рекордные сроки (еще в 2018 году на этом месте было чистое поле) объект возвела компания «Меринг Груп».
Центр образования имени Александра Атрощанка в Брусилово — не первый социальный объект, построенный «Меринг Груп» в Тверской области. До этого были физкультурно-спортивный комплекс в Калязине и детский сад в деревне Мокшино. И это не считая строительства капитальных объектов, инфраструктуры и жилья. Строительный бизнес широко ведется и за пределами родной для компании Тверской области: «Меринг Груп» достроил объекты обманутых дольщиков обанкротившейся СУ-155 и ведет жилищное строительство во многих регионах России.
Лишь за последний год, как сообщала «Версия», выручка компании превысила два миллиарда рублей. По данным из открытых источников, среди муниципальных заказчиков компания зарекомендовала себя как надежный и проверенный застройщик. Несложно представить, какой шок испытала семья владельца фирмы Виталия Урбановича, когда в ночь на 29 октября 2021 года его задержали по обвинению в убийстве 13-летней давности. Вместе с Урбановичем в Твери, Москве и Подмосковье были задержаны трое его друзей и деловых партнеров: Александр Коликов, Руслан Никитин и Олег Стрелецкий.
Стрелецкий и Никитин — индивидуальные предприниматели, а Урбанович и Коликов — владельцы успешного бизнеса в области строительства и транспорта, все люди семейные, никто из них никогда не привлекался к уголовной ответственности. Следствие инкриминирует четверым предпринимателям соучастие в убийстве тверского бизнесмена Эдуарда Цевана, которое было совершено в 2008 году. Все они были арестованы и помещены в СИЗО.
Психологический портрет
«Мы приехали в Тверь из Белоруссии — папа у Виталика военный. Здесь он пошел в 29-ю школу, хорошо учился. Был очень общительным, веселым, всегда в кругу друзей. После школы поступил в наш тверской политех, на строительный факультет. У него с детства любовь к строительству», — рассказывает мать Виталия Урбановича Ольга Васильевна. По ее словам, от произошедшего она до сих пор в шоке. «Шок — это по-другому назвать нельзя. Представить себе, что Виталик в чем-то таком замешан, просто невозможно», — утверждает она.
В шоке и мать Олега Стрелецкого. О задержании сына они с мужем узнали на следующий день. «Задержание происходило в Москве. Мы об этом узнали только утром, — вспоминает Алла Валерьевна. — А увидела я задержание в одном из интернет-изданий: выложили фамилию, имя, отчество, год рождения, где живет и материалы, как его задерживают. Конечно, шок был, как у любого нормального человека».
Обвинение в отношении Урбановича, Стрелецкого и их приятелей построено на показаниях осужденных преступников, которые отбывают длительные сроки заключения (более десяти лет каждый) в колониях. Якобы трое из них (некие Быковченко, Сидоров и Ларенков, осужденные за убийства и наркотики) узнали от своего знакомого Виталия Гаджиева (отбывает срок 17,5 года строгого режима за убийство) об обстоятельствах смерти бизнесмена Эдуарда Цевана.
Адвокат одного из предпринимателей Иван Шилов (бывший сотрудник СУ СК России по Тверской области) в интервью «Версии» обратил внимание на важную деталь, которую почему-то игнорируют коллеги: никто из трех допрошенных не был свидетелем или очевидцем совершенного преступления. По его словам, по делу проведено множество экспертиз, в том числе молекулярно-генетических. «Есть сведения, свидетельствующие об отсутствии телефонных соединений обвиняемых с базовыми станциями, обслуживающими место убийства», — сообщает адвокат, отмечая, что эти данные как будто никто, кроме него, не видит. Так, согласно полученным данным, в день исчезновения Цевана 1 февраля 2008 года и его последующей смерти новоиспеченные обвиняемые в его убийстве люди находились совершенно в других местах.
«При ознакомлении с материалами, которые представило следствие в обоснование избрания самой суровой меры пресечения, сторона защиты узнала о том, что единственными доказательствами, которыми располагает следствие, являются показания трех лиц, отбывающих в настоящее время в местах лишения свободы длительные сроки, наказания по ранее назначенным приговорам суда», — объясняет адвокат одного из предпринимателей Иван Шилов. По его словам, никто из троих допрошенных не был свидетелем или очевидцем совершенного преступления. Все они указывают на Гаджиева, говоря о том, что именно с его слов получили информацию о совершенном преступлении.
Методом кнута и пряника
Но у следствия показания преступников сомнений не вызвали. Отмашка на задержание и арест предпринимателей была дана. И это при том, что Виталий Гаджиев, на чьих «признаниях» строится обвинение, эту информацию и даже сам факт разговора категорически опровергает (копия протокола очной ставки Гаджиева с Быковченко имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Более того, заключенный неоднократно направлял жалобы (последняя, копия которой имеется в распоряжении «Ленты.ру» — на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина), в которых указывал, что сотрудники уголовного розыска при содействии работников ФСИН неоднократно принуждали его дать ложные показания против Стрелецкого, Урбановича и их друзей.
Оперативники действовали методом кнута и пряника. За ложные показания по нескольким делам (в том числе по делу об убийстве Цевана) обещали облегчить условия пребывания в колонии. За отказ от сотрудничества — угрожали созданием «неблагоприятных условий», отказом в условно-досрочном освобождении и новыми обвинениями с помощью ложных показаний от других заключенных.
В итоге основу уголовного дела против предпринимателей составили показания троих преступников, чей суммарный срок заключения превышает 45 лет.
Бизнес или месть?
По словам бывшего сотрудника СУ СК России по Тверской области, полковника юстиции в отставке Евгения Амбарцумяна, который выступает в роли адвоката одного из задержанных, у каждого из них имеется алиби на момент совершения преступления. Но следствие проверять алиби не спешит; в итоге предприниматели находятся под стражей, на них оказывается давление. Правоохранители принуждают их к признанию вины в совершении преступления, к которому они не причастны.
«Мы не можем понять, как подобное вообще возможно. Кто-то может что-то придумать, сказать — и человека могут просто посадить! Как это так?!» — восклицает Ольга Урбанович. Она не может поверить, что обвинение, построенное на показаниях находящихся за решеткой убийц, сломало жизнь ее сыну, и даже не берется предположить, почему его сегодня обвиняют в убийстве 13-летней давности. Однако некоторые версии случившегося представить можно.
Интересно, что в марте главу СУ СК по Тверской области Альберта Кизимова отстраняли от должности на время служебной проверки. В ходе расширенного заседания коллегии Следственного комитета России было выявлено «сокращение количества уголовных дел, направленных в суд для рассмотрения по существу», а также «расследование значительного числа дел в срок свыше двух месяцев при небольшой нагрузке на следователей». Не хочется думать, что дело тверских предпринимателей — это попытка реабилитироваться в глазах московского руководства.
Заявления от родственников (имеются в распоряжении «Ленты.ру»), в том числе Светланы Коликовой, отправлены генпрокурору Игорю Краснову и главе СК Александру Бастрыкину. Отложенный на время кадровый вопрос о соответствии Альберта Кизимова занимаемой должности, похоже, снова становится актуальным.