Переход почти всех сфер жизни человека в онлайн, которому немало поспособствовала пандемия, создал отличные условия не только для развития технологий, но и для всякого рода мошенников: русскоязычный интернет заполонили курсы от тех, кто обещает всего за несколько тысяч рублей научить своих студентов быть успешными, красивыми, здоровыми и богатыми. Некоторые из таких коучей в итоге оказываются в суде. Хотя это и бросает тень на саму идею онлайн-образования, в действительности EdTech-площадками пользуются и лучшие мировые университеты, и самые авторитетные эксперты. Эксперты уверяют: в будущем спрос на онлайн-образование будет только расти. Можно ли получить по-настоящему качественное образование не отходя от компьютера и что ждет онлайн-обучение, когда пандемия закончится, — в материале «Ленты.ру».
Опасные связи
Глобальным бумом на образование и саморазвитие воспользовались псевдоэксперты и самозванцы, не имеющие ни достаточного образования, ни опыта, ни самого предмета обучения. Как правило, авторы таких программ обещают научить слушателей быть более успешными, «менять мышление» и любить себя. Собственные курсы начали запускать и известные личности, например, блогеры и телеведущие. В сети, издеваясь над беспредметностью таких онлайн-марафонов, прозвали их программы обучения «курсами успешного успеха», а самих гуру и коучей — инфоцыганами.
Популярность гарантирует знаменитым авторам марафонов большое число учеников и высокий доход — личное кураторство может стоить сотни тысяч рублей, при этом никаких научных знаний слушателям курса не передадут. Более того, громкое имя и статус куратора и преподавателя также не гарантируют качества: в сети можно встретить множество жалоб на подобные онлайн-курсы.
Взрослые занялись самообразованием онлайн. Современные цифровые решения позволяют органично встроить его в жизнь даже самого занятого человека. К тому же, благодаря цифре, сегодня ты можешь «учиться у лучших» из любой точки мира. И это значительно доступнее по деньгам. Безусловно, не всему можно научиться онлайн… здесь должен победить здравый смысл
На проблему уже давно обратили внимание. Например, блогерша Катя Конасова регулярно выпускает разоблачение подобных курсов от знаменитостей, а журналистка Ксения Собчак посвятила инфоцыганам целый фильм (правда, вскоре после этого анонсировала собственный инфопродукт). Обилие жалоб и последние громкие расследования деятельности подобных авторов курсов привели к тому, что на проблему обратили внимание парламентарии. Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова и вице-спикер Борис Чернышов выступили с инициативой создать рабочую группу, которая бы занималась законодательным регулированием деятельности бизнес-коучей и тренеров личностного роста. 17 февраля прошло совещание по вопросам лицензирования работы в этой сфере. По итогам мероприятия было решено создать специальный реестр инфоцыган — мошенников, продающих инфопродукты, не несущие ценности для покупателей. В основном среди их продуктов — курсы и лекции о том, как добиться легкого заработка и быстрого успеха.
Игра на повышение
Однако было бы ошибкой считать, что любое онлайн-образование — это «продажа воздуха». Из-за пандемии освоить новые технологии пришлось даже тем, кто всегда был сторонником офлайн-образования — в первую очередь это касается школьных учителей. Для российского рынка EdTech время пандемии стало наиболее благоприятным: такого высокого спроса на онлайн-обучение не было никогда. Исследование, проведенное сотрудниками НИУ ВШЭ, показало, что 74 процента педагогов, которые ранее вовсе не пользовались онлайн-площадками, освоили их и стали применять в работе. Почти половина из них заявили, что продолжат эту практику в будущем. До пандемии такие платформы применяли в работе только 64 процента учителей — в основном для работы над трудными для учеников темами и для домашних заданий.
Даже когда период полностью дистанционного обучения закончился, многие школы и институты продолжили пользоваться технологиями, к которым привыкли на карантине. Директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко в разговоре с «Лентой.ру» отметил, что динамика развития российского EdTech-рынка впечатляет: за 2020 год он вырос на треть и достиг объема в 55-60 миллиардов рублей. При этом он обратил особое внимание на то, что именно отечественные решения имеют понятный интерфейс.
Российские образовательные площадки, действительно, чаще используются в системе школьного образования. Наиболее известная из них — сайт «Учи.ру». Весной 2020 года он стал вторым по популярности образовательным порталом в мире, а сегодня его аудитория достигает 30 миллионов пользователей в месяц
Еще одна российская образовательная площадка — «Сферум» — уже сегодня показывает, как будут выглядеть образовательные экосистемы будущего. Сейчас в ней можно проводить большие конференции и трансляции и общаться в сообществах школ. Кроме того, «Сферум» можно интегрировать в сервис «Дневник.ру». В ближайшем будущем платформа начнет работать и с другими электронными дневниками, а также подключится к единой системе идентификации, чтобы профиль школьника можно было подтвердить. При этом дети могут влиять на то, как развивается площадка. Например, недавно школьникам предложили придумать стикеры для общения в чатах.
За два года оборот рынка EdTech-продуктов вырос более чем на 50 процентов, констатирует председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ Наталья Кравченко.
«Нет смысла отрицать, что система образования в нашей стране, да и во всем мире, не была готова к такому вызову — возникло много сложностей. К тому же сложившаяся ситуация породила в обществе страх, что образование детей навсегда уйдет в дистант. Несмотря на это, многим людям полученный в период пандемии опыт помог избавиться от психологического барьера. В ряде случаев (например, при организации дополнительных индивидуальных занятий) цифровые и дистанционные технологии оказались весьма удобны. Часть детей и педагогов, оценив это, сохранили дистанционную форму обучения, даже когда ограничения были сняты», — говорит она.
Однако большинство онлайн-проектов все-таки нацелены на взрослую аудиторию. Для начинающих карьеру и специалистов со стажем существуют специальные платформы дополнительного образования: российские GeekBrains и SkillBox, принадлежащие холдингу VK (ежемесячная аудитория каждой площадки — более 3,5 миллиона пользователей), «Нетология», «VK Образование», Skillfactory и многие другие. Лидерами по объему аудитории являются сервис «Яндекса» «Яндекс.Практикум» (около четырех миллионов юзеров) и онлайн-школа обучения английскому языку SkyEng (почти пять миллионов человек). При этом многие российские EdTech-площадки оказались конкурентоспособны и на международном рынке.
Проанализировав, какие направления больше всего интересуют взрослых студентов, специалисты выяснили, что чаще всего они решают улучшить свои бизнес-навыки — на эту сферу пришлось 20 процентов рынка. На втором месте оказался маркетинг, диджитал и медиа (14 процентов), а на третьем — психология (ей заинтересовались 11 процентов онлайн-студентов). Кроме того, в топ самых интересных для взрослых направлений онлайн-образования вошли культура и искусство (10 процентов), а также языки и детское развитие (по 8 процентов у каждого).
Бесспорно, EdTech-решения позволили сделать образование и повышение квалификации намного доступнее, поэтому оно продолжает пользоваться большим интересом среди пользователей. В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов. Мы видим, что глобальная тенденция к обучению в течение всей жизни наблюдается и в нашей стране: по оценкам экспертов, половину рынка онлайн-образования в сегменте B2C занимают услуги дополнительного образования для взрослых.
Бесспорно, EdTech-решения позволили сделать образование и повышение квалификации намного доступнее, поэтому оно продолжает пользоваться большим спросом среди пользователей. В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов. Мы видим, что глобальная тенденция к обучению в течение всей жизни наблюдается и в нашей стране: по оценкам экспертов, половину рынка онлайн-образования в сегменте B2C занимают услуги дополнительного образования для взрослых
Вечные студенты
«Когда разразилась пандемия, мы восприняли ее как провокацию и как запрос на инновации», — говорит вице-президент по глобальной и цифровой стратегии Университета Райса Кэролайн Левандер. За последние два года образование, действительно, изменилось не только с технологической и организационной точки зрения. Новые условия, с одной стороны, продиктовали новые глобальные тренды в образовании, например, переход на смешанный формат. С другой стороны, они подкрепили уже существовавшие тенденции: к примеру, интерес к обучению и повышению квалификации в течение всей жизни, а не только в юности.
Идея lifelong learning, или непрерывного обучения, существует уже давно, однако именно широкое распространение онлайн-площадок сделало ее доступной для всех желающих, а не только для тех, кто мог позволить себе в течение долгих месяцев совмещать офлайн-образование с работой. Кому-то обучение необходимо для профессионального роста, другим — ради хобби. Но в любом случае оно существенно влияет на качество жизни: психологи считают, что образование дает мотивацию и положительно влияет на личностный рост, развивает, повышает уверенность в себе, помогает быть более адаптивным и гибким. По мнению Джеффа Бордена, главного научного сотрудника компании D2L, создающей программное обеспечение в сфере онлайн-образования, новые реалии улучшили жизнь работающих и людей старшего возраста, которые без онлайн-технологий вряд ли решились бы осваивать заново программы бакалавриата.
По данным исследований, почти треть граждан Европейского Союза в возрасте от 16 до 74 лет прошли онлайн-курс или использовали учебные материалы онлайн за первые три месяца 2021 года. Наибольший интерес к образованию проявили жители Ирландии (46 процентов), Финляндии и Швеции (45 процентов), и Нидерландов (44 процента)
Согласно обзору Future Market Insights (FMI), в течение ближайших десяти лет спрос на EdTech-услуги будет только расти. В 2021 общий объем продаж на этом рынке достиг приблизительной оценки в 74 миллиарда долларов. По мнению экспертов, к 2031 году эта сумма увеличится примерно в четыре раза и достигнет 288,4 миллиарда долларов. Аналитики уверены: уже пришедшие на онлайн-площадки пользователи останутся там надолго, так как цифровые сервисы дают широкие возможности обучения при относительно низкой цене, а их число будет только расти. Кроме того, во время пандемии стало популярнее и адаптивное образование — обучение по индивидуальной траектории с персонализированной обратной связью, в котором сегодня используют технологии дополненной реальности и искусственный интеллект.
Образовательные онлайн-платформы условно делят на две категории: это либо архивы с различным обучающим контентом, либо площадки для виртуальных занятий с имитацией реального учебного процесса. Некоторые даже предоставляют возможность полноценно обучаться в удаленном режиме и получить в конце курса диплом или сертификат — например EdX и Coursera, аудитория которых достигает 15,2 и 54,2 миллиона пользователей соответственно. Одна из их особенностей, которая привлекает многих студентов, — возможность получить знания от сотрудников известных высших учебных заведений. Существуют и специализированные площадки — например, Pluralsight и Udacity, ориентированные на программирование и работу с данными. Их совокупная аудитория превышает 10 миллионов юзеров.
Внушительную часть рынка онлайн-образования занимают и вспомогательные системы управления обучением — программные приложения для администрирования дистанционных учебных курсов. Самая известная из них — Google Classroom, которой пользуется почти миллиард человек. У нее существуют и конкуренты, такие как Blackboard Learn, Neo и Moodle, но их совокупная аудитория значительно меньше
Неудивительно, что в пандемию образовательные онлайн-продукты оказались весьма привлекательны для инвесторов. Только за 2020 год в эту сферу было вложено более 16 миллиардов долларов. Так, к февралю текущего года в мире насчитывается 33 крупных частных компании с общей оценкой более 100 миллиардов долларов США (оценка в рамках венчурного финансирования). Такие стартапы называют единорогами, среди них — известные Udemy, Masterclass и многие другие. За последнее десятилетие в совокупности они привлекли в качестве общего финансирования уже более 28 миллиардов долларов.