Поколения миллениалов и зумеров, то есть люди, родившиеся после 70-х годов прошлого века, заботятся о собственном психологическом здоровье значительно больше, чем их родители, а тем более — бабушки и дедушки. Откровенно говорить о ментальном здоровье начали и в России. Однако сами специалисты предупреждают: то, что психология шагнула в интернет, может иметь и отрицательные последствия для обычных людей. Чем может быть опасно кропотливое изучение блогерского контента, посвященного ментальным проблемам, — в материале «Ленты.ру».
Спрос на терапию
«Психотерапия — это такой созвон, где ты платишь пять тысяч рублей за то, чтобы тебе никто не говорил в ответ: "А у меня…"», — шутит пользовательница TikTok с ником @dmitriewaevg.
Несмотря на множество подобных комментариев, интерес россиян к психологии и психотерапии действительно вырос. Исследование сервиса Profi.ru, результаты которого были опубликованы в апреле 2021 года, показало, что во время пандемии коронавируса спрос на услуги психологов в крупных городах России вырос в разы.
Жители Волгограда, Челябинска, Казани, Перми и Самары начали обращаться к таким специалистам в 5-9 раз чаще. Количество консультаций с психологами выросло также в Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге и других крупных городах
При этом в регионах спрос вырастал практически с нуля — до пандемии жители большинства российских городов не интересовались темой ментального здоровья; а в Москве и Санкт-Петербурге — с большего количества заказов.
Согласно статистике поисковой системы «Яндекс», в феврале 2020 года россияне вбивали в строку поиска слово «психолог» 1,9 миллиона раз, в январе 2021 года — более 2,1 миллиона раз, а в январе 2022 года — почти три миллиона раз.
Неудивительно, что в русскоязычном интернете появилось множество блогеров, которые быстро заняли нишу ментального здоровья. И пока некоторые из них просто делятся своими переживаниями (например, шутят о том, что после поездки к родителям на новогодние каникулы к психологу придется ходить намного чаще), другие делятся профессиональными советами.
«Любые отношения, которые мы выстраиваем между двумя и более взрослыми, — всегда про умение расставлять границы. Границы — это не частокол высотой до неба, а инструкция для другого человека, как необходимо с вами обращаться», — объяснила психотерапевт Надежда Ефремова, говоря о том, как повзрослевшим миллениалам общаться с до сих пор не понимающими их родителями.
Кроме того, блогеры, как, например, врач-психиатр и психотерапевт Кирилл Сычев, делятся практическими советами о том, как выйти из депрессии, говорить с ребенком о сексе или правильно читать медицинские блоги. Другие, как авторы YouTube-канала «Справиться проще», борются со стигмами вокруг различных заболеваний, о которых раньше говорили либо довольно мало, либо не совсем правду — в частности, о шизофрении, биполярном и тревожном расстройствах, депрессии, расстройстве пищевого поведения (РПП) и других.
Помимо этого, пользователи сети следят за специалистами, разбирающими психологические темы с научной точки зрения. Например, за журналисткой и автором научно-популярных книг Асей Казанцевой. На своей странице во «ВКонтакте» она публикует лекции, из которых можно узнать о психологических исследованиях и знаменитых экспериментах или о влиянии эмоций на принятие решений.
Психологи есть и в TikTok. Например, психиатр-ординатор Юлия Парамонова предлагает пользователям решать медицинские задачки: она публикует истории болезни пациентов и дает подписчикам возможность угадать их диагнозы.
«Мы ушли в другую крайность»
Однако специалисты предупреждают: такая популярность в сети темы ментального здоровья может иметь негативные последствия. Психотерапевт Надежда Кутузова в разговоре с «Лентой.ру» отметила, что в интернете нередко романтизируют психические расстройства. Кроме того, в сети существует риск нарваться на шарлатанов, которые только притворяются специалистами.
Сейчас мы видим большой интерес к вопросу ментального здоровья. В условиях нехватки научной информации как грибы после дождя выросли блогеры, инфоцыгане, зарабатывающие на хайпе, марафонах и развлекательных, по сути, курсах. Они становятся лидерами мнений и романтизируют тему психических расстройств. То есть из отрицания и демонизации психических процессов во времена Советского Союза мы ушли в другую крайность
По словам Кутузовой, обилие и доступность не всегда достоверной информации на околопсихологические темы привели к тому, что многие россияне, начитавшись подобных текстов, начали сами ставить себе диагнозы. Например, находить у себя биполярное аффективное расстройство и другие заболевания.
Согласно МКБ 10 (Международной классификации болезней 10-го пересмотра), биполярное аффективное расстройство — расстройство, характеризующееся двумя или более эпизодами, при которых настроение и уровень активности пациента значительно нарушены. Эти нарушения представляют собой случаи подъема настроения, прилива энергии и усиления активности (гипомания и мания) и случаи падения настроения и резкого снижения энергичности и активности (депрессия). Повторные эпизоды только гипомании и мании классифицируются как биполярные.
Психотерапевт отметила, некоторые неофиты от сетевой психологии пытаются утвердить идею о том, что подобные состояния — разновидность нормы. При этом Кутузова подчеркнула, что даже специалисты — психологи и психиатры — до сих пор не нашли единого определения для нормы и патологии, поскольку психика включает в себя как объективные телесные состояния, так и субъективные переживания. «Одно влияет на другое, они связаны неразрывно. Мы начали исследовать и всерьез относиться к психологии не так давно, около ста лет, это немного. Что говорить про обычных людей, которые легко путаются, прочитав симптомы в "Википедии"?» — отметила эксперт.
Аудитория блогеров, рассказывающих о своих ментальных проблемах, состоит из разных людей: у кого-то наблюдаются ипохондрия, пограничные состояния, тревожные расстройства, предупредила Кутузова. При этом такие зрители TikTok-роликов, посвященных психологическим проблемам, могут принять информацию без фильтров критического осмысления.
Они могут внушить себе, что они больны, и начать самолечение. Или погрузиться в еще более тяжелые состояния. Многие из них обратятся за профессиональной помощью. И в этом смысле популяризация психологии и психотерапии на руку специалистам и науке в целом. Какая-то часть, к сожалению, будет страдать, не решаясь обозначить проблему или не имея достаточно средств
Кроме того, к проблемам может приводить и изобилие информации на тему ментального здоровья. Важно понимать, что блогер, который делится опытом жизни с тем или иным заболеванием, — это человек без диплома, не специалист. Его рекомендации, основанные на личном опыте, могут не подойти другому человеку даже с таким же диагнозом. «Например, эти люди могут рекомендовать в интернете какие-то БАДы, лекарства. Другим же пациентам они могут быть просто противопоказаны», — подчеркнула специалист, добавив, что медикаментозную терапию должен назначать врач, а не блогер из TikTok.
На рынке сейчас столько «психологов», марафонов, и это все может вводить в заблуждение. Здесь, конечно, важно учиться в таком изобилии информации отличать профессионала от человека, который просто делится опытом. Следует выбирать психологов, у которых есть соответствующее образование, опыт работы. Если мы говорим про диагнозы, то, конечно, тут идет речь о медицинском образовании — это психиатрия
Особенно опасным подобный контент может быть для подростков, подчеркнула психолог Юлия Царенко. «Я понимаю, что TikTok как раз направлен на молодую аудиторию. Но здесь важно понимать, что у подростков еще формируется собственное видение, и они очень склонны к тому, чтобы повторять за другими», — отметила психолог.
Подросток может побояться поделиться проблемой с родителями, которые могли бы направить его к соответствующим специалистам. Насмотревшись роликов от блогеров, которые описывали схожие с его собственными симптомы, ребенок может попытаться сам поставить себе диагноз. По словам Кутузовой, это никак не поможет решить проблему. «Так или иначе большинство страдающих приходят к необходимости профессиональной помощи. К тому же сейчас огромное количество ее форм. Группы, разные школы разговорной терапии, подходы, где каждый может найти созвучные себе и подходящие к стилю жизни и финансовым возможностям», — заключила психотерапевт.
«Только психи»
В то же время Кутузова отметила, что на практике картина, которую она наблюдает в России, довольно оптимистичная: все больше и больше людей считают, что обращаться за психологической помощью — это нормально. Положительную тенденцию отметила и практикующий психолог Юлия Царенко. По ее мнению, россияне стали более открытыми после того, как в интернете начали откровенно говорить о психологических проблемах. Такие обсуждения помогают людям с похожими проблемами понять, что они не одни, подчеркнула Царенко.
«Я могу сказать, что, действительно, сейчас молодежь более осознанная. Нет уже таких барьеров, которые есть у старшего поколения: "к психологу обращаться стыдно", "к психологу идут только психи". Это такие мифы и установки, которые не соответствуют действительности», — объяснила психолог. Царенко подчеркнула, что для миллениалов внимание к своему ментальному здоровью стало важной частью жизни. Кроме того, она заметила, что к специалистам стали чаще обращаться пары. По мнению психолога, это помогает улучшить отношения на начальных этапах разлада.
Благодаря распространению темы ментального здоровья в интернете, многие сегодня уверены: психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Правда, некоторые тут же занялись самолечением, которое нередко только усугубляет состояние. Именно поэтому психологи предупреждают: важно обращаться за помощью только к сертифицированным специалистам и врачам с медицинским образованием, а опыт блогеров нужно оценивать критически и не перекладывать на себя.