Шестой выпуск фестиваля Signal пройдет в Никола-Ленивце с 18 по 21 августа и традиционно объединит самые разнонаправленные жанры и артистов из разных точек планеты. Будь то турецкий психоделик-рок, российский джаз или немецкая электроника — из года в год мероприятие продолжает открывать для слушателей новые имена, совмещая их в пестрый, но на удивление цельный лайн-ап. Об отборе артистов, самых ярких именах ивента и умении собирать интернациональный фестиваль даже в самые сложные времена «Лента.ру» поговорила с создателем агентства Fields и продюсером музыкальной программы Signal Андреем Морозовым.
«Лента.ру»: Расскажи, чем ты занимаешься в рамках Signal и с чего началось ваше сотрудничество.
Андрей Морозов: В Signal я себя предпочитаю называть продюсером музыкальной программы, хотя иногда фигурирует формулировка «куратор». Но мне несколько сложно называть себя куратором, потому что большая часть фестиваля составляется из блоков разных промокоманд — это примерно 80 процентов программы. Поэтому во многом задачи моей команды заключаются в том, чтобы все это продюсировать, всех собирать, со всеми договариваться и все держать под контролем. Но при этом 20 процентов фестиваля составляет программа, за которую во многом отвечаю я: то есть это и концертная сцена Meadow, и частично сцена Signal, и некоторые блоки на Möbius. Можно сказать, что продюсирование всей музыкальной части лежит на моей команде.
В 2017-2018 годах мы познакомились с Сергеем Фадеевым, который тогда делал клуб Rodnya. И был такой момент, когда Сергей хотел освежить наполнение клуба, добавить к вечеринкам какие-то вечерние мероприятия, и мы с ним начали работать, делать регулярную программу с концертами, небольшими фестивалями. Слово за слово я узнал, что Сергей занимается Signal, а я был на первом фестивале в 2017 году, и он меня очень сильно порадовал — было ощущение, что кто-то воплотил идею, витающую в воздухе. Меня всегда посещали мысли, что музыка в Никола-Ленивце — это непаханое поле, где можно воплощать кучу необычных идей и придумывать много новых локаций. И в 2017-м меня восхитила программа, в которой была масса экспериментальных концертов и лайвов. Наше сотрудничество [с Фадеевым] началось с городских выпусков Signal, а в 2019-м был полноценный Signal, которым уже занимался я.
Как происходит составление музыкальной программы?
Я собираю множество идей и предложений, отсылаю Сергею, мы обсуждаем, что из этого вписывается, а про что-то я пытаюсь доказать, что это круто, если он вдруг не обращает внимание. У него куча других задач, он не всегда имеет возможность погрузиться в каждого артиста, и понятно, что когда я начинаю предлагать какие-нибудь неординарные джазовые коллективы и объяснять, что они крутые, выходили на западном лейбле, выступали на таких-то фестивалях, или, наоборот, говорю: «Они нигде не выступали, мы должны их позвать и быть первыми», то в этот момент я пробиваю стену. А так да, это всегда коллегиальная работа. Начинаем мы ее всегда сильно заранее — уже осенью после фестиваля и небольшого отпуска. Конечно, главным образом это касается больших иностранных артистов — с ними нужно как можно раньше застолбить дату.
Как с годами меняется музыкальная программа Signal?
Главный вектор — это попытка дистанцироваться от позиционирования в качестве чисто электронного фестиваля и рейва, с которым его изначально больше ассоциировали. Вот сейчас мы как раз делаем мощный акцент на концертную сцену Meadow и набираем туда имена, которые выходят за рамки танцевальной музыки. Лайн-ап этой сцены с каждым годом прогрессирует. Там у нас были хедлайнерами Shortparis, Дельфин, а в этом году там будут выступать Lalalar с таким ориентальным турецким электро-роком. Среди прочего еще будет перформанс «Формы» об истории электронной музыки.
Мы делаем акцент на концертную историю, во-первых, чтобы расширять аудиторию, во-вторых, нам самим с авторской точки зрения важно создавать какое-то разнообразие. Но все равно Meadow так или иначе мэтчится со всеми остальными сценами. При желании большую часть музыки там все равно можно окрестить электронной или авангардной, но она отличается неким размахом.
Другой вектор — это то, что мы с каждым годом увеличиваем количество команд, с которыми работаем, и стараемся сделать из Signal такой хаб, где будут представлены все промокоманды, которые на данный момент делают что-то важное и актуальное.
Фото: пресс-служба фестиваля Signal
С какими вызовами пришлось столкнуться в этом году? Кажется, что фестивалю постоянно приходится преодолевать какие-то трудности, от пандемии до плохой погоды.
Да, сложности у нас бывают регулярно. Особо не будем скрывать — в этом году у нас, как и у всех, были проблемы с иностранными артистами, многие отменились. Был момент, когда пришлось переформировывать лайн-ап практически заново, потому что какие-то большие артисты отвалились, и мы экстренно решали, как с этим быть. Но для нас момент интернациональности во многом принципиальный, потому что мы всегда позиционировали Signal как связующий элемент между музыкальными сценами разных стран и регионов. Это немаловажно и с позиции разнообразия, хотя в России очень много крутых музыкантов.
Хочется сохранять эту интернациональность, поэтому в этом году у нас есть артисты из Италии, из Южной Америки, из Японии. Так что, если смотреть чисто на географический охват, он не стал меньше, а может быть, даже увеличился, как это ни парадоксально
Не было ли сложностей из-за активно растущей аудитории фестиваля?
С одной стороны, она действительно очень активно растет, но с другой — есть ощущение, что она растет в своем направлении. Когда я в прошлом году сам слушал артистов и бродил по сценам, все равно было ощущение, что публика — это плюс-минус близкие нам по духу люди. Кажется, приезжают те, кто знает, чего ждать от фестиваля, так что рост идет в правильном направлении.
Есть артисты, которых ты давно мечтаешь привезти на Signal, но пока не складывается?
В текущем контексте этот вопрос очень щекотливый, потому что пожеланий, конечно, много. В этом году много чего было запланировано, и пришлось пересматривать сценарий. Мне трудно прогнозировать что-то, и поэтому не хочется настраивать себя на что-то, что ты не сможешь сделать. Так в принципе мы каждый год каких-то ачивментов добивались, и, наверное, 2019-й в этом плане был самый мощный. Это был последний год, когда не было никаких препятствий, и программа состояла из того, что мы и хотели сделать. Без компромиссов и поисков альтернатив.
Но и в прошлом году случались какие-то достижения. Например, очень круто, что к нам доехал Vladislav Delay. А в этом году вопреки всем обстоятельствам мы везем Lalalar, у которых несколько месяцев назад вышел альбом. Для меня они не артисты из разряда «замещение того, что отменилось», я бы позвал их и так без каких-либо ограничений.
Назови топ-3 артистов на Signal, на которых в этом году стоит обратить внимание.
Мой топ-3 нерелевантен для большинства, потому что у меня очень искушенное отношение к музыке, и мне нравятся вещи, которые большинству не особо интересны. Но попробую сформулировать.
Пусть это будет Lalalar. Может быть, еще The OMY — это русская авангардно-импровизационная группа, но при этом очень доступная. Это смесь хардкора, джаза и всего на свете, но сделанная с юмором. Мне кажется, она может быть понятна и интересна широкому кругу. Потом, наверное, Миша Султан — это такой питерский электронно-акустический артист. Он использует всякие флейты, много акустических инструментов, перкуссию. Он будет выступать с питерским саксофонистом Вовой Лучанским. Это то, что касается Meadow.
На мейне я бы, конечно, посоветовал Ishome. Так получилось, что я ее агент уже миллион лет, но на Signal каждый год не складывалось [с ее выступлением]. А тут так совпало, что мы делаем аудиовизуальный концерт с ее собственным видеорядом. Те, кто бывали [на выступлениях Ishome], понимают, о чем речь, но при этом Мира никогда не повторяется и готовит к Signal совершенно новую штуку.
Так, это уже топ-4 получается, но я не буду останавливаться (смеется). Наверное, еще группа Mekbuda — это такие питерские фьюжн-джазовые музыканты. Они в этом году выпустили альбом на американском лейбле Ubiquity Records, достаточно известном в своих кругах. Приятно и интересно видеть таких артистов, которые, несмотря на текущий контекст, продолжают развиваться и двигаются в интернациональном направлении.
А какое выступление тебе за все годы фестиваля больше всего запомнилось?
Сейчас опять скажу что-то неочевидное, но мне очень понравилось выступление Lutto Lento в 2019 году. Это такой польский экспериментальный продюсер, который делает и странное и немного кривое техно, и бэйс, и какие-то там у него есть трансовые мотивы. Все это в очень авангардном ключе. И хотя он был на основной сцене, это был очень немейновский лайв, потому что он был полон пауз, интерлюдий и почти театральной драматургии. Это одна из вещей, которые я могу с ходу вспомнить и отметить. А если отмотать еще назад, то самым классным был первый Signal — я не работал и просто слушал музыку.
Я помню, что слушал там The Chi Factory с немного шаманским эмбиентом и кучей инструментов. Был дико триповый и медитативный концерт, с которого и начался тот Signal. Это было по-настоящему мощно
Почему именно Signal выжил в условиях последних лет?
Мне кажется, он накопил большую инерционную массу. Не берусь судить об экономическом положении в стране и о том, что происходит у нашей аудитории с работой и финансами, но при этом понимаю, что за эти годы фестиваль набрал такую мощь, что инерции теперь хватает на то, чтобы, несмотря на сложности, у людей оставалось желание и возможность покупать билеты. Чего уж скрывать, билеты не самые дешевые, но люди просто знают, чего ждать от Signal.
В ситуации, когда уходят многие зарубежные бренды, партнеры тоже остаются с Signal. Правда, пришлось перепридумать форматы интеграции. Например, МТС поддерживают концертную сцену Meadow, а МТС Live готовят секретный концерт на сцене Pop Up. E-ON Energy Drink поддерживает возведение арт-объекта «Бар-Горизонт», Яндекс.Маркет готовит полевой лагерь цифрового кочевника.
И пока другие мероприятия отменялись в течение нескольких лет, Signal оставался едва ли не единственным фестивалем, который все равно проходит. И понятно, что он привлекал к себе в том числе и из-за того, что снижался уровень конкуренции. Но я уверен, что Signal и сам по себе ценен, у него есть своя публика.