1 сентября — своего рода момент истины для людей, причастных к образованию (как для учащих, так и для учащихся), показывающий, насколько серьезно удалось подготовиться к новому учебному году. Для нескольких тысяч детей — инвалидов по зрению 21 июня 2022 года стало особой датой: согласно распоряжению Минтруда России, в ближайшей перспективе школьники с ОВЗ получат в личное пользование уникальные дисплеи Брайля. Одновременно острее обозначилась проблема обеспечения техническими средствами реабилитации следующей категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — студентов.
В мае 2022 года Минтруд России издал приказ №288н, согласно которому брайлевский дисплей и программное обеспечение экранного доступа было отнесено к числу технических средств реабилитации (ТСР) для детей-инвалидов I группы по зрению. Как результат — девайс стоимостью в несколько сотен тысяч рублей начал бесплатно выдаваться школьникам от 6 до 18 лет.
Брайлевский дисплей, он же дисплей Брайля, — устройство, строением напоминающее клавиатуру стационарного компьютера. На его корпусе есть клавиши и строка из нескольких десятков ячеек (число может варьироваться от 16 до 40), каждая из которых содержит шесть точек. Точки переводят символы с экрана компьютера или мобильного устройства в рельефный шрифт Брайля. Дисплей позволяет как читать текст, так и вводить его.
Устройства практически не производятся в России, стоимость дисплея зарубежного производства начинается от 150 тысяч рублей, средняя цена составляет порядка 400.
Наряду с описанным выше существуют и более сложные модели брайлевского дисплея, по сути представляющие собой специализированный персональный компьютер. Работают такие устройства в автономном режиме, а их стоимость в несколько раз выше цены базовой модели.
С помощью дисплея Брайля пользователь может работать с текстовыми редакторами, заполнять таблицы, общаться в мессенджерах. Фактически брайлевский дисплей сегодня столь же незаменим для незрячего человека, как смартфон для всех, читающих этот текст.
Государство расширило список получателей ТСР
До приказа 288н на бесплатной основе брайлевский дисплей могли получать только слепоглухие инвалиды. Для людей с инвалидностью по зрению прибор не считался жизненно необходимым, поскольку они имеют возможность прослушивать текст, озвученный с помощью синтезатора речи. Однако дьявол, как водится, в деталях: программы синтезирования речи несовершенны — текст, термины, формулы и слова иностранных языков нередко озвучиваются с искажением. К тому же восприятие информации на слух заметно снижает ее познавательную ценность: чтобы убедиться в этом, достаточно попытаться прослушать, к примеру, учебник по квантовой физике. Так или иначе, лишь брайлевский дисплей, позволяющий не просто получать информацию, а качественно работать с ней, глубоко анализировать, перечитывать и заучивать текст, поможет незрячим людям полноценно включиться в жизнь социума.
«Рельефный точечный шрифт Брайля — это основа грамотности и культуры для незрячих людей. Только система Брайля позволяет незрячим людям получать абсолютно точную информацию. Так что можно дать самую высокую оценку этому решению правительства», — прокомментировал генеральный директор Негосударственного учреждения «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного знамени общества слепых» Сергей Ваньшин.
С ним согласен предприниматель и правозащитник Павел Обиух.
«Это правильное решение. В школе начинают изучать информатику в младших классах, так что с дисплеем Брайля у ребенка появляется возможность читать помимо учебников массу литературы, потому что, например, для художественного чтения, заданного на лето, изданных экземпляров "Войны и мира" может на всех не хватить», — сказал он.
Поручение президента
До 2022 года проблема обеспечения дисплеями Брайля незрячих людей неоднократно поднималась некоммерческими организациями.
«Есть общественное движение родителей незрячих детей, которые первыми подняли эту тему. Они достаточно давно пытались добиться этих устройств, но эти устройства, в силу их стоимости, не входили в технические средства реабилитации, которые выдавались государством», — сказала один из главных стейкхолдеров темы, руководитель программы «Особый взгляд» Фонда «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева.
Дважды тема звучала на Прямой линии с президентом России. В 2019 году незрячий мальчик попросил у президента дисплей в подарок, а в 2021 году юная участница встречи из Майкопа попросила включить брайлевские дисплеи в список технических средств реабилитации. Глава государства дал поручение правительству. С июня этого года брайлевские дисплеи начали выдавать незрячим детям в качестве технического средства реабилитации (ТСР).
Сегодня, согласно статистике Федерального реестра инвалидов, в России насчитывается 30 974 несовершеннолетних и 296 907 граждан старше 18 лет, имеющих инвалидность по зрению.
В настоящее время, согласно постановлению Минтруда, из 30 тысяч детей на бесплатный брайлевский дисплей могут претендовать около 10 тысяч: девайсами обеспечат ребят, имеющих I группу инвалидности. Право на получение бесплатного ТСР будет подтверждаться медико-санитарной экспертизой.
«Предоставление инвалиду ТСР осуществляется уполномоченными органами на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации, которая разрабатывается специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», — прокомментировал директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Дмитрий Лигомина.
А как же взрослые?
История с обеспечением школьников средствами реабилитации, безусловно, невероятно важна, но не менее важно, чтобы у нее появилось продолжение: дисплей Брайля необходим не только детям. Устройство неоценимо для взрослых людей, работающих с самым разнообразным контентом: переводчиков, программистов, преподавателей, журналистов, социальных работников. При этом даже если брать минимальную на сегодня стоимость самого простого девайса — около 150 тысяч рублей — его приобретение за свой счет доступно единицам.
«Решение вопроса для всех незрячих упирается в стоимость устройства.
В России насчитывается около 300 тысяч людей с инвалидностью по зрению, и главная задача сейчас — помочь этим людям быть трудоспособными. Поэтому необходимо разработать более детальный и точечный подход и начать с тех, кому дисплей действительно нужен для работы и учебы», — сказала руководитель программы Ксения Дмитриева.
«Молодые и не только молодые люди ищут возможности трудоустройства, когда традиционные предприятия общества слепых находятся в тяжелой ситуации. В этих условиях работа на компьютере — самый лучший вариант для неформального трудоустройства», — сказал Сергей Ваньшин.
Он вспомнил, что в конце 1990-х были созданы первые на территории бывшего СССР и стран Восточной Европы компьютерные рабочие места с интеграцией устройств ввода-вывода для незрячих. И тогда же впервые был поставлен вопрос обеспечения слепых брайлевскими дисплеями. Получается, что к этому вопросу мы возвращаемся 25 лет спустя — с поправкой на современные реалии.
«Альтернативы нет»
Дело в том, что в современной России традиционные брайлевские книги практически не издаются.
«Доля умеющих пользоваться системой Брайля сократилась в несколько раз: если в Советском Союзе их было 15-20 процентов от числа всех незрячих, то теперь — всего 3-5 процентов», — сказал Сергей Ваньшин.
Соответственно, сократилось и количество печатных изданий для незрячих.
«Количество литературы, изданной в России шрифтом Брайля, стремится к нулю. Еще как-то издаются учебники, а художественная литература, особенно современная переводная, вообще не печатается, ее незрячему можно получить только в электронном виде. Фактически сегодня в России Брайль мертв», — говорит Павел Обиух.
В данной ситуации появление дисплеев, позволяющих любой текст переводить в тактильный шрифт, возвращает незрячим доступ к мировой литературе и научным трудам. У тех же, кто не владеет Брайлем, появляется мотивация его изучить.
Особенно остро проблема доступности дисплея Брайля стоит для незрячих студентов вузов. Получая неплохое среднее образование во вспомогательных школах, где обязательно изучается шрифт Брайля, молодые люди сталкиваются с нехваткой учебников для слепых людей в университете. Книги теоретически можно распечатать на принтере для незрячих, но, во-первых, это дорого, а во-вторых, одно такое издание будет весить около десяти килограммов.
«Взрослым после 18 лет дисплей Брайля уже бесплатно не получить. При этом, если, скажем, незрячий ребенок после школы не поступает в вуз, брайлевский дисплей ему не так нужен, как студенту вуза. Последнему же устройство необходимо как воздух. Нам предложили посещать ресурсный центр для инвалидов, в котором есть два брайлевских дисплея, которыми можно пользоваться непосредственно в стенах центра. Представьте только — два дисплея на всю Москву! В результате родителям незрячих студентов приходится изыскивать возможность приобретать дисплеи за свой счет», — сказала мать незрячего студента Высшей школы экономики Анастасия Днепровская.
Помощь вне государства
Посильную помощь в получении брайлевских дисплеев взрослым инвалидам сегодня оказывают благотворительные и общественные организации. Они создают специальные программы, такие как программа поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», реализуемая фондом «Искусство, наука и спорт» с 2017 года.
«Принцип программы состоит в том, что нужно не просто передать людям устройства, а сделать их конкурентоспособными на рынке труда, самостоятельными экономическими агентами», — сказала Ксения Дмитриева.
Фонд также лоббирует включение брайлевских дисплеев в список технических средств реабилитации для всех незрячих людей. Активная работа ведется в Совете при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере и других профильных государственных организациях.
Пока вопрос медленно, но верно решается на государственном уровне, специалисты фонда «Искусство, наука и спорт» стараются поддержать самых активных. Так, в 2020 году фонд организовал конкурс в поддержку активных и творческих незрячих людей, по итогам которого брайлевский дисплей получили 15 человек.
«Я потерял зрение в детстве, учился в специализированной школе при помощи шрифта Брайля. Я много работаю с контентом, в том числе и текстовым, что делать гораздо удобнее с помощью дисплея Брайля, подключив его к компьютеру или к телефону. В таком случае вы читаете текст в буквальном смысле. Это то же самое, что для зрячего человека слушать аудиотекст или же читать глазами. Только я читаю не глазами, а соответственно, руками. Возникает эффект грамотности — если вы читаете текст, а не слушаете, то и пишете тоже грамотно», — объяснил призер конкурса Павел Обиух.
«У меня были проблемы со зрением с детства, а в подростковом возрасте я потеряла зрение полностью. Много лет работала инженером-программистом в вычислительном центре Иркутского университета, 20 лет занималась обучением незрячих пользователей тифлоинформационным технологиям, а сейчас работаю тренером компьютерной грамотности программы "Особый взгляд". Шрифт Брайля я освоила в 16 лет, когда перешла в специальную школу для слепых и слабовидящих детей. И только благодаря знанию шрифта Брайля смогла получить высшее образование и работать по выбранной специальности. С помощью брайлевского дисплея работать на компьютере стало намного легче. Информация экрана с тактильным дисплеем более наглядна, лучше запоминается. Быстрее и комфортнее выполняются вычитка и редактирование конспектов, учебных материалов для учащихся, чтение справочных материалов на английском языке, чтение информации на удаленном компьютере в процессе дистанционных занятий», — сказала призер конкурса Эльвира Алсалямова.
Работа продолжается
Вопрос обеспечения ТСР взрослых инвалидов по зрению остается открытым. Сегодня необходима верная оценка количества потенциальных пользователей, а также определение входных условий получения девайса. Так, Сергей Ваньшин считает, что будущие владельцы дисплеев должны проходить тест на умение пользования системой Брайля. Проводить такую проверку могут пользователи публичных библиотек для незрячих, владеющие методом Брайля на экспертном уровне. Они смогут выявить тех, кто действительно нуждается в устройстве для работы и свободно владеет системой чтения и письма по методу Брайля, и отсеять возможных спекулянтов, намеревающихся получить и перепродать дорогостоящее устройство.
Пока же Совет при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере и фонд «Искусство, наука и спорт» объявили о старте литературного конкурса среди взрослых инвалидов по зрению. А это значит, что совсем скоро еще десять незрячих, не ожидая изменений в законодательстве, получат драгоценные дисплеи Брайля.
Алексей Шишков